Истории без глянца Глава1 Коллекции и коллекционе

Дмитрий Мрикотенко
МОИМ ЧИТАТЕЛЯМ

Каждый раз, когда я берусь за ручку и бумагу,надеясь излить душу, не знаю с чего начать:с любви, семьи, дружбы или собственной глупости?
С последнего, кстати говоря, начинать легче всего,потому что глупости в моей жизни больше,чем чего бы то ни было.
(Автор неизвестен)


Сегодня совершенно неожиданно сообщили из издательства, что согласны издать мои опусы, отправленные им
несколько месяцев назад. Ну вот, наконец-то я смогу презрительно посмотреть в сторону коллеги — артистки Б., которой первой дал прочесть свою рукопись, после чего она безапелляционно заявила:

— Сохрани лес — публикуйся в Интернете!

«Пописывать» я начал ещё в детстве. В пятом классе написал поэму, в которой признался в любви своей учительнице по математике, чем обеспечил себе твердую «четверку» в четверти. В шестом — сценарий школьного утренника «Пять
поленьев, три костра, серп и молот и звезда!». За него я получил грамоту от завуча-организатора Тамары Эдуардовны и красивый значок с профилем Гагарина. Впрочем, на этом мои литературные достижения закончились.


Через много лет, находясь в вынужденном простое в связи с эпидемией, охватившей мир, я решил вспомнить свой «писательский опыт». За пятьдесят прожитых лет рассказать мне было о чём: учеба в театральном ВУЗе, гастроли, путешествия,репатриация в Израиль, смена семейного статуса, рождение
сына, работа в театре, антрепризах, «Москонцерте» и на ТВ и пылкая страсть к… «различным категориям старинных вещей, имеющих историческую и материальную ценность и являющимися объектами коллекционирования», т. е. к красивым
древним безделушкам.


Так что, уважаемый читатель, прежде чем Вы перелистнете
эту страницу, позвольте мне просить Вас вынести свой приговор об этой книге с оговоркой о снисхождении.


Всегда Ваш,
Д. Мрикотенко
8 августа, 2022



ГЛАВА ПЕРВАЯ
КОЛЛЕКЦИИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

Я заварил крепкий кофе и уселся перед компьютером.
Пальцы быстро забегали по клавиатуре: «Лучшее предложение смотреть онлайн». Еще на прошлой неделе я хотел пересмотреть этот фильм об истории любви и обмана в мире дорогих художественных аукционов и антиквариата, о преданности любимому делу, своей коллекции. Как утверждал главный герой картины, аукционист и коллекционер живописи Вёрджил Олдман: «В каждой подделке есть доля подлинности». Этот персонаж всегда вызвал у меня ассоциации с замечательным ученым-геологом, банкиром, выдающимся коллекционером русского искусства, графом Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским. Не так давно в прессу попала занятная история:


«В щекотливой ситуации оказались Музей Ростовского
кремля и даритель, обладатель крупной коллекции русского
искусства, гражданин США, князь Никита Лобанов-Ростовский. Долгое время он преподносил в дар музею предметы своей коллекции. Но в один прекрасный момент, музейщики провели экспертизу работ и расстроились. В распоряжении редакции
оказались документы, в которых директор музея уведомляет князя Лобанова-Ростовского, что ключевые работы, зентованные им музею, оказались подделкой. А поскольку сам Лобанов-Ростовский “сдавал” свои дары уже с экспертными
заключениями, под удар поставлена не только репутация самого князя, но и лицо специалистов, ранее подтвердивших подлинность картин».


Расследование шло довольно долго. Эксперты, представлявшие музей, остались при своем мнении. Так и не ясно, то ли картины действительно были поддельными, то ли их подменили при транспортировке, то ли подлог был совершен в самом музее. Но по слухам, сотрудников музея не особо опечалило это событие.


Я познакомился с Никитой Дмитриевичем на театральном фестивале в Тбилиси. Мне доводилось слышал о его таланте рассказчика, но из-за плотного рабочего графика, так не удалось пообщаться с князем на отстраненные темы. Через пару месяцев я встретил Никиту Дмитриевича на юбилее нашего общего знакомого в Москве. Он рассказывал о великом Дягилеве, о потрясающей коллекции серебра графини Е. Шуваловой, о вывезенных Юсуповым из России шедеврах Рембрандта.


Слушая потрясающего рассказчика, я вспомнил свою первую встречу с удивительным миром прикладного искусства. Мне было семь лет. В один из выходных вечеров родители были приглашены на ужин к приятельнице, Татьяне Георгиевне Бадриашвили — внучке знаменитого Михаила Перхина, главного мастера фирмы «Фаберже», автора императорских яиц: «Ландыши», «Анютины глазки» и других шедевров. Тетя
Тата оказалась миниатюрной улыбчивой женщиной. В ее коллекции были старинные перья для письма, несколько симпатичных рамочек и шкатулок. Особенно мне понравилась розовая, с поющей птичкой. Но почему-то родители не разрешили
с ней поиграть. Апофеозом вечера стал торт с вишнями. Когда
хозяйка поставила угощение на стол, родители заметили на
торте противную зеленую муху. Мама неловко пыталась отмахнуться от нее, но лапки насекомого увязли в креме. Папа толкал маму коленкой под столом:

— Неудобно. Сделай вид, что ты ее не замечаешь…

Спасла ситуацию тетя Тата. Она поймала муху и слизнула с нее крем!!!


Я до сих пор помню удивленные лица родителей и потрясающую брошь в виде мухи с изумрудным брюшком и бриллиантовыми глазками, работы М. Перхина. На прощание Татьяна Георгиевна подарила отцу позолоченный карандаш своего
знаменитого деда. Кто знает, может именно этим карандашом
он делал эскизы пасхальных яиц или диадемы для Александры Федоровны…


Политики, деятели искусств, знаменитые адвокаты довольно часто славились своей страстью к собирательству. Наверное, самые известные нам коллекции — собрание живописи в стиле «ню» первой половины XIX века танцовщика Р. Нуриева, коллекция русского искусства XVIII-XX веков музыкантов М. Ростроповича и Г.Вишневской, советский фарфор адвоката А. Добровинского, старинные украшения кинодивы Э.Тейлор… Но самой значимой и дорогой частной коллекцией антиквариата
в XX веке, по праву считается коллекция знаменитого кутюрье
Ив Сен Лорана и его супруга Пьера Берже. Живопись старых
мастеров и модернистов, изделия из серебра, гобелены, шедевры искусства Азии собирали коллекционеры более 60-ти лет.


После смерти модельера, его партнер выставил коллекцию на
аукцион «Christie’s». Он посчитал, что без Сен-Лорана коллекция потеряла большую часть своей значимости. 733 предмета были проданы в 2018 году за 374 миллиона евро. Все деньги Берже перечислил в фонд по борьбе со СПИДом.


Кстати, заядлым коллекционером был еще один знаменитый француз — Шарль Азнавур. Я познакомился с ним в 2013 году на юбилее И.Д. Кобзона. Необычайно скромный человек, невысокого роста был признан «Times» и CNN лучшим эстрад
ным исполнителем ХХ века. Он создал свыше 1300 песен и сыграл в 60 фильмах. А так же собрал роскошную коллекцию современной бронзовой пластики. После его смерти в 2018 году, коллекция была распродана по частям. Самая значимая скульптура, созданная Жерменом Ришье в 1953 году, изображающая
матадора и череп быка, ушла с молотка более чем за 2 миллиона евро!


Нужно сказать, что и сам Иосиф Давидович были заядлым
коллекционером: русская живопись, антикварный фарфор,
эксклюзивные зажигалки, оружие (очень он гордился саблей
Будённого), потрясающая коллекция золотых фигурок на тему
иудаики, но больше всего меня потрясла коллекция статуэток
эпохи ар-деко: Дмитрий Чипарус, Робер Колине, Зак Бруно…
Она считалась «мужской коллекцией» и хранилась в спальне
певца.


Фильм погрузил меня в воспоминания об известных коллекциях и знаменитых коллекционерах. Я и не заметил, как
картина подошла к трагическому завершению — после заключительного в своей карьере аукциона, Верджил возвращается
домой и обнаруживает, что вся его коллекция исчезла. Судьба
этого киногероя вернула меня к размышлениям, которые возникают у любого коллекционера: “Что станет с коллекцией после смерти?” Для кого-то мысль о том, что предметы, которые собирались десятилетиями, будут развешивать или расставлять новые владельцы, становится невыносимой. Другие передают свои собрания музеям. Третьи оставляют наследникам и раритеты, собирательству которых была посвящена жизнь,продолжают радовать следующее поколение.


У каждой коллекции своя судьба. Впрочем, как и у человека…