На крыльях фантазии. новеллы. юрий юсупов-4. 7. 04

Юрий Юсупов 4
                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                =================

                В ГОСТЯХ, У ДЯДИ ФАРИТА,- ЗАСЛУЖЕННОГО
                АРТИСТА БАЛЕТА.
                =======================================

             После тёти Фирдаус,папа повёл нас,к своему младшему брату-Фариту Ру-
мовичу Садыкову,- заслуженному артисту балета. Обстановка у дяди Фарита,была отмен
ная,он жил очень богато,лучше нас,всех -вместе взятых.Очень широко,богато и очень красиво жил дядя Фарит. Дядя Фарит жил со-своей семьёй: своей женой-тётей Любой
(Любовью Афанасьевной Кожаевой-Садыковой). Как рассказывала сама -тётя Люба,-она
была непонятной национальности: в её жилах,была смешанная кровь: русская,украинская,цыганская,греческая,молдавская,венгерская и болгарская. В моло-
дости,тётя Люба была изумительной красавицей с светло-рыжими волосами и у неё было
разноглазие: один глаз был зелёный,другой-карий (коричневый). У них была единствен
ная дочь - Диляра,но в семье,её почему-то звали- Лерой,хотя Лера - это Валерия,а не Диляра. У Диляры- глаза были серые,а у дяди Фарита,глаза были-синие,хотя он сам
был брюнетом и имел чёрные волосы.
            Дядя Фарит,Диляра и тётя Люба- нас очень хорошо и тепло приняли.Наша
старенькая тётя Карифа-апай ,мне и старшей сестре Хадиче,говорила,что смолоду,-
тётя Люба очень не любила нашего папу- Рагиба Румовича Садыкова и дядю- Ахняфа Ру-
мовича Садыкова и почему-то считала их обоих за пьяниц и алкоголиков,хотя папа и
дядя Ахняф - никогда ими не были. Пили они умеренно,не злоупотребляли,но сестра нашего дедушки Рума,старенькая Карифа-апай,часто любила позлословить и по этому поводу и была охоча осудить родственников,позлословить о них,а если ссорилась с
нашим папой- Рагибом Румовичем Садыковым,то она ему писала и отсылала горы анонимок,в которых часто кляла и ругала не только папу- Рагиба Румовича Садыкова,но и всю нашу семью,осуждала папу,за то,что у него жена,по национальности- еврейка и даже писала на моих и сестры Хадичи -детских фотографиях,что мы такие-сякие.Её конечно можно простить,что мы и делали. Тётя Карифа -в папином роду,была неудачницей в жизни,очень озлобленной,она имела очень завистливый и вздорный характер и была в папином роду - как дурочка,как юродивая и ненормальная психически,женщина. Она была женой писателя Башкирии,- Тухфата Янаби,но детей у них не было,так,как у неё была неразвитая," детская матка". Поэтому,им пришлось взять приёмного сына из детдома,которого звали- Ерикаем.Когда началась Великая Отечественная война,Ерикая взяли на фронт и при первом-же бою,ему взорвавшейся миной,- оторвало обе ноги. После такого ранения,у
него началась гангрена и он мучаясь от нестерпимой боли,кричал:
- Асяй! Асяй!В переводе с башкирского,на русский язык: асяй!- означает- мама.
Ерикай умер в нечеловеческих страданиях.
              А тем временем,один враг и завистник дяди Тухфата,неудавшийся поэт
и писатель,который очень завидовал дяде Тухфату,в 1937 году,придрался к тому,что наш дядя Тухфат воспевал в своих стихах и прозе природу Башкирии и доказал,что
Тухфат Янаби- националист и враг народа и Тухфата Янаби ,вместе с его женой- Карифой-апай - посадили в тюрьму.
А потом,пройдя мучения и страдания, Тухфат Янаби был расстрелян,как враг народа.
Карифу-апай отпустили,без права ехать в Уфу. Мы,тогда жили на Украине,в городе Марганце,Днепропетровской области.И она,тогда приехала к нам,когда сестра Хадича была 5-классницей,а я совсем был маленьким,5 летним малышом.
             Карифа-апай долго жила у нас. Вскоре,её мужа- Тухвата Янаби посмертно оправдали и реабилитировали. Реабилитировали и нашу старенькую Карифу-апай.Ей дали квартиру в Уфе,но она жила у нас. В 1956 году,разругавшись с нашим
папой- Рагибом Румовичем,-её родным племянником,Карифа-апай уехала на целину.
Карифа-апай была безграмотная татарка,но на целине,она устроилась поварихой,в Кокчетавском районе,её величали -тётей Катей.
             Да простят меня,мои дорогие читатели,я отвлёкся от главной темы нашей новеллы.У дяди Фарита и тёти Любы и Диляры- была очень красивая и пушистая кошка,белой окраски с розовато-бежевыми пятнами,которую звали- Маськой.
Увидев Маську,я мысленно подумал о том,что неплохо скрестить Маську с котом тёти
Фирдаус,-тёмно-серым,полосатым Барсиком. Интересно: какие у них,тогда-бы родились котята,по своей окраске шерсти? По-видимому,они будут 5-окрасок:
тёмно-серые,полосатые,белые с розово-бежевыми пятнами,белые с розово-белыми и тёмно-серыми,полосатыми пятнами,чисто-белыми и чисто-розово-бежевыми.
             По словам,той-же Карифы-апай,о тёте Любе,- жене дяди Фарита,среди наших родственников,ходили легенды и самые настоящие слухи,что она была очень ревнивой,и в диких припадках ревности,она врывалась в театр,и жестоко избивала
всех партнёрш-балерин,дяди Фарита,с которыми,он танцевал в балетах.
             Это случалось прямо в театре,после балетного выступления. Тётя Люба
устраивала ссоры,истерические скандалы,драки с балеринами и сцены дикой ревности.Она ругала,кляла и жестоко избивала своих соперниц. Эти скандали,не всегда проходили тёте Любе даром.Часто,среди её соперниц-балерин попадались очень крепкие и сильные,злые,коварные,ревнивые и завистливые и случалось...они сами,давали отпор тёте Любе,а то и поколачивали её. Но тётя Люба на это никогда не обращала никакого внимания и несмотря,что ей,балерины устраивали " тёмную ",и
избивали её,она по-прежнему,продолжала драки с ними,скандалы,боролась за обладание своим мужем-Фаритом,ничуть не боясь их.
             Она продолжала свои " концерты " с жестоким избиением соперниц,несмотря ни на,что. Дочь дяди Фарита и тёти Любы - Диляра,или попросту,
Лера - окончила музыкальный факультет и работала педагогом,в Уфимском Училище Искусств. Диляра очень хорошо играла на пианино.
             У Диляры была катастрофа со-зрением и ходила она в очках.
Начали готовить стол. Когда мы все сели за стол,двоюродная сестра Диляра сделала нам небольшое объявление:
- Не испортите моего папу! Мой папа не пьёт водку! Не надо водки!
Потом,я узнал,что Диляра увлекается атеизмом.В это-же время,я как-раз увлекался
религиями всего Мира: и т.д.
Поэтому я отважился задать Диляре вопрос на эту тему и спросил её:
-  Что такое - Иштар?
Видя,что Диляра затрудняется мне ответить,дядя Фарит поспешил с ответом,сам и сказал мне: - Иштар,- это заслуженный артист балета!- и сразу улыбнулся,предвкушая,что ответил правильно.
- Иштар, - это вавилонская и ассирийская богиня любви и плодородия. У неё несколько имён: Иштар,Астарта,Ашторет,Иннин,Инанна. Она очень зла,коварна,губит своих любовников,вооружена луком и стрелами и рассказал небольшую притчу о богине Иштар,когда она спускалась в "мир мёртвых ",в подземное царство Ада :

                - К стране безысходной,земле обширной,
                Синова дочь - Иштар,свой дух склонила.
                Склонила Синова дочь Иштар,свой дух пресветлый.
                К обиталищу мрака,жилищу Иркаллы,
                К дому,откуда вошедший лишается света.
                Света он больше не видит,во-тьме обитает.
                И одет он,словно птица,одеждою крыльев.
                Во дворах,в засовах,везде...
                Разлилось запустенье...

Достигнув ворот " мира мёртвых ",богиня И штар требует,чтобы её впустили,иначе она разобъёт ворота и выпустит всех мертвецов на свободу. Сторож Ада,идёт к богине Ада и мёртвых,- страшной богине- Эрешкигаль.Эрешкигаль ему говорит:

                - Ступай,к ней,о, сторож!
                Поступи с ней,согласно древним законам!

Сторож Ада,возвращается к Иштар и раздевает её догола,объясняя ей :

                - Входи,госпожа!
                У царицы Земли,
                Такие законы...

Наконец,голую Иштар,сторож Ада,приводит к богине Ада - страшной богине Эрешкигаль.Эрешкигаль наводит на Иштар,- 777 болезней и заключает в темницу. Но
Иштар - богиня плодородия,без неё,на Земле,прекращается жизнь.Испугавшись,Боги решают послать к богине Ада,страшной Эрешкигаль,- шута Аснамира,который должен был рассмешить страшную Эрешкигаль и за это требовать награды.
              Наградой - должно быть - освобождение Иштар. Аснамир так и сделал.
Эрешкигаль в ярости,но она должна исполнить обещанное.Она проклинает шута Аснамира:

                - Пожелал ты,Аснамир,чего не желают!
                Я прокляну тебя великою клятвой!
                Наделю тебя долей незабвенной навеки!
                Снедь из канав,будешь ты есть.
                Сточные воды,будешь ты пить,
                В тени,под порогом,будешь ты спать.
                Голод и жажда сотрясут твои щёки!..

Затем,Эрешкигаль приказывает окропить Иштар живой водой и выпустить на волю. На
Земле начинается ликование и радость.
Мой ответ и рассказ притчи о богине Иштар,шокировал всех.
- А теперь,дорогой племянничек,я сам тебе задам вопрос,на который,я думаю,что ты не ответишь,так как наша Лера не ответила на твой!- сказал мне дядя Фарит и
спросил меня:
- Скажи мне,что такое есть-" Петипа "?
- Мариус Иванович Петипа - замечательный и очень талантливый педагог и балетмейстер.- с достоинством,ответил я на каверзный вопрос дяди Фарита.
            Ласково-ехидненький тон дяди Фарита,сразу-же увял,он даже сам сник.
Он мечтал,чтобы я не смог ответить на его каверзный вопрос,но я -ответил.
Лицо у дяди Фарита сразу помрачнело,скисло. Он так надеялся на мой провал,этим он хотел мне отомстить за провал Диляры,не ответившей на мой вопрос о богине Иштар.
Чтобы поправить неловкое положение,папа посадил меня за их пианино и я должен был играть татарские народные песни.
            Мой репертуар был один и тот-же: КАККУК,РАМАЙ, УРАКЧЕ КУЗ,АСЫЛ ЯР,ТУЙ ЖЫРЫ и т.д.
Потом,за пианино села Диляра и чудесные звуки прекрасных мелодий -наполнили собою комнату,стирая на-нет мои бледные,татарские импровизации.
           Вот так прекрасно играла сестра двоюродная-Диляра. Тут она была несравненна. Я-же не зная нот совсем,играл на слух,уже очень надоевшие мне татарские,народные мелодии. После чая со-сладостями,я с Дилярой,пошли на балкон
и беседовали о разном.
           Как папа и мама - не просили Диляру:- Дилярочка! К тебе приехали из
далёкой Украины,твои любимые- дядя Рагиб,тётя Блюма и братик Мансурик,останься с
нами,не уходи на свидание! Диляра сказала: - Я пойду на свидание,не могу не идти. А вдруг он - моя будущая судьба,мой будущий жених и муж?
И ушла на свидание. А мы спустились этажом ниже,к папиной тёте - заслуженной артистке драмы - Бэдэр-ханум Садыковой.,живущей в том-же доме,что и дядя Фарит,по соседству с ним.


                ( Продолжение следует).