Алмаз смысла

Алексей Добров
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

                Редьярд Киплинг, "Завет"
                (Перевод Лозинского)

        Упорядочивая мировоззрение – улучшаем состояние души и общее самочувствие
           (по тексту ролика «Системность и смысл» на ют-канале «Правда Добра»)

  Очень сложная и объёмная тема. Интуитивно она мне понятна, поскольку это понимание основывается на предыдущих трудах ума и души. Отчасти это есть в книге "Добро - наше всё", а сейчас попробую обобщить по-новому. Надеюсь на поддержку специалистов-энтузиастов, сознающих важность любого подобного вклада в общее дело выхода из глобальной беды.
  Хочется заинтересовать этой темой всех способных думать, независимо от степени образованности, она доступна на любом уровне ведания жизни, нужно только «принудить сердце, нервы, тело» (Р. Киплинг). Поразбираться и поделиться образом мысли, внести свою лепту или драхму в общую казну идей.
  Разумеется, к отделившимся от нас небожителям, кому хорошо самим с собой или с кем-то, но уже не с нами с нашей земной бедой, это не относится.
 
  Раньше я знал о существовании комплексного, всестороннего подхода – когда какой-либо объект рассматривают со всех сторон как самостоятельный, в отрыве от остальных.
  Системный же подход, как я понял,  предполагает рассмотрение объекта не только во взаимосвязанности его свойств и частей, какие удалось выделить, но и во встроенности этого объекта в цельность мира как органической части мира. Любая отдельность здесь условна, условно выделение из цельности мира любой его части, какой бы самостоятельной она ни казалась. Ощущение же свободы парадоксально связано с пониманием абсолютной связанности. Причём количество частей мира и частей условно выделенного объекта бесконечно, то же можно сказать о его внешних и внутренних связях. Выявление их зависит от нашего восприятия, наличия приборов, методик, теорий. Например, известно, что люди мира связаны друг с другом, любой с любым, через 5-6 рукопожатие, а созвониться сейчас можно с кем угодно. Человечество, таким образом, связано воедино даже телесно, не говоря уже о вероятности телепатии, электромагнитных и прочих полях, известных и пока ещё не открытых.
  Таким образом, системный подход – это одна из основ цельности нашего МЗ, а цельное МЗ, в свою очередь – основа состояния цельности нашего существа, основа ощущения цельности, ощущения взаимосвязанности всего со всем, ощущения всеединства. Ощущение свободы, единства, счастье – это грани или моменты одного и того же состояния цельности. Насколько я ощутил взаимосвязанность всего со всем, увязав свои смыслы в систему, настолько и себя чувствую цельным.
   Отсюда вытекает важность осознания своего МЗ, но сейчас именно о системном подходе, предполагающем знание основных принципов теории систем. Если первый из них, как я понял – глобальная цельность, то второй – это несведение свойства целого к сумме свойств его элементов – т.н. системный эффект или эмерджентность.
  Итак, главные принципы теории или главные свойства системы – это цельность и эмерджентность, а также иерархичность, согласованность, структурированность, динамизм, целенаправленность, децентрализация, сложность, сходство, модульность, многоаспектность или неопределённость. То есть, как я понимаю, до конца какую-либо систему познать невозможно.

  Цельность – это единство, связанность внутренняя и внешняя. При связывании каких-либо элементов в систему у их союза возникает некое новое свойство, какого до сих пор не было ни у одного из этих элементов, то есть возникает системный эффект как проявление Эмерджентности. Это справедливо для любой системы, в том числе и для мировоззренческой системы взглядов, смыслов, представлений. Постоянно сопоставляя, связывая и переувязывая их, мы меняем свойство МЗ как системы, она становится целостнее, а с ней волшебным образом меняется и наше состояние – с каждым озарением, возникающим при работе со своими представлениями, мы растём, становимся развитее, счастливее. Счастьем оказывается и сам процесс подобного труда.
 
  Любая система является элементом более сложной, занимает место в иерархии систем, обладает Иерархичностью. В идеале, когда я как система и, одновременно, подсистема ощущаю свою уместность, чувствую себя на своём месте – я ощущаю абсолютное достоинство в этом равенстве взаимосвязанности и взаимовлиянии, определённую достаточность и, с другой стороны, несамодостаточность, предполагающую для её восполнения горизонтальные и вертикальные связи, и мне уже не нужно лицемерить и лгать, желая чего-то ещё, ведь у меня для счастья самореализации всё уже есть, у меня есть определённая возможность самореализации в стремлении к идеалу абсолютной достаточности. Поэтому я постоянно в Пути, ищу своё место в мире, в обществе, нахожусь в естественном, «законном» поиске в рамках своих естественных полномочий, учитывая динамику мира и свою, общую динамику, ведь всё постоянно меняется во взаимовлиянии. Разумеется, постоянное ощущение полной уместности, полного счастья – это идеал.
  Каждое наше представление тоже, с одной стороны, является системой, поскольку обладает т.н. семантическим полем ассоциаций, образов, состоит из этих элементов. Пример – образ дерева и связанные с этим личным образом всевозможные образы, воспоминания. С другой стороны, все наши осознанные нами представления в каждой ситуации можно выстроить в иерархию, чтобы сосредоточиться на актуальной, важнейшей в данный момент.

  Другие понятия, которыми оперируют теоретики

  Согласованность. Все наши представления приходится постоянно согласовывать с другими своими, а также представлениями ближних наших. Таким образом, постепенно исчезает конфликтность – внутренняя и внешняя. Чем больше согласованность – тем меньше недоразумений, противостояний, конкуренции, а также сомнений, колебаний, мучений при каждом выборе – меньше психастеничности.

  Структуризация - упорядоченность. Все представления, если я хочу предельной ясности, должны быть у меня разложены по полочкам, классифицированы. Это идеал, к которому мне нужно стремиться.

  Динамизм – развитие в движении, изменяемость состояния системы и её элементов. Представления наши меняются с каждой новой информацией, впечатлением, или в результате обдумывания, каждого озарения. Изменение же одного элемента меняет и всю систему, и чем важнее этот элемент – тем круче меняется система. Пример – бабочка Брэдбери, да и каждый может вспомнить, как какая-то вроде бы мелочь меняла всё. Поэтому, стремясь изменить нечто глобальное, в данном случае – всё МЗ в целом, есть смысл заниматься не только важнейшими представлениями, но и любыми, пересматривать их периодически и по случаю, по мере необходимости и возможности.

  Целенаправленность – предназначение, функциональность, наличие конечной цели – любые действия должны рассматриваться с точки зрения конечной цели.
  Поэтому у меня как системы, в основе системности моего МЗ должна быть осознанная идеальная, лежащая в бесконечности, в вечности Цель, стремящаяся совпадать с целью системы, в которой я являюсь подсистемой, хотя она мне и не известна, в этом интрига жизни, необходимость искать то, не знаю что, и одной логики здесь мало. У меня должна быть и система конкретных целей, ведущих к идеальной, вечной, позволяющей ощущать вечность жизни вообще, ощущать себя принадлежащим вечности. Устремлённый к Цели проникается Ей всё больше. Как только я понял, что цель – общий корень в словах цельность, целомудрие, исцеление, целеустремлённость, они для меня связались, вызвав очередное озарение, ещё больше осветившее жизненный путь, исцелившее душу. Каждое такое озарение, полученное в результате упорного, но увлекательного труда поиска объединяющего смысла – радует, приносит удовлетворение – не только сиюминутное, но и отставленное, оно развивается и приносит новые плоды.

  Децентрализация – передача части управления подсистемам. Соответственно, уважая данное мне тело и каждую его систему, каждый орган, я сознаю нежелательность вмешательства в их жизнедеятельность, их компетенцию, их свободу воли в рамках свободного осознанного служения организму. (Поскольку существует и представление о том, что любая система обладает определённым сознанием). Вмешиваюсь только в крайних, форсмажорных случаях. Поэтому и внешние дискомфортные условия стараюсь воспринимать как вмешательство более высокой системы в виду какого-то сбоя деятельности её подсистем, то есть, нашей с вами деятельности. Если мы хотим комфорта, нам, каждому из нас нужно осознать эту системность, своё место в ней в данный момент и сделать выводы. По идее, если я использую свою свободу воли в направлении общей цели, испытывая достоинство и радость этого продвижения, радость осознанного долга и все попутные радости – вышестоящая система в мои дела не только не вмешивается, но и всячески оберегает эту мою свободу, это счастье, проявляя примерно ту же заботу о нас, как и мы заботимся о данном нам теле, позволяющем нам быть счастливыми счастьем движения в общем потоке всемирной жизни, динамике мировой системы.

  Сложность – каждый элемент мира бесконечно сложен, приходится условно упрощать до необходимой степени, исходя из цели, которую мы преследуем и возможности, которой располагаем.
  Сложно и МЗ каждого из нас, сложны даже его осознаваемые вроде бы отдельные моменты, остальная же его бесконечность нами не сознаётся, как говорят, утоплена в бессознательном как айсберг, осознавать и исследовать его можно бесконечно, как мир. Ведь говорят же о внутреннем мире, в своей бесконечности равном внешнему, а в бессознательности сливающемся с ним, то есть, мир, кажется он сложным или простым, можно представить себе единым, цельным, а любые его деления, границы – условными, в том числе и сложность. Но, если угодно, интересно – представляю его себе сложным, чтобы разбираться, искать, разгадывать «тайны» жизни как в квесте.

  Сходство – системы имеют сходные принципы устройства и развития.
  Значит, принципиальное устройство нашего МЗ можно сравнить с устройством нашего тела и устройством мира. Возможно, этот принцип соотносится и с понятием фрактальности, о которой у меня тоже весьма смутное представление.

  Модульность, группировка элементов в подсистемы. Модульность иллюстрирует, например, соционика, в которой каждый тип – это модуль в системе всего социона, состояшего из 16 условных типов. Некоторые адепты, уверовавшие в абсолютность соционики, считают эту типологию совершенной в том смысле, что человечество состоит только из чистых типов. Не стану их разуверять, хотя у меня иное мнение, но считаю, что изучение прогрессирующей в последние годы соционики интересно и полезно, наряду с психологическими, астрологическими, ведическими и прочими типологиями, позволяет вжиться в понимание системности, понимание себя как подсистемы и своего места в обществе, позволяет увеличивать взаимопонимание и налаживать взаимоотношения в парах и коллективах.

  Многоаспектность или неопределённость подразумевает вероятностную множественность подходов в исследовании систем.
  А эта множественность зависит, опять же, от представлений исследующего. Мне в этом помогает, например, одно из множества представлений – представление о неком вечном источнике этой множественности. Оно у меня существует именно сейчас, в данный момент, поскольку раньше представление об источнике было иным, а как оно изменится в дальнейшем – не знаю. Сейчас я допускаю существование сотворившей нас или переделавшей ради какой-то своей корысти, перенастроившей нас под свои нужды личности, а личность, какая бы она ни была – лишь элемент мира как системы, но никакой признательности этой вероятной личности не испытываю, уж очень много боли и страдания в этой яви,
  а в качестве божественного начала представляю себе некий безличный творческий источник, незримый родник. Как мне представляется, для этого источника бесконечного разнообразия нет понятий добра и зла, как и прочих понятий – он просто извергает, материализует любые идеи, в том числе материализует и свои подобия, способные как бы посредничать в постоянном сотворении мира, и каждый из них свободен создавать любой образ, в том числе и образ вечного источника жизни, представляя его себе либо как первоисточник типа погасшего вулкана, либо постоянно действующий, представляя его злым, добрым, каким угодно. Я же с некоторых пор сознательно представляю его себе добрым, любящим, стремлюсь ощутить в себе и в каждом существе. Не всегда это мне удаётся, но когда удаётся – я счастлив, возникает радость единства, уходит чувство одиночества даже в молчании. Добрыми людьми я называю именно тех, в ком ощущаю источник жизнетворчества как добрый. Независимо от степени его проявленности, активированности. Все мои труды посвящены поиску этого начала и созданию условий его активации, чтобы число активных росло как можно быстрее, чтобы со-творять новый лучший мир во взаимодействии этих подвижников духа, в значительной степени лишённых гордыни, поскольку ощущение этого взаимодействия «убивает» гордыню, основа которой – ощущение отдельности. 

  Как же применить принципы системности в отношении своих смыслов, взглядов, идей?
  В обычном – мОрочном – состоянии мы в каждый момент находимся под гипнозом какого-то мыслечувства, смысла. Смысл – это и есть мыслечувство и связанный с ним образ, откуда бы он ни взялся – то ли из новостей, то ли в памяти всплыл, то ли продиктован ситуацией. При этом все остальные «отдыхают», выпадают из сознания, забываются в этот момент. В этот момент любой из нас напоминает зомби, исполняет волю какого-то «программиста», сам не управляет процессом смены смыслов.
  Насколько у меня есть навык фиксировать, отмечать свои эмоции, первые реакции и мысли на любые события и свои состояния, в которые вводят эти эмоции,
  насколько я научился возгонять эти эмоции в желанные состояния и чувства,
  насколько научился фильтровать мысли, не обвиняя ни себя, ни событие, не накручивая негатив,
  насколько научился менять одни образы на другие, то есть, насколько научился управлять текущими смыслами – настолько труднее мной управлять, кто бы это ни был – князь мира сего в лице его подручных, торговцы или близкий человек из окружения, бес во мне и т.д. Вышестоящая же система, как я понимаю, даёт мне свободу самоуправления настолько, насколько мои цели совпадают с её целями.

  Все смыслы, сколько бы их ни было, в обычном состоянии хранятся в памяти по отдельности, как стёкла, переложенные бумагой или чем-то ещё. Или как очки в футлярах, как контактные линзы, каждая в отдельном контейнере.
  Они пропускают, как правило, узкую часть спектра, а то и гасят цветность и яркость, затемняют – это, условно, красный, розовый, синий, зелёный, коричневый, серый до чёрного и т.д. Вызывая у нас соответствующие чувства и состояния. При этом не только окрашивают, затемняют видимость, но и выделяют какие-то объекты, смыслы, не пропуская остальные. Поэтому говорят об избирательности нашего восприятия. Насколько она обусловлена представлениями – настолько мы можем её регулировать, например, за счёт систематизации МЗ, иначе говоря, осветления этой своей оптики в стремлении приблизить её к алмазной прозрачности. Но, как ни старайся, первый взгляд на ситуацию всегда будет однолинзовым, а включение алмазной прозрачности, даже если есть такой навык, займёт какое-то время, от мгновения до нескольких суток – в зависимости от значимости ситуации, силы воздействия внешних сил - силы удара. После каждого удара стремлюсь не только «приходить в себя», но и расти, становиться крепче, сильнее, выйти на новый уровень понимания.
  Мы по очереди извлекаем эти наши светофильтры из памяти, как бы надеваем очки или линзы, или нам это помогают делать, и только так видим мир, то через одно стекло, то через другое – уже иначе, а если вдруг вынимаются сразу несколько – ничего через них не видим, поскольку они у нас никак не связаны, изолированы друг от друга, особенно противоположные, взаимоисключающие по пропускаемому спектру, противоположные по смыслу, сопоставление которых кажется парадоксом, абсурдом, потому что мы никогда не пытались их связать, разрешить этот парадокс. Сейчас этот приём используют СМИ, пытаясь свести нас с ума, запутать, шокировать, ввести в состояние транса, внушаемости.
  Разрешая противоречия своего МЗ, мы развиваемся, а для этого их сначала нужно поискать у себя, дискутируя с кем-то или сопоставляя афоризмы. Между тем, гений, который у А.С. Пушкина «парадоксов друг», есть в каждом. Кому-то лишь не хватает дерзновения заняться этими смысловыми парадоксами.
  Когда мы находимся в подобном, нецельном, разбалансированном состоянии, нами легко управлять, и этим пользуются манипуляторы всех уровней. Разными способами вводят нас в это состояние внушаемости и поддерживают его, подбрасывают нам нужные идеи, заряжая их нужными эмоциями, например, страха, возмущения, гордости и т.д. Таким образом всегда управляли толпой, а сейчас стало возможно управлять практически каждым биороботом, в том числе и мной настолько, насколько у меня не активирована функция самопрограммирования. Чтобы повышать степень активации этой функции, нужно получить понятие о ней, задаться такой целью, выбрать подходящие способы, например, составление особым способом сборника афоризмов, который отразит в какой-то степени МЗ составителя, определить свои значимые смыслы, выбрать главный, системообразующий, или кристаллизующий МЗ до состояния алмазности – у кого-то это Бог в сердце, Добро, Любовь, Совесть, Истина в сердце и т.д., завязать на него все остальные, привести их в соответствие этому главному, например, вообразив себе это главное и призвав его в наблюдатели за своими мыслями и состояниями. При появлении любого мыслечувства тут же обращаюсь к этому наблюдателю, спрашиваю его – насколько это чувство соответствует высшей любви? Так постепенно возникает внутренний камертон чистого счастья, превращающий душу в алмаз системного смыслочувства. Можно вообразить, как свет мира, проходя сквозь ставшее для него прозрачным МЗ, освещает или даже освящает душу, возводит её в дух.
 
  Вместо заключения. Смысл жизни в свете общей теории систем.

  Если рассматривать связку мир и я, мы и я, мир и мы – как систему, в соответствии с теорией систем, каждый объект, в том числе каждого человека можно считать подсистемой или модулем. В таком случае, должна быть цель у мира, которую нужно пытаться предполагать, и соответствующие цели у каждого модуля, которые нужно ставить себе. То есть, моя цель должна работать на общую цель, только тогда всем будет хорошо. В принципе, оно так и есть, но это нужно осознать – как именно это обстоит. Именно осознание встроенности в динамику мира как системы, ощущение со-частности или соучастия и ведёт к ощущению счастья. 
  Я, ищущий полноты счастья, должен в любом деле, в любом месте и в любой момент искать своё место в иерархии модулей, а модули не только все мы, люди, но и все существа, все части мира, которые мы условно делим на живые и неживые, забывая о том, что не только Земля, но и мир в целом живой, он движется, развивается, живёт. Именно представление о том, что мир живой, и оживляет нас, делает более полно живущими. В данном случае не важно, как дело обстоит на самом деле, как будто это кто-то знает, важно представлять и согласовывать это представление с данной нам в ощущение действительностью, ради реальности наших лучших чувств и состояний, с помощью которых мы, в свою очередь, влияем на мир. Получается, что мы влияем на мир своим представлением и соответствующими мыслями, поступками, образом жизни. «Вначале было Слово» = «Вначале был Смысл»? Почему же был? Разве жизненное сотворчество прекратилось? 
  Такое представление о всеобщей системности, системности сущностей и их смыслов, позволяет искать своё место и в вертикали, иерархичности модулей, в том числе и социальной, и социальной же горизонтали. Искать своё место в обществе как объёмной сети модулей, и согласованно взаимодействовать с ними во всех ракурсах и направлениях, плоскостях, объёмах, ладить связи, постоянно быть в деле, ставить себе задачи и творчески решать их. Быть в состоянии динамического равновесия, иначе – быть счастливыми.

  Ещё одно представление. Считается, что зло в лице одержимых им, даже если они не понимают этого, считают себя добрыми, более организовано – в группы, отряды, банды, руководимые некими личностями прямо или посредством современной техносвязи. Это так. Но ведь оно организовано именно на видимом плане и всегда временно, ради сиюминутной выгоды, поскольку каждый из одержимых, хотя и упивается силой подельничества, ощущает себя отдельным, своекорыстным, конкурирующим. Как только исчезает, например, общий враг – группа распадается на противостоящие части – так уж устроено зло.
  Добро же в лице принявших его в сердце, активировавших некий «ген», стремится к единению прежде духовному, входит в резонанс в духе даже на расстоянии (это тоже представление, но некоторые свидетельства тому можно поискать даже в собственной жизни), ради счастья единения, а на видимом плане сотрудничает ради созидания и взаимопомощи, ради счастливого совместного отдыха, а не противостояния, хотя в какой-то момент возможно и это, если «вибрации» при этом не понижаются надолго?
  Поэтому видимая власть зла временна, а добро всегда побеждает как в отдельных душах, так и в связывающей их добросфере, по мере роста которой происходит «пассионарный взрыв» - рождается новое доброе общество.   
  Таким образом, несмотря на давление зла, можно быть счастливыми, особенно входя в резонанс единения, начиная с представления о нём.

  Пожелаем же себе счастья в деле систематического смыслотворчества, ведущего к полноте счастья динамического покоя!
  Ну и просто – будьте счастливы!