Истории без глянца Глава2 Грудь Полины Боргезе

Дмитрий Мрикотенко
ГЛАВА ВТОРАЯ
ГРУДЬ ПОЛИНЫ БОРГЕЗЕ


Поздним вечером, уставший, я вернулся домой со съемок комедийного сериала, в котором играл молодящуюся матушку главного персонажа. Меня забавляла фраза, придуманная сегодня сценаристом, для моей эксцентричной героини:

«Интересный у меня возраст, непредсказуемый — то влюбиться хочется, то на пенсию!» Я проговаривал ее несколько раз, чтобы завтра перед камерой это водевильное предложение прозвучало, как можно ярче. От репетиции меня отвлек телефонный звонок. Подруга Ляля кричала в трубку:

— Бабушка, бабушка...
— Что случилось? — спросил я, отгоняя страшные мысли.
— Бабушка, ты понимаешь, бабуля…
— Держись, Лялечка! Я соболезную…
— Да нет же! Бабуля выходит замуж!


«Бабуля», Клара Марковна, выходила замуж то ли в пятый, то ли в шестой раз. Никто никогда не знал сколько ей лет. Поэтому, каждый ее последующий жених был моложе предыдущего. Работала она главным библиотекарем в районной библиотеке и снабжала консервативных любителей бумажных книг печатными новинками. Таким образом, пару дней назад я получил «Грудью Полины Боргезе»!

Улегшись в кровать,зажег ночник и раскрыл книгу: «О романах этой аморальной
женщины своей эпохи ходили легенды. О её любовных приключениях с дворянами и лакеями судачил весь Париж! Полина Боргезе — родная сестра Наполеона Бонапарта.
Мари-Полетт Бонапарт родилась 20 октября 1780 года. Более пяти тысяч мужчин смогли оценить её необузданный темперамент и насладиться прелестью ее тела, ведь княгиня ни в чём не отказывала своим поклонникам. Весной 1805 года,
Полина задумала заказать знаменитому итальянскому скульптору Антонио Канове свой скульптурный портрет. Пожилой мастер приехал в Париж. Он долго с восхищением созерцал молодую женщину, а потом предложил изобразить ее в образе Венеры. Полина мгновенно сбросила одежды и осталась в одном колье:


— Ведь римская богиня не может быть одета, — улыбнулась девушка.

Маэстро взглядом знатока посмотрел на белоснежную грудь
венценосной натурщицы и сказал:

— Эта часть вашего тела так прекрасна, что мне вряд ли
удастся превзойти природу. Поэтому я просто сделаю слепок
с вашей груди.


Именно этот слепок послужил моделью для изготовления знаменитой серебряной чаши «Бюст Полины», которую мадам Боргезе заказала придворному ювелиру Жану-Батисту Одио».


Я отложил книгу и стал представлять, сколько вина было выпито из этой чаши, и свидетелем каких интриг и страстей она была…
В далеких 90-х я видел копию этого сосуда в каком-то французском музее. Мне было известно, что раньше кубки делались в виде зверей и птиц, шутов и королей, но такое произведение искусства я видел впервые.


Серебряная посуда вошла в моду в начале XVI века. Она служили достойным подарком царствующим особам, украшала праздничные столовые дворян Франции, Германии, Голландии, Англии… В былые времена особенно ценились кубки в форме совы из кокосовых орехов и фигурки животных со съемными головами, из которых, собственно, и пили. Но самыми роскошными были кубки «Наутилусы». Эти фантастические перламутровые раковины служили отличным и неожиданным
материалом для бурной фантазии мастеров. Считалось, что раковины этого моллюска наделены таинственными свойствами — в кубках-наутилусах яд теряет свою силу.
Но кубок — это не просто посуда для воды или вина, это глубоко символичный сосуд. Его основание символизирует землю, а чаша — дом. Край чаши — венец, а завершает кубок крышка, как крыша дома. Форма кубка всегда торжественная,
она подчеркивает его особую роль на пиршественном столе. Этот важный предмет изготавливался из золота, серебра или хрусталя. Кубки имели не только форму к которой мы привыкли, но их изготавливали, как мы говорили, в виде птиц и животных, башен и людей.


Однажды на день рождения, родители подарили мне кубок в виде мельницы. С одной стороны резервуар для вина, а с другой, вместо ножки мельница с вращающимися лопастями. Эти лопасти связаны со стрелкой на декоративных часах, расположенных на крыше и трубочкой сбоку. Когда трапеза была закончена, гости начинали развлекаться. Они наполняли кубок вином, затем дули в трубочку раскручивая стрелку, которая крепилась к лопастям. Если гость успевал выпить напиток,
пока стрелка не остановилась, он оказывался победителем в этой игре. А если лопасти остановилась, а он не успел осушить бокал, то клал на стол то количество монет, которое указывала стрелка на часах мельницы. Так что этот кубок смело можно считать прототипом современной рулетки.


Кстати, сама рулетка — это тоже французское развлечение. И, как говорил современник Полины Боргезе маршал Пьер Франсуа Ожеро: «Жизнь — это гигантская рулетка, где человек — шарик, а сектор зеро — смерть».


Сектор Зеро выпал Полине Боргезе, когда ей было 44 года.
Я вернулся к чтению: «Полина Бонапарт-Боргезе умерла от рака 9 июня 1825 года в присутствии супруга и младшего брата. Венценосная особа высказала свою последнюю волю: не открывать крышку гроба во время похорон. Она хотела остаться в памяти людей статной белокожей красавицей.

— Для тех, кто хочет меня увидеть, — сказала она, — пусть
взглянет на скульптуру Кановы…»


Я дочитал последнюю страницу, инфантильно взбил подушку и щелкнул выключателем ночника. Луна провела светящуюся дорожку через мою постель. Подумав, что завтра нужно срочно заняться свадебным подарком для Клары Марковны, я уснул, забыв принять снотворное.