Охотничьи приключения

Арнольд Малыгин
               
Как-то вечером мне позвонил Вадим Николин. В своё время мы с ним вместе удачно охотились, а в последнее время стали заниматься регулированием численности волков. Обменялись новостями, планами на будущее. И вдруг, он мне говорит.  Ты знаешь, перебирал своё охотничье хозяйство, и мне бросился в глаза старый, объёмистый рогожный куль. Я даже не помнил, что в этом куле? Вытащил его наружу, и, знаешь, что в нём оказалось? Металлическая печка! Может быть, ты помнишь наши зимние похождения, связанные с этой печкой? Я немного задумался, напряг свою память и вспомнил.


Середина февраля, температура ночью, тридцать пять градусов, а днём немного отпускает. Выставили петли, капканы на волков  неделю назад, и пора ехать проверять наши ловушки. Расстояние от города  чуть меньше двухсот километров по трассе, и в сторону порядка сорока. Нашли свежие следы стаи волков. Они несколько раз пересекали лесную дорогу туда и обратно. Что-то явно их заинтересовало в этом месте. Способствовало установки наших ловушек то, что следы волков шли по дороге вдоль вершины лесной речушки. Справа от дороги небольшой полосой произрастал густой ерник, кусты высотой выше колена. Дальше чистый снег русла речки, кое-где с редкой рыжеватой травой. От дороги слева тоже ерник, а за ним лес. В ернике, прямо на следах установили петли и капканы. Получилось всё очень удачно, как будто специально созданная для успешной охоты природная обстановка. В густых кустах ерника просматривались прогалы с волчьими следами. Мы надеялись, что работа наша принесёт удачу.


Поехали мы на охоту втроём. Мы с Вадимом, и, в первый раз, на такую охоту наш сослуживец Володя Вдовиченко. Попросил нас показать, как происходит охота на серых разбойников, Да и сама поездка для него очень интересная. Впервые увидеть такую увлекательную охоту, проехать по зимнему лесу. Мы с Вадимом одни из первых городских охотников, года два назад, как переключились на волков.


Счёты свести с ними у нас были немалые. Развелось их в Якутии великое множество. Стали наносить огромный вред домашним оленям. Более пяти тысяч оленей уничтожали за год, и уже начали нападать на табуны лошадей, домашний скот. Нам же волки вредили тем, что значительно сократили количество диких копытных животных, и сильно подорвали их численность. Охота в последнее время на сохатого из-за них была очень неудачная. С другой стороны, охота на волков чрезвычайно трудная, сложная, не каждый охотник может потягаться с этим умным, чутким и осторожным зверем. Это нас и привлекало в такой охоте, постараться перехитрить их, и добыть очень ценный трофей. Да и премия за добычу злостного хищника кроме денежного вознаграждения, выражалась выдачей лицензии на сохатого.


Часа четыре ехали по трассе. Свернули на лесную дорогу, отъехали немного и остановились перекусить. Володя всё расспрашивал нас про волков. Для него это было в диковинку. Ему приходилось охотиться в основном на уток, да зайце. Правда, с нами он несколько раз ездил и на сохатого, но волки это что-то новое. У нас опыта большого не было, но прошедшие года по одному, два волка в год всё же добывали.

 
Лесная дорога идёт то лесом, то выходит на лесные речки. Местность равнинная, поэтому такое понятие как настоящая речка здесь отсутствует. Нет таких привычных берегов, замёрзшего льда в русле. Тянется открытое место от леса до леса, а посредине речка, заросшая ерником. Проехали немного и увидели стайку тетеревов на дереве. Они нас подпустили совсем близко, как будто знали, что стрелять мы их не будем. Вадим достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. Встреча любой живности в лесу поднимает настроение, и у нас повеселело на душе. Если попадает при въезде в лес какая-то дичь, то по поверью, это способствует удачи. Всё, волки наши, развеселились мы. Ещё немного пропетляли по лесу и выехали на нашу речку. Внимание  обострилось, и мы стали внимательно осматривать местность за окнами автомобиля.


Напряжение наше нарастало. Уже появились волчьи следы на дороге. Их всё больше и больше. Вдруг, справа от дороги, заметили чистый круг среди ерника, диаметром около двух метров. На фоне густых кустов ерника, он чётко выделялось своей снежной белизной. Вадим сразу же остановил автомобиль. Мы все вышли из машины, и пошли осматривать подозрительный круг. В голове сразу возникла мысль, что это связано с волком. И на самом деле. В круге все кусты были сгрызены, а от круга были следы волка, и следы волочения от потаска. Это метровая палка, прикрепленная к концу петли. Не знаю, как у других, а у меня сердце ёкнуло. Волк попался, всё говорило об этом. Он зацепился за кусты потаском, стал крутиться на месте, и по кругу выгрызать кусты. Когда выгрыз всё вокруг, освободился от за цепа и выскочил на дорогу.


Мы вернулись в машину, взяли карабин и двинулись по следам искать пойманного волка.  Я и Вадим пошли по ернику на небольшом расстоянии друг от друга, а Володя по дороге. Волк пробежал некоторое время дорогой и зашёл опять в ерник. Пройдя немного по следам, увидели снова выгрызенные кусты, но волка там не было. Вдруг Володя закричал нам, что там много следов, идите сюда. Подошли к нему, и на самом деле, вся дорога была истоптана волчьими следами. Тут же был виден след потаска. Стали внимательно разбираться в следах. Прошли довольно большое расстояние и поняли, что волки ушли всей стаей вверх речки по дороге. Пройдя немного до того места, где образовалась цепочка следов волчьей стаи заметили, что волк с потаском пошёл вместе со стаей, а потом вернулся обратно. Пока разбирались в следах, не заметили, как настали сумерки. Определить, куда ушёл волк с потаском, уже было сложно. Поэтому мы вернулись в машину и стали решать, что делать дальше. Обсудив, всё увиденное поняли, что волк  находится здесь.

 
В темноте его искать не имеет смысла, поэтому надо переночевать. В машине втроём ночевать сидя неудобно, нормально не поспишь, будешь днём ходить разбитый. Решили ехать ночевать в знакомую нам лесную избушку. Она находилась по другой дороге в десяти, двенадцати километрах от нас. В прошедшие года как-то мы в ней ночевали. Принадлежала она сенокосчикам, в избушке была печка. Решили и поехали. Доехали до с ворота на нужную дорогу. По ней никто не ездил. Поколесили немного, и, вот она избушка, родимая. Подъехали как можно ближе к дверям. Вадим сразу развернулся в обратном направлении, и стал накатывать колею в снегу. Утром будет легче тронуться с места прямо по колее. Раскатал снег и возле машины, чтобы свободно сходить и заходить в машину, не занося снега на ногах внутрь. После этого вышли из машины, и пошли в избушку.


Отгребли снег от двери, открыли её, и зашли внутрь. Осмотрели внутренность внутри. Каково же было наше разочарование, когда увидели, что в избушке отсутствовала печка. Чертыхнулись все вместе от такого сюрприза. Хозяева увезли её с собой, или запрятали недалеко от избушки в надёжном месте. С одной стороны хозяев понять можно. Последнее время, с того момента, когда рухнул СССР, народ сильно изменился. В лесу появились некоторые люди, которые попирают все лесные законы. Не трогать ничего в лесных избушках, оставить после себя дров на растопку после ночёвки. Положить немного продуктов на полку, подальше от мышей, коробок спичек, огарок свечи для уставшего путника, и другие правила. Вместо этого могут вырвать дверь, разломать и истопить нары и лавки в избушке, оставить грязной посуду. Разочарованные таким приёмом избенки, вышли наружу. Придётся всё же в машине ночевать, сказал Володя. Настроение у нас поубавилось.


Возле избушки стоял широкий стол, возле него лавки. На нём летом обедали сенокосчики. Края глубокого снега на столе были осыпаны и из-под них торчали чуть согнутые края листового железа. Решили смести со стола снег, и когда мы это сделали, то увидели на столе большой плакат. Надпись призывала успешно выполнять задание по заготовке сена. Плакат был сделан из двух листов кровельного железа. Он был старый, ещё со времён Советской власти. Некоторые слова были стёрты от времени. Кое-где  прострелен охотниками, используя плакат для мишени. У меня вдруг в голове мелькнула мысль, а не использовать ли его для изготовления печки.


Я знал, что Вадим мужик запасливый, и он всегда брал с собой различный инструмент. В совместных поездках с ним, я в этом убедился. Какая бы не была сложная поломка автомобиля, у него всегда находились необходимые запчасти и нужный инструмент. Иногда приходилось в пятидесятиградусные морозы разбирать и собирать задние и передние мосты, коробки передач. А сделать простую печку для меня проблемы не было. Мне приходилось их делать прямо в лесу из прогоревших старых печек, валявшихся возле избушек. Своим боевым топором кроил жесть на нужные детали печки, обрубок толстой палки служил киянкой. А у Вадима, может быть, в инструментах найдутся ножницы по металлу. Решил такой мыслью, поделился со своими напарниками.


Мужики, давай сделаем печку. Да какую печку, из чего её делать, что ты выдумал? А вон кровельное железо лежит на столе, из него и сделаем. Как же её делать в таких условиях, и чем делать? Вадим, видимо ухватил мою мысль, и стал поддерживать меня. Володя же смотрел на нас недоуменно, что-то несерьёзное они говорят. Перебрасываясь такими репликами, всё же стали говорить по существу. Время у нас достаточно, спать ложиться ещё рано, надо действовать. Вадим стал рыться в своих инструментах и достаёт ножницы по металлу, молоток, плоскогубцы. Этих инструментов достаточно для нашей авантюрной работы. Смели снег со стола полностью и осмотрели тщательно призывной плакат. Кровельные листы слегка были помяты, виднелись отверстия от пуль. Все эти небольшие повреждения не повлияют на изготовления печки.

 
Распределили между собой, кто какую работу будет выполнять. Ребята взялись делать корпус печки. Это более простая работа. Стали размечать размеры  боковых стенок, верха и днища. Даже штангельциркуль нашёлся. Оставили размеры для замка краёв сшивных частей печки. Отрезали нужную ширину и длину кровельного листа. Для изгиба углов правильного короба печки пользовались краем стола. Взялись за работу, и сразу стало видно, что получается что-то похожее на наше изделие. Чем дальше продвигалась работа, тем азартнее работали ребята. Перед тем как делать замок между сращиваемыми концами листов, разметили и вырубили отверстие под трубу. Если возникали какие-то вопросы в процессе работы, я подсказывал, как их выполнить. У ребят дело спорилось. Сомнения в нашем мероприятии у Володи отпадало. Уже стали шутить, мечтать, как мы затопим наше изделие, будем готовить на ней еду, согреем избушку.


Я же занимался вытяжной трубой.  Необходимо было изготовить несколько патрубков. Для этого использовал конец жерди нужного диаметра. На ней хорошо изгибать полосу жести в трубу. Затем надеть заготовку патрубка на жердь, скрепить замок концов жести, и молотком отстукать их. Ребята закончили корпус печки, и начали изготовлять задний торец печки. Мы упрощали изготовление деталей. Торец печки выглядел как днище коробки с низкими стенками, высотой пару сантиметров. Она плотно вставлялась в короб печки, исполняя роль задней стенки. Передняя дверка тоже выглядела как задний торец, только он свободно вставлялся и вынимался. Его верхняя стенка была длиннее других. Она изгибалась, и своим изгибом цеплялась за верхнюю часть печки. Патрубок в отверстие печки тоже устанавливался просто. Нижний его конец разрезал на двенадцать лепестков. Половина лепестков была пригнута  к верху внутри печки, а другая снаружи. Это крепление было достаточно для удерживания патрубка на месте. Наконец все детали печки были изготовлены, и необходимо было установить её на место.


Мы торжественно, весело, с прибаутками занесли её в избушку. Установили на место,  собрали трубу из патрубков и вывели её на крышу. Наложили дров в печку, растопку из наструганных щепок, и настал торжественный момент. Зажечь растопку доверили нашему скептику Володе, не верившему в начале, в наше мероприятие. Какова же была радость, когда печка разгорелась, загудела вытяжная труба, и от печки повеяло жаром. Настроение у нас поднялось. Все были довольны нашим изделием. Задача сейчас у нас была одна --  поддерживать горение печки, чтобы она постоянно горела и обогревало помещение.  Стали заносить вещи из машины в избушку,  каждый занимал облюбованное место на нарах. Налили воду в чайник и в  кастрюльку для приготовления каши. Мы любим, готовить кашу, и если добавить туда мясной тушёнки, то это вкусная и калорийная пища.

 
Тепло от печки плавно распространялась по избушке. В самом дальнем от неё месте уже ощущалось тепло. На стенах сначала появилась изморозь, а затем она начала подтаивать по верху стен, образуя мокрые пятна, которые постепенно снижались вниз. Затем стены совсем обсохнут, вбирая в себя тепло.  Пока готовили ужин, избушка согрелась так, что мы поснимали верхнюю одежду.  Сели за стол и начали ужинать. Еда у нас получилась отменная. После каши, горячий наваристый чай с молоком. Глазированные пряники на десерт, душевные разговоры за столом. Ещё раз отметили, что так ловко вышли из затруднительного положения, и нам не пришлось проводить ночь в машине. Потекли разговоры о завтрашнем дне, ещё раз  обговорили охотничью удачу, завтрашний план действия. После этого легли спать.  Разговоры постепенно стихали, и каждый из нас погрузился в сон.


Я один раз вставал среди ночи и выходил на улицу. Беспокоился, что ухудшится погода, пойдёт снег и заметёт следы волков. Но на счастье стояла тишина, а на тёмном небе сверкали яркие звёзды.  Полюбовавшись ночной идиллией, успокоился и вернулся в избушку. Я всегда встаю раньше всех. Избушка уже начала промерзать, и  пришлось растопить печь. Поставил на неё остатки вчерашнего ужина для разогрева, а сам прилёг на своё ложе.  Постепенно ребята стали просыпаться, затем, вставать, и заниматься утренним туалетом.  После этого сели за стол завтракать. Хорошо покушали и стали выносить вещи в машину. Вадим забрал печку с собой. Она для истории пригодится, будем вспоминать, как мы выходили из такого затруднительного положения.


Доехали до места поимки волка быстро. Светило яркое солнце и была хорошо видна окружающая окрестность. Мы нашли точку,  где волк с потаском зашёл в кусты  ерника. Решили  встать шеренгой на небольшом расстоянии друг от друга и начать прочесывать ерник.  Шли медленно,  тщательно осматривали кусты. Вадим, с карабином в руках, шёл недалеко от дороги, я по краю леса, а  Володя посредине. С каждым шагом нарастало напряжение,  каждый хотел увидеть волка.Среди кустов было много волчьих следов. Ходили они в разных направлениях, местами валялись куски сохатиной шерсти и крови. Видно было, что где-то недалеко они задавили сохатого и поедали его, растаскивают куски мяса в разные стороны.


Вдруг  Володя вскрикнул: «Вон волк»! Все вместе  пошли в сторону, куда он указывал рукой.  Издалека было видно,  что возле одинокой берёзки лежит волк, свернувшись калачом. Вокруг кусты были погрызены, и  его было отчётливо видно.  Вадим взял наизготовку карабин,  и мы осторожно стали приближаться к волку. Подойдя ближе, увидели, что он тросиком петли был плотно  примотан к  берёзке. Встать и броситься на нас он уже не мог. Мы вздохнули с облегчением. Стали внимательно разглядывать его и окружающую местность. Задача наша была выполнена. Сделали несколько фотографий для отчёта, а после этого выполнили необходимые действия.  Ребята добытого волка понеслись к машине. Там  приторочили его надёжно к запасному колесу. Я прошёлся по многочисленным следам волков. Может быть, ещё один попался. Эту местность надо было тщательно проверить.


По следам стало видно.  Пока стая волков доедала останки сохатого, пойманный волк находился с ними. Затем стая ушла, а он остался. Видимо понял, что с потаском он далеко не уйдёт, а здесь что-то можно погрызть. Я прошёлся по следам, похожим на волчью тропу, дальше в лес, и там обнаружил останки ещё одного сохатого. Оказывается, в одном месте они задрали двух сохатых. Сохатые были большими, по семь, восемь отростков на рогах. Вот и поверь, что волки санитары леса, нападают только на больных, ослабленных копытных. Обошёл ещё небольшую площадку и вернулся к машине. Ребята уже уложили в машине аккуратно все вещи, и мы поехали домой. Настроение у нас было отличное. Ещё раз обсуждали перипетии нашей удачной поездки. Володя всё удивлялся, как это запросто смастерили печку, словно сварили суп из топора. Я сначала не поверил, что мы сможем это сделать. Ну, вы ребята, и отчаянные, нигде не пропадёте. Мы ему отвечали, что и ты нам удачу подкинул. Оправдывается поговорка, что новичку всегда везёт. В первый раз поехал на волчью охоту и такая удача.