Истории без глянца Глава5 У каждого свои скелеты

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ПЯТАЯ
У КАЖДОГО СВОИ СКЕЛЕТЫ


Дело было году в 1996, когда наши соотечественники за рубежом начали вставать на ноги и могли позволить себе «выход в свет». Вот тогда и потянулись мы, солдаты от культуры, скрашивать трудовые будни эмигрантов. В синагогах, актовых залах школ, русских ресторанах можно было увидеть «артистов из телевизора».


Мои первые зарубежные гастроли проходили в Германии. Отыграв спектакли, я возвращался домой из Ганновера. Всё бы хорошо, но доблестные немецкие таможенники, ведущие бескомпромиссную борьбу с мировой преступностью, решили досмотреть мою ручную кладь. В сумке у меня лежало самое ценное: грим, парики и прочий театральный реквизит. Бдительные слуги закона, видимо решили, что поймали крупную рыбу:


— Вас ист дас? — прозвучал лаконичный и непонятный вопрос таможенника.
— Никто вам ничего не даст. Это всё моё! — ответил я.

Но слуги закона уже начали обыск. Жестами попросили снять пальто, потом пиджак…

— Кино и немцы, — мелькнуло у меня в голове.

Стражи правопорядка с невозмутимым видом продолжали
обыск. Один из них жестами попросил поднять руки. Моё лицо  продолжало выражать недоумение… Тогда таможенник сказал раздраженно и громко:

— Хенде хох!

С этого момента я стал понимать немецкий язык и не моргнув глазом выпалил:

— Гитлер капут!

Подоспевший продюсер быстро уладил назревающий конфликт, и мы поднялись по трапу в белоснежный лайнер.


Последний спектакль в Германии проходил в концертном зале при синагоге. После спектакля глава общины раввин Авраам устроил нам экскурсию по роскошному зданию XIX столетия, показав сокровища еврейского культа: старинные указки для Торы и субботние подсвечники, серебряные башенки-бсамим для благовоний, уникальная позолоченная Ханукия, шкатулка для цитрона из скорлупы кокосового ореха, украшенная серебряной листвой и цветами.


Нужно сказать, что еврейские ювелиры славились своим мастерством с давних времен. История сохранила имена мастеров XIV-XV веков: Моше Яаков, который нанес чеканный узор на серебряные часы арагонского короля. Известен и Шломо Барбут, изготовлявший предметы религиозного культа в Барселоне. Бенвенуто Челлини учился в Болонье у еврея-ювелира Грациадио.


В XVII-XIX веках культурный центр евреев находился в Восточной Европе. В это время ювелиры-евреи владели всеми техниками златокузнечного искусства. Стилистика их вещей отличалась изысканностью и красотой, сочетая элементы итальянского ренессанса, немецкого барокко, французского рококо и русского ампира.


Самым громким именем среди еврейских мастеров конца XIX столетия стало имя Израиля Рухомовского. 29 апреля, 2013 года в Нью-Йорке на торгах аукциона
«Sotheby’s», под названием «Бесценное наследие: коллекция иудаики Майкла и Джужи Стейнхардт» ушел уникальный предмет — скелет в саркофаге. Эта фигурка из золота и серебра, созданная ювелиром Рухомовским по заказу одесского налетчика Мишки Япончика, как гласит легенда, была продана за 365 тысяч долларов. Скелет величиной с палец, составлен из 167 частей, причем, каждая из них двигается. За эту работу И.Рухомовский был награжден золотой медалью на выставке в
Париже в 1903 году.


Но известность И.Рухомовский получил на волне интереса
к античным археологическим находкам, создав знаменитую
фальшивую «тиару скифского царя Сайтоферна», на которую
купились эксперты Лувра. А дело было так: в феврале 1896 года. Дирекция Венского
императорского музея в лице крупных ученых, знатоков античности — профессоров Бруно Бухера и Гуго Лейшинга, приняла посетителя, на визитной карточке которого значилось:


«Г-н Гохман, колониальные товары и антикварные предметы.
Негоциант из Очакова, Россия».


Гохман был опытным жуликом и хорошим психологом. Из
своего саквояжа он извлек и положил на стол перед экспертами золотые пряжки и серьги работы древнегреческих мастеров. Дав полюбоваться этими редкостями, торговец вынул предмет, завернутый в шерстяные тряпки, и, развернув, торжественно объявил:

— Тиара Скифского царя Сайтоферена!

Эксперты не верили своим глазам: несомненно, настоящий раритет! Нижняя часть тиары была покрыта изображениями скифских воинов, фигурами лошадей, быков, овец. Верхняя часть состояла из ажурных чеканных орнаментов и заканчивалась чешуйчатой змеей. Между вторым и третьим поясом по кругу шла надпись на древнегреческом, гласящая, что эта тиара принадлежит царю скифов Сайтоферену. Но цена, запрошенная Гохманом, была столь велика, что Венский музей не смог приобрести артефакт. Завернув свое сокровище, Гохмануехал из Вены и в марте того же года объявился в Париже.


Реликвию приобрел Лувр, получив деньги от правительства Франции. Тиара была выставлена в музее в зале античного искусства и привлекала туристов со всего мира. Но в августе 1896 года на археологическом конгрессе в Риге
директор Одесского музея фон Штерн в своем докладе доказал, что тиара — подделка. Газеты сообщили,что автор тиары — одесский ювелир-самоучка Израиль Рухомовский:


«Гравер Рухомовский, проживающий в Одессе, по улице Успенской, в доме № 36, объявляет с полной уверенностью, что он творец тиары. Он утверждает, что изготовил ее по заказу одного человека из Керчи в 1895 г. Работу выполнил за 8
месяцев, получив за это 2000 рублей. Ювелир подчеркнул, что
заказчик сообщил ему о том, что тиара будет подарена одному видному ученому. Рухомовский готов приехать в Париж и доказать правоту своих слов, если ему оплатят поездку и возместят потерю заработка за время пребывания в Париже».
5-го апреля 1903 года Рухомовский приехал в Париж. Он без колебаний изложил мало кому известный рецепт изготовления сплава золотой пластины, из которой и была сделана тиара. По памяти, в присутствии экспертов, точно воспроизвел
ряд фрагментов изображений отчеканенных на тиаре. Эксперты признали авторство Рухомовского. Тиара была передана из зала античного в зал современного искусства, а мастеру продолжили работу в реставрационных мастерских Лувра.


Я летел домой на белоснежном лайнере. За стеклом иллюминатора проплывали, словно белоснежный талит, облака. Мне вспоминалась экскурсия по ночной синагоге, предметы, которые хранили многовековые истории еврейского народа и
прибаутки старого раввина Авраама. А в наушниках отдавался хрипотцой голос Кикабидзе:

— Мы в шахматы играем,
Науки изучаем.
И скрипка наша может
Смеяться и рыдать.
Мы чуточку торгуем,
Немного митингуем,
Но если надо,
То идём за это умирать…