Истории без глянца Глава9 Роковые яйца Фаберже

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
"РОКОВЫЕ ЯЙЦА" ФАБЕРЖЕ

Свою первую роль я сыграл в 10 лет в Тбилисском русском драматическом театра им. А. Грибоедова.

Вторую, мне поручили когда я был уже студентом третьего курса театрального института в спектакле «Горе от ума». Во втором акте мой персонаж должен был вынести поднос, поставить его на стол и, не мешая народным и заслуженным артистам, быстро уйти за кулисы. Меня, молодого студента, ситуация с ролью без слов очень расстроила. Когда в зале не было режиссера, мой лакей выходил с подносом, делал паузу по системе Станиславского и громко с выражением произносил: «Кушать подано!». Еще пару минут я оставался на сцене в ожидании аплодисментов, но не дождавшись реакции публики, счувством собственного достоинства уходил прочь. Моя отсебятина ломала ритм стиха, рифму и, вообще, наводила ужас на артистов, которые должны были выкручиваться после моего
хулиганства. Кончилось все тем, что меня сняли с роли лакея и перевели в группу «молодых аристократов у левой кулисы». Так я попал «из грязи в князи»!


Через год у меня снова произошла встреча с русской богемой XIX века в фильме знаменитого Сергея Страхова. Роль была с текстом! Да еще какая — Император Николай II. Текста было много, но в фильме я не появлялся. Я читал дневники
царя за кадром. Это было в 1990 году, в разгар перестройки и гласности. Фильм был довольно смелым: отношения Николая и Матильды Кшесинской, связь Феликса Юсупова с великим князем Дмитрием Павловичем, страсть Александры Федоровны к старику Распутину. Наверное, это был первый постсоветский документальный фильм, где прозвучало имя Карла Фаберже.


Этого бедно одетого старика в инвалидной коляске часто видели на берегу Женевского озера. Держался он нелюдимо. Лишь однажды оживился, услышав русскую речь. На вопрос собеседника, как давно он живет в Лозанне, старик ответил:


— Разве это жизнь? Вот в России у меня была ювелирная
фирма…


Карл Фаберже закрыл глаза. Ему вспомнилось время триумфа, когда он, молодой ювелир, получил золотую медаль на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.


Первый заказ Императора Александра III — пасхальное яйцо в подарок императрице. Перед глазами пробегали годы международного признания и восхищения его шкатулками, часами, фигурками, цветами, вазами... Но все это было в прошлом.
Умер Карл Фаберже 24 сентября 1920 года,вдали от родины, в нищете и забвении…
Изделия Фаберже, и, конечно, его знаменитые пасхальные яйца давно стали не только символом ушедшей эпохи, но и поистине царской роскоши. Яйца мастер создавал с 1885 года по 1917 для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о 71 экземпляре, из которых императорскими являются 54.

Каждое яйцо — это шедевр, не имеющий аналогов, каждое стоит миллионы и является гордостью своего обладателя. Разумеется, что все яйца Фаберже наперечет
и украшают известные музеи или почтенные частные коллекции. Однако, местонахождения нескольких из них на сегодня  не известны. Безусловно, такое сокровище не грех и поискать.


Тем более, что есть недавний пример, когда яйцо, считающееся потерянным, в итоге было найдено. В 2012 году, один американский антиквар случайно выяснил, что у него в подсобке, вот уже несколько лет, пылится яйцо Фаберже. Безделушку он приобрел на блошином рынке, а предыдущая хозяйка купила ее полувеком ранее на гаражной распродаже. После ее смерти, родственники хотели выручить за винтажный сувенир хоть пару долларов. Антиквар понял, что в его руках безделушка из золота и не найдя на нее покупателя решил переплавить. Но ему попалась статья в газете с описанием пропавшего яйца Фаберже, которое император Александр III подарил императрице Марии Фёдоровне на Пасху в 1887 год. После проведенной экспертизы в 2014 году, коллекция анонимного коллекционера пополнилась царским
золотым яйцом, а счет антиквара — тридцатью тремя миллионами долларов!



Сколько раз, гуляя по блошиным рынкам Европы, я выискивал раритеты в кучах барахла. Возвращаясь в гостиницу заполночь, после спектакля, уже в пять утра бродил с фонариком в руке среди ящиков и коробок, которые только начинали
разбирать торговцы сокровищами. И вот однажды в Лондоне у меня в руках оказалась… Но это совсем другая история. А пока вернемся к «роковым яйцам» Карла Фаберже.


В августе 1917 года новое правительство России объявило о
национализации царских дворцов и находившегося в них имущества. Была создана комиссия по приемке ценностей. В 1922 году по доносу о воровстве был арестован член этой комиссии. За обещание смягчить приговор, он указал на тайник с сокровищами. Но в тайнике оказалось только деревянное яйцо. Тогда
никто не догадался, что это яйцо изготовил Карл Фаберже для
Николая II, который планировал подарить его матери, императрице Марии Федоровне на Пасху в 1917 году. Тем не менее, «Бе-резово» яйцо пропало и до конца 2002 года его судьба оставалась тайной. Ходили слухи, что оно попало в 1922 году в Прагу, было продано французскому коллекционеру, позже опять похищено… Но все слухи о судьбе яйца оставались лишь легендами.


В ноябре 2002 года, частным «Русским национальным музеем» в Баден Бадене, было объявлено, что последнее императорское пасхальное яйцо Карла Фаберже было куплено владельцем музея, миллионером Александром Ивановым. Но несмотря на
тщательную экспертизу и споры профессионалов подлинность
яйца не доказана. Но, впрочем, и не опровергнута!


Меня всегда удивляло, почему трагическая судьба Карла Фаберже не была воплощена на экране? Почему никто не рассказал о его яркой и полной интриг жизни в пьесе? Я уверен, что когда пройдет мода на сериалы в жанре «Менты в запое», мы обязательно увидим в кинофильмах и на театральных подмостках достойных героев ушедшей эпохи. Мне до сих пор помнится фраза, которую когда-то произнес император Николай II, а я озвучил ее в фильме, который сегодня пылится где-то на полке: «Только то государство сильно и крепко, которое
свято хранит заветы своего прошлого».