Истории без глянца Глава7 Дамские штучки

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ДАМСКИЕ ШТУЧКИ


Позвольте мне быть откровенным: я стар! Господа больше не будут мне завидовать, а дамы низвергать сладострастные вздохи, оказавшись в моем обществе.
Я стар! И все что у меня осталось — мои воспоминания…


Я открываю глаза: «Что за странный сон мне снился: желчный старик в камзоле и буклях? И почему я уснул в кабинете прямо за рабочим столом? Ах да, я пытаюсь что-то писать…»


Часы на камине пробили два часа ночи. Пробую бороться со сном, но бесполезно. Природа-мать берет своё — глаза начинают слипаться. Выключаю компьютер, ложусь в кровать и мгновенно засыпаю.


— «Славному Джакомо Казанове от маркизы де Юфре на память о ночи любви. 15 апреля, 1757 года»
— Спасибо, маркиза, но я уже не помню ни Вас, ни той ночи, — любовное письмо полетело в мусорную корзину.
—«Монахиня, с которой Вы каждое утро встречались в церкви, хочет с вами познакомиться. Ждите ее сегодня вечером на острове Сант Бартало».
— О нет, только не она! — второе послание — туда же.
—«Милому Джакомо от графини Икс. Целую тебя…»
— Не помню ни Икс, ни Игрик. Уравнение с неизвестной к черту!
— «Любимому Казанове…»
— «Дорогому Джакомо…»
— «Страстному…»
— «Милому…»
— «Пылающему…»
— КАНАЛЬЯ!


Что за навязчивый сон! Хотя, оказаться в компании красоток с мушками, в рюшах и корсетах в три часа ночи — довольно пикантное видение. Я встаю с кровати, в темноте ногой нащупываю тапочки. Включаю компьютер. Достаю с полки
увесистый том в темно-коричневом переплете: «Воспоминания Казановы»:


«Передо мной сидела сама маркиза де Помпадур! Я много
слышал о ней и сейчас с удивлением обнаружил, что это удивительно привлекательная женщина и ничто в ее облике не могло навести на мысль о ее простом происхождении. А ведь ее настоящее имя было Жанна-Антуанетта Пуассон. Родилась она в Париже 29 декабря 1721 года и была дочерью Франсуа Пуассона — то ли мясника, то ли торговца. Мать ее тоже была личностью достаточно специфической. О ней говорили много всякого. Короче говоря, будущая маркиза де Помпадур при рождении не имела ни “голубой крови”, ни внушительной, уходящей в века родословной, ни яркой внешности. Но сейчас она выглядела именно так, как должна была выглядеть могущественная фаворитка короля: роскошное платье, веер из перьев речной цапли, мушка у левого глаза».


Несколько лет назад, путешествуя по Европе, мне удалось собрать небольшую коллекцию коробочек, лорнетов, вееров и портбукетов. Наверно, сейчас, в три часа ночи, не самое уместное время перебирать свои «блошиные» находки. Но все же,
я подхожу к небольшой витрине в гостиной и погружаюсь в воспоминания…


Эту маленькую серебряную коробочку, размером со спичечный коробок, я купил в начале 90-х на знаменитом Ле Пюс де Сен-Уан в Париже, на сэкономленные на еде деньги. Я хотел подарить ее любимой. Но не успел… Тогда я не знал, что эта
изящная коробочка называется «мушечницей». Красавицы хранили в ней искусственные родинки — «мушки», от французского «mouche».Во времена инквизиции, родинки считались атрибутом ведьм. Их обладательницам за эту «дьявольскую отметину»
могла грозить смертная казнь. А вот в XVIII веке отношение к родинкам изменилось. В Европе распространилась легенда, о том что «мушки» украшали лик Венеры. Они вошли в моду и большинство дам, которых богиня любви не пометила таким образом, были вынуждены ставить себе искусственные родинки.


Существует несколько версий возникновения моды на «мушки». Некоторые историки считают, что поветрие на них пришло в Европу с Востока. В пользу этого предположения свидетельствует широкое распространение сего косметического украшения в Испании, контакты которой с восточными странами были наиболее обширными и разнообразными.


По второй версии — один из фаворитов французского короля Людовика XIII заклеил кусочком черного пластыря след от оспы. Чтобы не задевать самолюбие сердечного друга, который был помешан на своей красоте, Людовик ввел моду на мушки
при дворе.


В третьей версии говорится о герцогине де Монморийон, которая отправилась во дворец с чернильным пятнышком на лице, которое она не заметила. Это пятнышко произвело такой фурор, что на следующий день все дамы украсили себя такими же.
Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть треугольники, полумесяцы, звездочки и даже кораблики или кареты. С обратной стороны они были намазаны клеем. Красавица слюнявила пальчик и клеила мушку
на лицо или грудь. У дам, потерявших мушки во время балов, имелись крохотные коробочки с запасными.


Интересно, что мушки были не только предметом макияжа, но и выполняли роль переводчика с языка этикета на язык любви и флирта. Например, размещение пятнышка у верхней губы, означало, что девушка свободна, а на правой щеке — что
она замужем. А вот мушка в виде полумесяца, без всяких намеков говорила: «Жду предложений на ближайшую ночь».


Орудием флирта у дам высшего света, так же служил веер. Он назначал свидания и отказывал во внимании. Он говорил «да» или «нет». Резкий треск складываемого веера разбивал надежды: «Вы мне не интересны!». А если же в веер вставляли
небольшое зеркальце, то он мог выполнять роль «маленького юркого шпиона», ведь им можно было пустить солнечного зайчика в сторону интересующей особы.


Я держу в руках единственный, оставшийся из моей коллекции вееров, экспонат. Он напоминает мне о путешествии по Испании. Остальные благополучно перекочевали в театр. Ну не играть же королев и герцогинь с бутафорскими веерами!


А вот предмет, который называется — «шатлен», прадед современных брелоков. Эта увесистая связка ключей — бесспорный атрибут власти хозяйки дома. Эту связку женщине приходилось постоянно носить с собой. Карманов в одежде того
времени предусмотрено не было, и дамскую сумочку придумали только в XIX веке. Вот и решили хозяйки подвешивать ключи на зажим, который, в свою очередь, крепился к поясу. Позже, кроме ключей на шатлене появились разные мелочи: часы,
ножницы, кошелек, печати и прочие необходимые вещицы. Шатлены бывали как весьма скромными в исполнении, так и настоящими шедеврами ювелирного искусства. Обладать ими могли только дамы высшего света.


XVIII столетие, которое называют «век цветка и алмаза», преподнесло нам еще один ювелирный изыск — портбукет. Что может больше подчеркнуть естественную красоту женщины, чем подарок богини Флоры? Живые цветы — это синоним нежности и женственности. Жаль, что растения быстро увядают.


Во времена царствования Людовика XIV в моду вошел практичный аксессуар, который помогал продлить жизнь срезанным цветам. Портбукет представлял собой футляр в форме конуса, изготовленный из драгоценных металлов, хрусталя или кости. Помещенный в такую мини-вазочку букет можно было, во-первых, питать водой, не боясь при этом испачкать одежду, а во-вторых, прикрепить его к корсажу с помощью широкой шпильки. К живым цветам иногда добавляли и искусственные, из ювелирных материалов, смешивая в одном букете дары природы и рукотворные шедевры.
Духи и румяна, шпильки и заколки, блохоловки и палочки для чесания головы — чем только не пользовались дамы «галантного века», чтобы понравиться своим кавалерам.
Все эти вещицы были изысканными произведениями искусства.


Пожалуй, я засиделся — луна и та давно дремлет. Возвращаюсь в уютную постель, закрываю глаза и мгновенно, как младенец проваливаюсь в объятия Морфея.


— Генриетта, где ты? Нет! Нет, я не забуду тебя! Я узнаю
тебя! Старую и высохшую… Время сожрало твою красоту. А может… Может, ее скрыла могильная плита? Я пережил тебя. Я пережил себя. Все смотрят на меня, как
на мертвеца. Вы думаете, я живой труп? Труп, на старости лет
ставший библиотекарем графа Вальдштейна? Нет, я — Казанова! Джакомо Казанова!