Размышление о столетии

Тамара Белова
                Жизнь - есть только миг,
                Ослепительный миг.
     Что-то мне сегодня захотелось поразмышлять о вечности и главное поразмышлять что же такое сто лет? А потому, что сегодня в праздник Благовещения сто лет тому назад родился мой любимый старший брат Георгий Фомич Черняев. Младшие братья и я звали его любовно БРАТКА. Этим подчёркивалась любовь и даже преклонение перед ним. Для меня-то он был в прямом смысле няней. Приходил из школы и в кармане его всегда был «подарок от зайчика». На прогулках я непременно восседала на его загривке. Так кто же он и что ему в жизни досталось? Обо всех братьях я написала в книге «Фома Черняев и его дети». Здесь только маленькие штрихи возьму в виде небольших выдержек из его лирики.
Вот стих «О себе»

Я не поэт весёлых песен
И страшных сказок для детей.
Мир политики мне тесен,
Досуг свой не только ей.
Я столяр, плотник и сапожник,
Слесарь, каменщик, печник-
Рабочий человек всё может
Делать в доме - всё привык.
Кувалда, лом пока послушны
Моим уж старческим годам;
Люблю читать и вести слушать,
Но не приемлю ритм - бедлам.
Что заполняют телеков экраны,
Эфир засорен чепухой:
Парнуха льётся, как из крана,
И пудрят головы трухой:
О тех, как жили мы убого-
В ГУЛАГе пьяном взаперти.
У растления нет порога.
Страна у гибельной черты.
Пишу стихи я для забавы,
Когда становится невмочь.
Для потомков, не для славы-
Понять историю помочь.
Январь 2000 г.

     Да, не так уж редко было, когда «молчать было невмочь». И он не молчал. Натура активная, здравомыслящая не мог быть он в жизни наблюдателем, может в отца? Со школьной скамьи  вожак и запевала. Так с пионерии и началась его активная жизнь: пионервожатый, секретарь в комсомоле, в партии секретарь партийной организации. Вот тут я добавлю, что кандидата в Центральный Комитет партии погубила женщина. 
Ах, женщины, как много они возвели на троны и погубили мужиков. Высшая партийная школа в Чите - закончить школу и ты, возможно, завтра будешь приглашён или избран в ЦК(а). Но свободное время… рестораны по вечерам… ты свободен от семьи… красивые женщины. И вот ОНА подножка. Оба исключены из компартии за аморальное поведение, и жизнь пошла другим путём.
   
    Но это будет позже. 1941 год. Доброволец. От и до прошёл. Победа над Германией, а тут с Востока угроза. Надо и эту окраину защищать. С западного фронта прямо на Дальний Восток. Провожала я братку на войну, сидя, как всегда на его загривке, а вот встречала уже школьницей второго класса. Не заезжая к родителям, минуя Забайкалье, уехал за невестой в Бугульму. С Полиной они, наверно, в окопе поженились под прицелами немецкой «кукушки» сутками сидя под её прицелом. Оба были связисты. Надо обеспечить связь, иначе не будет победы.
Что пережил, с кем служил, кого из друзей потерял,- обо всём он писал. Сколько боли во всём!

   Страна встаёт из руин - новые стихи и проза. Воспоминания о до военном счастливом детстве. А вот тут «перестройка». Сколько боли в его поэме «Беловежская пуща»! Печатал сам на машинке под копирку. Жаль, что мне он присылал не первый и не второй экземпляры. Сам переплетал свои сочинения. Я по образцу брата сама переплетаю свои книги. Вот если бы была в то время такая оргтехника, то производительность его была бы выше и качественнее. У меня шесть сборников братки. Иногда он мне пересылал без переплетов, и я их сама переплетала.
Добавлю, что рассказов страшных или иных он не рассказывал о войне. И я до пятидесяти лет не знала, кем он служил.  В 2014 году написала «Разговор с братом».
 
Разговор с братом
 
- Брат, расскажи мне о войне,
Ты ушёл пацаном.
Было страшно, наверно, тебе?
- Сестра!
Прошло с тех пор много десятилетий,
Но не могу я говорить
О том лихолетье.
- Брат,
Расскажи, где и кем ты служил,
Ты теперь до седин уж дожил?
- Что ж , расскажу я тебе, сестра,
Ибо я помню о том,
как будто это было вчера.
Служил я связистом.
Замерзал с проводами в зубах
в болотах и поле чистом
под прицелом немецкой «кукушки»
сидел, бывало не одни я сутки.
Погибали связисты с проводами в зубах,
Надо было обеспечить связь на фронтах.
Без связи не была бы Победа.
Что нет орденов?
Это не беда.
О наших братьях связистах
Пишут романы и прославляют в стихах,
Но только о тех,
Кто замёрз или погиб
с проводами в зубах.
Я же выжил.
Что обо мне говорить?
Только о времени том,
До сих пор не могу я забыть.
Теперь болят суставы
и простуженные почки,
Не однажды сидел я в болоте
за кочкой.
Теперь вот спать не дают
Мне болячки все ночки.
Не дают мне врачи новые суставы
и почки.
Ты, сестрица, пиши,
И потомкам нашим ты расскажи
Обо мне и о том лихолетье:
Пусть помнят о нас наши дети.

      Братка, завет я твой выполнила. Обо всём написала и нашим потомкам разослала. Такова роль в семье мне выпала и я её с достоинством осуществила. Так спи спокойно, дорогой мой братка.
1 апреля 2023
ФОТО 8 МАРТА 2009 Г ПОСЛЕДНЯЯ ПРОЩАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА. 1. 09. 2009 ОН УШЁЛ...