Истории без глянца Глава10 Первый поцелуй

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
ПЕРВЫЙ ПОЦЕЛУЙ

- Сто двадцать пять евро! — Молоток аукциониста парижского аукционного дома «Drouot» с грохотом опустился на потертую деревянную тумбу. — Продано седому мужчине в последнем ряду.


Я удовлетворенно улыбнулся — моя коллекция пополнилась старинной французской миниатюрой, написанной по мотивам картины Жана-Оноре Фрагонара «Первый поцелуй».
Художник-миниатюрист, изображая молодую целующуюся пару, необычайно точно передал неповторимый девственный трепет губ своих персонажей, ощущение пробежавшего по ним
теплого солнечного лучика, легкого, как взмах крыла лугового мотылька.


Мне было четырнадцать, Наташа была на год старше. Она лежала не дыша, с полузакрытыми глазами. Ее роскошные темные волосы водопадом сбегали на плечи и обрывались там, где под тонким, почти прозрачным тюлем, еле заметно колыхались два трогательных холмика. Я неуклюже опустился на колено, чтобы поцеловать первую красавицу школы. Щеки горели стыдливым румянцем, стекающие по спине капли ледяного пота будоражили сознание, а уголки пересохших губ предательски подергивались. Я мысленно уговаривал себя совершить этот мужественный поступок. Наконец, собравшись духом, быстро чмокнул подругу под аплодисменты зрительного зала. В этот день Наташа впервые вышла на сцену школьного театра в роли Белоснежки, а я, исполняя роль Принца, первый раз поцеловал девушку.


И сегодня, когда мои школьные годы остались далеко позади, я всё с тем же волнением вспоминаю о том неловком ощущении вселенского счастья и беззаботной молодости, которая казалось не пройдёт никогда:

Пусть старость мне кровь беспощадно остудит,
Ты, память былого, мне сердце чаруй!
И лучшим сокровищем памяти будет —
Он — первый стыдливый любви поцелуй!


Наверное, никто уже не помнит когда люди научились целоваться. Я где-то читал, что первое упоминание о поцелуе было найдено в текстах древнеиндийского эпоса «Махабхарата», сложенного еще до нашей эры. Во время восточного похода армии Александра Македонского, индийцы научили целоваться греков. А от греков традицию прижиматься друг к другу губами переняли древние римляне. Им так понравилось это
занятие, что они разработали целую систему поцелуев: дружеский поцелуй получил название — «оскулум», эротический — «базиум», глубокий, в наши дни известный, как «французский», — «саволиум».


Но самым известным поцелуем в христианском мире считается не поцелуй любви и страсти, а поцелуй коварства и предательства — «Поцелуй Иуды». Вот как он описан в Евангелие от Марка: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его».


Библейские сюжеты на протяжении двух тысячелетий вдохновляют художников. История про Иуду, наверное, чаще других появлялась на полотнах старых мастеров. В Ирландской художественной галерее выставлен коварный «Поцелуй» кисти Микеланджело Караваджо.


Это полотно было создано художником в 1602 году, по заказу его постоянного клиента Кариако Маттеи. В XVIII веке картина пропала из коллекции наследников. В 1990 году, ирландский реставратор, очищая от пыли холст, скромно висящий в
дублинском Обществе Иисуса, опознал в нем, пропавший шедевр Караваджо. Картина долго считалась копией утерянного оригинала другого художника. С такой атрибуцией ее продали в начале XIX века коллекционеру Уильяму Нисберту. Затем
картину приобрела доктор Мария Ли-Уилсон. После гибели мужа в 1934 году, Мария пожертвовала раритет дублинским иезуитам. Как только реставратор объявил о своем открытии, иезуиты безвозмездно передали картину музею.


Очень часто посетители заходят в галерею, чтобы увидеть всего лишь один шедевр, на котором лунный свет выхватывает из темноты несколько фигур: лица, руки, чёрные доспехи. Иисус отпрянул под натиском толпы. Иуда сейчас поцелует его,
тем самым подав предательский знак страже. До ареста остался всего лишь миг…
Я не раз сталкивался с предательством. В эти моменты мне казалось, что любовь и дружба — эти понятия словно картины, выигранные на аукционе: ты уверен что приобретаешь шедевр, но иногда попадаются подделки. Прожив большую половину своей жизни, я понял, что не очень разумно говорить о своих проблемах и невзгодах. Так что, пусть моей подругой останется тишина…



Во все века,
Всегда, везде и всюду
Он повторяется,
Жестокий сон, —
Необъяснимый поцелуй Иуды
И тех проклятых сребреников звон.
Сие понять —
Напрасная задача.
Гадает человечество опять:
Пусть предал бы
(Когда не мог иначе!)
Но для чего же
В губы целовать?..


Изначально, поцелуй служил знаком уважения и признания, но в средние века стал определять социальный статус правящих кругов и духовенства. В XII-XIII веках стало принято целовать руку и мантию короля, крест и перстень папы,
не брезговали даже туфлями. Поцелуи в те мрачные времена были в чести только между мужчинами. Я помню, в театральном институте мы изучали литературный памятник XII века «История Уильяма Маршала». Разумеется, педагогу так и не
удалось заставить нас прочитать 190 тысяч строк в рифмованных куплетах о жизни англо-нормандского рыцаря. Поэтому, в течении месяца она пересказывала нам содержание поэмы «своими словами». На одной из лекций, Манана Константиновна, с большим возмущением, перейдя на шепот, поведала о средневековой рыцарской традиции целоваться в губы. И тут же добавила, что рассказанный ею эпизод из «Истории Маршала», говорит только о крепкой мужской дружбе между рыцарями и «глубокой» привязанности в сочетании со священной верностью долгу и Родине.

В конце XVI века, поцелуй, практически, потерял свою социальную роль. Силу стал набирать «любовный поцелуй».
А в XVII-XVIII веках, когда, с подачи Людовика ХIV, супружеская измена в Европе стала считаться нормальным явлением, «страстный и пламенный» широко вошел в моду среди высшего сословия. Но глубокий, так называемый «французский» поцелуй, все еще являлся табу!


Французские художники эпохи просвещения: Франсуа Буше, Жан Батист Шарден часто обращались к теме поцелуя. Самой интересной работой на эту фривольную тему, мне кажется, можно считать картину виртуозного мастера стиля рококо Жана-Оноре Фрагонара «Поцелуй украдкой», которая экспонируется в Эрмитаже. В своей работе он удивительно правдиво изобразил сцену, будто подсмотрев ее в замочную
скважину: девушка вышла из гостиной в соседнюю комнату,
чтобы взять забытый шарф, и мгновенно очутилась в объятиях
подстерегающего её юноши.


Я познакомился с этой работой в 15 лет, получив письмо из Риги. Писала мне девушка, с экзотическим именем Лайра. На конверт она наклеила марку с репродукцией «Поцелуя украдкой». Мы переписывались несколько лет, пока Лайра не вышла замуж. Несмотря на то, что память почти стерла черты лица
белокурой красавицы, с которой я подружился в Юрмале, марку я храню до сих пор…

Когда, Аньес, мою улыбку
К твоим устам я приближаю,
Не убегай пугливой рыбкой,
Что будет — я и сам не знаю
Дрожат уста твои, не зная,
Какой огонь я берегу им...
Аньес... Аньес... и только края
Коснусь скользящим поцелуем...


В XIX веке поцелуй по-прежнему остался прелюдией к любовным утехам. Но в моду прочно вошел «французский поцелуй». Изначально этот поцелуй называли «флорентийским», наверное, в честь страстных итальянских мачо. И только в начале XX века англичане, которые всегда недолюбливали своих соседей, брезгливо окрестили его «французским», считая такой поцелуй вульгарным и не гигиеничным. Но любвеобильные французы тут же ответили им романтичной легендой:


«Путешествуя по Бургундии, некая герцогиня остановилась на обед в живописной деревушке. Она была поражена вкусом и терпкостью местного вина и пожелала познакомиться с виноделом, чтобы выведать секрет приготовления напитка.

— Мадам, — фермер улыбнулся даме белоснежной улыбкой, — каждое утро я одариваю виноградные гроздья пылкими поцелуями.
— О-ля-ля! Это так необычно, месье!
— Если у Вас возникли сомнения, Вы можете опробовать
мой рецепт на себе…
Парочка слилась в страстном поцелуе, после чего герцогиня
произнесла:
— А ведь верно говорят, что одна голова хорошо, а две лучше!»


Разумеется, такую яркую и эмоциональную тему не обошли стороной художники XIX- начала XX веков. Разглядывая завораживающие работы Огюста Дюрана, Тулуза Лотрека, Данте Габриэля Россетти, Вильяма Бугро, Пабло Пикассо, Константина Сомова, невольно задаешься вопросом: «Что может быть желаннее и сладостнее той минуты, когда, прикрыв глаза, ощущаешь всю нежность губ любимого человека?» Не зря же самым тиражируемым произведением искусства всех времен, стала картина «Поцелуй» Густава Климта. Искусствоведы считают, что на ней он увековечил себя и свою возлюбленную Эмилию Флёге. Аура картины наполнена золотыми оттенками.
Никакие детали не отвлекают внимание от образов влюбленных. Поцелуй — их крепость. Он неподвластен ни времени, ни пространству.


Я держу в руках миниатюрную картинку, написанную неизвестным автором. «Первый поцелуй»… Жаль, что его можно ощутить только один раз в жизни…


Еще целуй меня, целуй и не жалей,
Прошу тебя, целуй и страстно и влюбленно.
Прошу тебя, целуй еще сильней, до стона,
В ответ целую я нежней и горячей.
А, ты устал? В моих объятиях сумей
Вновь целоваться так, как я — воспламененно.
Целуясь без конца, без отдыха, бессонно,
Мы наслаждаемся, не замечая дней.



(Использованы стихотворения Д. Байрона,
Ю. Друниной, З. Гиппиус и Л. Лабе)