Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 10

Андрей Грачев 2
Глава восьмая: бои в небе Украины.

Мы немного отступим от нашего традиционного повествования и поговорим теперь отдельно о боях в небе Белоруссии и в небе Украины. И это сделано нами будет не случайно. Дело в том, что к тому времени наметились две разные тактики в эскадре, и действия её на Украине и на Белоруссии были различные.

На Украине лётчики эскадры часто воевали совместно с JG52 и брали приёмы этой эскадры на вооружение, сводя бои к внезапным атакам и избегая группового боя. В небе Беларуси лётчики эскадры тоже атаковали внезапно, но сама философия боя была иной. Они использовали как правило два звена, одно только имитировало атаку, а второе проводило основной удар. Эти резкие атаки с разных сторон, во время которых лётчики старались сбивать в первую очередь ведущих советских групп, могли быть очень продолжительными, то есть это были групповые бои, только не на виражах. Бороться с асами становилось всё труднее, однако советские пилоты уже выработали все необходимые качества для этого. И немцам было тоже очень непросто. Особенно на Украине. Здесь действовала 2-я ВА, очень хорошо организованная советская воздушная армия с сильным составом. Различались и самолёты, на которых воевали немцы: в Беларуси они воевали на фв-190, который лучше подходил для группового боя, на Украине в основном действовали бф-109, подходящие для внезапных атак.

22 января погиб один из самых успешных асов IV группы - фельдфебель Отто Гайзер из 11 отряда. Он имел 74 победы на счету. Погиб он при атаке на штурмовики. Пока нам не удалось установить, кто его сбил, но, скорее всего, он пал жертвой воздушных стрелков.

8 апреля погиб в районе Холешув лейтенант  Карл-хайнц Флюгге из 10 отряда, имевший 13 побед на счету. Утром он заявил сбитым По-2. Затем он встретил противника посерьёзнее - звено "Илов" из состава 451 шап. Ведущим был опытный пилот Чеченев Михаил Семёнович. Вовремя заметив атакующих, он предупредил остальных. В момент атаки группа резко затормозила, Флюгге проскочил вперёд и подставился под огонь Чеченева и других пилотов. Дружным огнём немец был сбит.

16 апреля в небе Тернополя был сбит оберфельдфебель Фридрих Хайманн из 11 отряда, имевший 30 побед на счету. Бой протекал так. Группа из 8-ми Ла-5ф из состава 41-го гиап отправилась на патрулирование, обнаружила ю-87. Истребителей сопровождения не было видно. Копируя тактику JG52, асы JG51 при сопровождении поднимались высоко, а при атаке на штурмовики стремительно пикировали на ведущих советских групп. На сей раз этот приём не сработал: Кадников Михаил Васильевич, ведомый Павлова, который был командиром советской группы, среагировал мгновенно. Как только Хайманн спикировал на Павлова, Кадников открыл огонь с дистанции 100 метров и сбил немецкого аса. Кадников был ветераном боев на Халхин-Голе, был там сбит, после выздоровления признан к полётам негодным. Однако сначала Кадников добился того, что его всё же взяли пилотом транспортника, а потом вернулся и в истребительную авиацию. В том бою Кадников отличился впервые в карьере.

18 апреля 11 отряд лишился ещё более сильного аса. Фельдфебель Хельмут Хольц в паре с ефрейтором Францем Андреаусом отравился на задание по разведке аэродрома, но оба пилота из этого вылета не вернулись. Их в районе аэродрома заметили советские зенитчики и открыли огонь. Один из бф-109 был сбит, лётчик спасся на парашюте. Второй лётчик посадил рядом бф-109, надеясь спасти товарища, но в итоге оба попали в плен. Их дальнейшая судьба неизвестна. Хольц имел 56 побед на счету. Именно этот пилот сбил выдающегося аса 3-го гиап Мудрова Михаила Ивановича.

2 мая был предпринят утром удар по аэродрому врага силами 5-го ШАК. Удар был нанесён внезапно, немецкие истребители среагировать не успели, но на обратном пути всё же атаковали "Илы". Пока одна группа связала боем 179-й иап, осуществлявший прикрытие, вторая пробилась к "Илам" и сбила три из них. Пилоты 11 отряда заявили пять побед. Затем они атаковали ещё одну группу истребителей. Лётчик Бочаров Василий Николаевич атаковал в лоб один из бф-109 и сбил его, но и сам получил тяжёлые повреждения и, дотянув до своей территории, совершил вынужденную, на которой самолёт разбился. Он сошёлся в лобовой с лейтенантом Петером Кальденом, который успел одержать в том бою три победы. А всего имел 25 побед на тот момент. Он был сбит и ранен и выбыл на некоторое время.

15 мая эскадра потеряла многоопытного командира 10 отряда, лейтенанта Херберта Фрибеля, имевшего на счету 58 побед. В тот вечер на перехват небольшой группы ю-87 были подняты три звена Ла-5. Первой была поднята шестёрка Бородачева из 40-го гиап. Когда они пришли в район Тарнополя, немцы уже отбомбились и ушли восвояси. Правда, никакого ущерба они наземным частям не принесли. День был облачный. Сопровождала их пара 10 отряда Фрибель Фехтель, оба - известные асы. Используя облака как прикрытие, они атаковали группу Бородачева. Тот успел заметить атаку и, быстро развернувшись, обстрелял немцев, которые, однако, успели подбить самолёт Лянгасова и после этого спрятались в облаках. Лянгасов благополучно дотянул до аэродрома.

Затем атаке подверглась уже пара Юханов Гаврилов из группы Семенюка, того же полка. Юханов был начеку и, быстро сориентировавшись, перешёл на скольжение, тот же маневр выполнил и ведомый. Немцы проскочили вперёд и тут же пошли на вертикаль. Однако советские пилоты успели их обстрелять. Огонь приходилось вести с упреждением, и Юханов промахнулся, зато молодой пилот Гаврилов подбил вражеский истребитель, который стал резко снижаться. Молодой пилот продолжал его преследовать, оторвавшись от Юханова. Он совсем забыл про второй немецкий истребитель. Фехтель дал точную очередь, Гаврилов с трудом дотянул до своих позиций и выпрыгнул с парашютом, но тот не раскрылся. На аэродром пришло известие от постов наблюдения, что немецкий истребитель после боя разбился. Но, увы, обрадовать этим было уже некого... Гаврилов Иван Осипович одержал в том бою свою единственную победу. Новичок сбил знаменитого аса. Впрочем, нельзя не отметить и действия Юханова Николая Сергеевича. Если бы ни его внимательность и быстрота реакции, эта победа была бы невозможна.

Последней безвозвратной потерей эскадры на этом участке фронта стала потеря нового командира 10-го отряда Хайнца Вента 16 июля в небе Золочева. Как видим, командирам этого отряда фатально не везло. Вент имел 17 побед на счету.

Этот бой требует отдельного описания. На сопровождение Пе-2 в район Золочева ушла восьмёрка 9-го иап, причём ведущим был сам командир полка Сергей Иванович Тимофеев. Воевал полк на "Кобрах". При отходе от цели группа была атакована бф-109. В кабине его сидел Вальтер Вольфрум, знаменитый ас из JG52. Он сбил одну из "Кобр", пилот Саков погиб. Это была уже 10 победа аса за день и, что удивительнее всего, все эти десять побед имеют подтверждение. Вольфрум решил провести ещё одну атаку, но на сей раз он взял на прицел "не того". Фанин Иван Маркович, кого он выбрал себе в жертву, был опытный ас. Он успел среагировать молниеносно, перешёл на скольжение, Вольфрум проскочил вперёд, и Фанин угостил его хорошей очередью вслед. Вольфрум решил спастись крутым пике, имитируя падение. Но Фанин не купился, спикировал следом и, когда Вольфрум выходил из пике, атаковал его повторно. Самолет аса был сильно поврежден, сам ас тяжело ранен. Фанин мог бы его добить, но Вольфрума спасло то, что Фанина в этот момент вызвал лётчик Сперанский, его ведомый, сообщив о новом неприятеле. Вольфрум смог в итоге кое-как посадить изуродованный самолёт, но выбыл надолго.

Новым неприятелем была группа JG51. Один из Пе-2 отстал от своих и стал лёгкой целью. Его окружили фв-190 и начали активно обстреливать, Пе-2, отчаянно маневрируя, пытался спастись. Основная группа ушла вперёд, бросить её пилоты полка не могли, вдобавок их тоже атаковали фв-190. На помощь Пе-2 пошёл один Сперанский, попутно вызвав Фанина. Он смог отвлечь на себя одну из пар немцев, но другая бой продолжала. Тут уже вступил в бой Фанин - он атаковал в лоб ведущего этой пары. Немец принял вызов, и очень напрасно: мощная пушка "Кобры" разнесла самолёт Вента на части. Так Фанин в одном бою сбил двух асов и двух командиров немецких отрядов. Пе-2 был спасён, но Фриц Лозигкайт, командир эскадры, всё же решил его записать на свой счёт как сбитый. Иван Маркович Фанин был удивительно скромным и интеллигентным человеком, он одержал 17 побед за Войну, но - удивительное дело, две победы у него отобрали. Он долго служил после Войны, но не смог сделать карьеры и ушёл из ВВС. Звание Героя он тоже не получил. Пилотов 9-го иап упорно обходили с наградами. Впрочем, такие люди, как Фанин, вели бои не ради знаний и наград. Такого же типа человеком был и Табаков Иван Никитович, гроза немецких асов, которому была посвящена наша отдельная статья.

Конечно же, это, скорее всего, далеко не полный перечень асов, которые были сбиты в небе Украины, но выжили. Тем не менее, список получился довольно солидный. Мы видим, что все победы одержаны были в скоротечных схватках, где решала всё быстрота реакции и меткость. Поскольку вся тактика немцев сводилась здесь к внезапным атакам.