Пюхтица

Елена Неменко
Благовещенье в 1985 году 7 апреля мы отмечали с отцом в Эстонии в деревне Куремяе. Там находится Пюхтицкий Успенский православный женский монастырь.
Зиму и весну 1985 года я провела в Москве, училась редактировать научные материалы. Отец к этому времени уже уехал из Ленинграда в Эстонию. И решила я его проведать, отпросилась в институте на три дня и поехала ночным поездом в Ленинград, не сообщив отцу. С телефонными звонками тогда было ну очень проблематично. Погостевала маленько у ленинградской младшей сестрёнки и ранним воскресным утром 7 апреля уже была в небольшом городке Кохтла-Ярве. Легко нашла дом, поднялась на второй этаж и позвонила. Дверь распахнулась мгновенно.
- О! Ленка приехала! Собирайся. Сейчас автобус будет. Поедем в Куремяэ, в монастырь. В Пюхтицу.
Объяснять мне долго не надо, покидала сумки да кульки в прихожке, и вот мы с папой едем в автобусе по весенней Эстонии.
.
Монастырь был основан в 1891 г. на месте обретения чудотворной иконы Успения Божией Матери, где ещё в XVI веке была построена часовня. По периметру огорожен высокой каменной стеной, в центре красивый Храм. А воздух! Воздух реально был пронизан светом, покоем, радостью, любовью ко всему, что рядом… С тех пор я знаю, как пахнет Благовешение.
Поразила приветливость, открытость сестёр к гостям. Вот тут-то я вспомнила, как однажды меня не пускали в родную уссурийскую церковь, потому что я отказалась надеть чьи-то платок и кофту с длинными рукавами. Хоть и давно это было, но лица упертых блюстительниц помню по сей день.
Здесь же гостям терпеливо показывали всё хозяйство обители –аккуратную пасеку, где несколько ульев были в форме церковок, чистые загоны с животиной, уютный госпиталь, где доживали свои дни безнадёжные одинокие старушки. И у каждой бабушки была своя птичка в клетке.
- Всегда надо, чтобы у одиноких людей было какое-то живое существо, за которым они будут ухаживать.- говорила нам сопровождающая монахиня.- Кошек и собачек мы не можем в этих маленьких кельях содержать, но птичек – всем- пожалуйста.
Потом была служба в Храме. Запомнился пол, выложенный огромными черно-белыми плитами, а по нему неслышными шажками плыли-семенили бледные монахини… Строгий пост. Вот у одной огромный тёмный воротник закрывает полспины, а на нём что-то вышито цветными нитками. Подхожу поближе – это вышитые грехи, которые надо отмолить… Читаю – «Будучи водителем трамвая, погубила 5-тилетнего ребенка»… И нет никаких слов для утешения – человек один-на-один со своей совестью…
Много лет прошло с тех пор, но как я благодарна отцу… Атеист, но всё же понял, как важно показать дочери и другую, душу очищаюшую сторону жизни .