Черновы- 34. Возвращение Наташи

Михаил Бортников
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/ 10/1908.  Предыдущая глава - http://proza.ru/2023/03/05/1921

Встречать Новый год Варвара пригласила Павловского в компанию своих школьных подруг и их мужей. Саша, что называется, пришёлся ко двору: держался скромно, дружелюбно, в основном, за  Варей ухаживал, но и с друзьями её успел ближе познакомиться. И танцевал, и тосты говорил – впрочем, не чаще других. Порадовались друзья за Варю, понимая, что дело к свадьбе идёт.

В январе встречи влюблённых стали реже: наступила зимняя сессия. А потом Александр решил сосредоточиться на  своей диссертации, приближалось время защиты. Восьмого марта он появился у Варвары дома с букетом и обручальным кольцом. Сразу же и предложение сделал.

В чувствах его Варвара не сомневалась, давно поняла, что Александр человек цельный, и кривить душой не умеет. Гораздо дольше разбиралась она в собственной душе, и, хотя знала, что влечёт её к Павловскому всё сильнее, ответила так:

- Саша, спасибо тебе за предложение, я ему, правда, рада. Но я тебя прошу, давай ещё немного подождём. Игорю моему только тринадцать лет, самый трудный для подростков возраст. Как он к нашему браку отнесётся, никто не знает. Боюсь я, Саша. Игорь для меня, ты не обижайся, самый, на сегодняшний день, родной человек, и я за него перед Костей отвечаю. Даже не знаю, что тебе ответить. Ну, давай летом в отпуск вместе поедем, а? На месяц, на Кавказ? А потом решим. Может, мы ещё не подойдём друг другу.
 
- Это почему же мы не подойдём друг другу, если я тебя люблю? Зачем откладывать на лето то, что весной уже назрело? Все женщины мечтают «устроить свою жизнь», а ты почему от этого отказываешься?

- Я тебе только что говорила, ты что, не слушал? И вообще, у меня жизнь устроена, я ей довольна. Да, я не замужем, но это вовсе не обязательно для счастья.  Хочешь быстрее в жёны меня взять, подружись с Игорем. Сумеешь?

- Обещаешь? – с надеждой спросил Павловский.
- Обещаю.

- А чем Игорь интересуется, вообще? Мечта у него есть какая-нибудь? Не решил он, кем хочет быть, когда вырастет?
-  Он всегда мечтал моряком стать. Штурманом, как Славка. В судомодельном кружке занимался при Дворце пионеров, корабли строил, морскими терминами упивался.

Павловский задумался, - «Ну, это уже что-то. Были бы мы в Одессе, я бы Игоря на «Товарищ» сводил, показал всё великолепие парусного судна. Жаль, что у нашей мореходки учебного судна сейчас нет своего. В судомодельный кружок ходил. А у нас в главном корпусе сколько стендов с моделями знаменитых судов стоит! А если достать ключ от кабинета морского дела!? Попробовать можно».

- Варенька, а если мы небольшую экскурсию по училищу организуем? У нас в главном корпусе училища морской музей есть, там такие  модели стоят! На стенах портреты всех флотоводцев, морские пейзажи, военные корабли. Много интересного.  Заинтересует это Игоря?

- Конечно, Саша! Только это можно разве? Кто же тебе разрешит?
- Это уж моё дело, Варя. Договорюсь. Ты, главное, о своём обещании не забывай. В будний день, конечно,  не разрешат, а в воскресенье, когда в училище пусто… И Вовку Славкиного  возьмём с собой. Всё, что смогу, вам покажу. Кабинет морского дела, актовый зал, музей. Всё, что будет открыто. И всё, что я смогу открыть.

- А что, мне тоже можно будет прийти?
- Без тебя не получится, разрешения не выпишут, - улыбнулся Павловский, - тебе разве не интересно будет?
- Конечно, интересно, а мальчишкам тем более.

Через неделю экскурсия в училище имени Седова состоялась. И Вовка и Игорь, и его лучший друг, которого  Александр  разрешил взять с собой, находились в состоянии  плохо скрываемого восторге. Особенно им понравился кабинет морского дела, в котором они увидели доску с образцами различных морских узлов, а Павловский рассказал, какой узел в каких случаях применяется и даже научил вязать несколько.
Экскурсия удалась, и обещание своё Варе пришлось выполнять. Свадьба была назначена на середину июня.  Славе, роль которого в знакомстве молодожёнов, никем не оспаривалась, Павловский послал радиограмму с приглашением быть свидетелем со стороны жениха, но приехать он не смог, написал, что последний рейс затягивается и закончится только в июле.

Зато вернулась домой Наташа, которой нескольких месяцев на севере хватило, чтобы понять, что жить с Виктором постоянно будет очень сложно. Норильск – это не Ростов-на-Дону. Молодого специалиста сразу же назначили мастером цеха, и он с головой ушёл в работу. Довольно быстро Наташа заскучала, а забеременев, решила вернуться на благословенный юг с его фруктами и ранними овощами.

О приезде своём никому она заранее не писала. Прилетев налегке в любимую с детства Москву, Наташа остановилась в центре у родственников, и неделю «приходила в себя», постриглась, сделала маникюр, объездила все фирменные магазины стран народной демократии, в которых накупила подарков ростовчанам. «Ванда», «Власта», «Лейпциг», «София», - все эти названия она помнила с юности
.
С поезда отправилась в собственную квартиру, а, распаковавшись, приступила к визитам. Приехала с подарками к родителям, и, наконец, помирилась с ними полностью. Налюбовалась на вытянувшегося Вовку. Обзвонила всех подруг и объявила о своём возвращении. Тамара Васильевна помогла Наташе вернуться на работу в поликлинику с тем, чтобы та оплачиваемый декретный отпуск со временем получила.

Жить Натка решила всё же в квартире родителей Виктора, она была просторней и комфортней. Володю решила пока оставить у Черновых, сначала нужно было решить вопрос со школой.
 
Наконец, навестила и сестру. Павловского Наташа одобрила.
- Варя, самое главное, что он тебя любит, и это видно невооружённым глазом. Какие у тебя ещё сомнения?
- Я сама в него влюбилась, если честно. Не думала уже, что смогу кого-нибудь после Кости полюбить. А сомнения – как они с Игорем уживутся. Ревнует Игорь меня к Саше.

- Брось, Варя! Нужно о себе, в первую очередь, думать. Нельзя свой шанс упускать. А Игорь вырастет скоро, он уже и сейчас, наверное, на девочек засматривается. Пару лет пройдёт – всё! Тем более, ты говоришь, что он в мореходку поступать хочет. Значит, и жить в экипаже будет.

- А ты, значит, снова в поликлинике. Соскучилась по медицине?
- Варя, ну ты и скажешь! Пошла на работу, чтобы декрет оформить, когда срок придёт. А так… сама подумай, какая из меня медсестра? Не люблю я это дело, не для меня оно. Вот врачом я бы могла стать. Паталогоанатомом. Но учиться шесть лет не смогу.

- И чем же ты собираешься заниматься? На алименты жить?
- Как вариант. Два мужа, алименты от двоих. Кстати, пока что я ещё мужняя жена, и денег Виктор шлет мне не меньше, чем Славка. Рожу, годика два дома посижу, а там видно будет. Что-нибудь придумаю. Мне кажется, наступит скоро время предпринимателей. Ведь что такое предприниматель? Предприимчивый человек. Вот я как раз предприимчивая.

- Спекулянтка.
- Ах, Варя, оставь. Сегодня спекулянтка, завтра предпринимательница. Человек должен использовать свои способности, найти своё место в жизни. У меня есть вкус, есть стиль. Я чувствую, куда движется мода. Я знаю потребности покупателя. В этой сфере деятельности нужно постоянно рисковать, но меня это не пугает. Конечно, нужен стартовый капитал, а с этим сложно. Нужны знакомства – в торговой среде, в комиссионных магазинах, на рынках, в милиции. Особенно, в милиции, между прочим.

- Жизнь, полная приключений! – Сыронизировала Варвара.
- Да, Варя, да! – Меня именно такая жизнь и привлекает. Не хочу каждый день от звонка до звонка на одном месте сидеть. Жить нужно легко! И с удовольствием!

* Продолжение следует - http://proza.ru/2023/04/11/809