750. Страсти по Лермонтову с Байроном

Валерий Яковлевич Гендель
750. Страсти по Лермонтову с Байроном.

Сейчас (2023-03-28) в ток-шоу Соловьёва на ТВ политологи словно бы начиная понимать, что действия американцев логическому осмыслению не поддаются, переходят к осмыслению сумбурному. И правильно называют рептилоидами западников, поскольку речи их как будто с потолка сваливаются на всех, такие они странные. У Лермонтова прямо так и называется драма «Странный человек» (Сочинения, т.2, М., 1990, стр. 83).

«…Он путника остановил, и этот
Ему дорогу молча указал
И удалился с видом удивленья.
И всадник примечает огонёк,
Трепещущий на берегу другом;
И, проскакав тенистую дубраву,
Он различил окно, окно и старый дом,
Он ищет мост… но сломан старый мост,
Река темна, и шумны, шумны воды…».

Это, говорится в драме, подражание «Сну» Байрона. Вспоминают наши политологи, как жмёт кому-то руку в воздухе Байден. Указывает ему этот кто-то, кого не видно, дорогу. И Байден идёт туда. Если бы не остановили его, так бы он и улетел куда-нибудь. А куда? чёрт его знает. Нет моста, чтобы с физического плана переходить в мир Духов. Нет моста ни у Байрона, ни у Лермонтова, как нет моста у странного Арбенина в драме. «Лица, изображённые мною, – пишет в предисловии Лермонтов, – все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей…»

Меня здесь интересует посыл в будущее, которое поверяет сказанное Лермонтовым о том, что раскаяние, верно, посетит Души тех людей. Мой вывод на основании моей работы с ними, что не способны они на раскаяние. Достаточно присмотреться к Байдену, чтобы понять, что рептилоид он, то есть зомби в руках Дьявола или Змея. Байден может покаяться, но только в том случае, если это надо будет Змею. Как Зеленский во власти Байдена, так Байден тоже не хозяин сам себе.

В 98 женщина на ТВ рассказывает, как её муж проигрывает всё в России, после чего она везёт его за границу, где он тоже проигрывает всё и один уезжает в Россию. Его жену там пропускают, как она выразилась, через седьмые врата ада за долги мужа. Она возвращается в Россию, чтобы посмотреть в глаза мужу – и видит в них только зелёное сукно игорного стола. Это мёртвый человек. Её знакомая, у которой муж тоже игрок, прыгнула с ребёнком с восьмого этажа, после того как муж пустил её по миру и покончил жизнь самоубийством.

Те страсти, которые испытывают князь Звездич и Арбенин в «Маскараде» у Лермонтова просто страстишки в сравнении с нынешними (98). И всё же именно тогда Лермонтов ярче отразил притягательность и губительность Демона страсти, поскольку ближе к истокам по времени то было.

Вот князь Звездич проигрывается в карты. И опытный Арбенин учит молодого, что есть всего лишь два средства: «Дать клятву за игру вовеки не садиться или опять же сесть. Не сесть – значит победить Демона страсти, а сесть – значит проиграть свою жизнь, ибо выигрывает в карты только Дьявол через своих проводников, которые как шулеры. И Арбенин преподаёт молодому урок, как надо выигрывать.

Но чтобы здесь выигрывать решиться – говорит Арбенин –
Вам надо кинуть всё: родных, друзей и честь,
Вам надо испытать, ощупать беспристрастно
Свои способности и душу: по частям и
Их разобрать; привыкнуть ясно
Читать на лицах чуть знакомых вам
Все побужденья, мысли; годы
Употребить на упражненья рук,
Всё презирать: закон людей, закон природы.
День думать, ночь играть, от мук не знать свободы,
И чтоб никто не понял ваших мук.
…И не краснеть, когда вам скажут ясно: «Подлец!» (стр. 133)

Человек, который жизнь свою, как Арбенин, употребил для освоения искусства шулерства, становится рабом Демона. Теперь он выигрывает деньги (в земной жизни), но обречён в той жизни, где живут живые Души. У него «сломан старый мост», потому что он обретает качества неисправимого преступника, о которых так подробно говорит Звездичу. 

При этом Арбенин считает себя мудрецом. Он даже отошёл от игрового стола, женился, влюблён и счастлив. Но в действительности это лишь видимость. Вот малейший намёк на измену жены Нины – и он подсыпает ей яду в мороженое. Арбенин большой мастер интриг. Для него жизнь без интриг как для спортсмена жизнь без спорта. Такие понятия, как честь, для него просто как игральная карта. И не случайно, когда учит другого, он говорит о необходимости пожертвовать родными: чтобы с родными жить, надо что-то прощать им. А он прощать теперь не может. Демон страсти терпеть не может даже намёков на измену, насмешек над собой.  Смешным не может он показаться никому. Такое у него Эго! что не дотрагивайся до него. Иначе не сдобровать.

«Вы его Души не знаете, – говорит Неизвестный, фактически вторая часть Души Арбенина, выведенная под этим именем. Она, эта вторая положительная часть Души, пока был молод Арбенин, боролась за Душу в целом, но вынуждена была отступить, когда Арбенин сделал свой выбор. – Мрачна и глубока, как двери гроба».

«Чему хоть раз отворится она,
То в ней погребено навеки. Подозренья
Ей стоят доказательств – ни прощенья,
Ни жалости не знает он, –
Когда обижен – мщенье! Мщенье!
Вот цель его тогда и вот его закон». (стр.229)

В фильме, отступая от Неизвестного и Звездича, Арбенин закрывает за собой три пары дверей и остаётся один у гроба своей жены. Он вхож во врата Ада, где смерть, безумие и куда людям с честью двери не открыты. В прошлом веке Ад Демона для человека простирался всего лишь на три плана вглубь, сегодня Дух Демона так утоньшился, что на семь ступеней вниз может погрузиться человек Душой своей в его глубины, что значит, в два с лишним раза ухудшились качества царской Души, в два с лишним раза изворотливее она стала.