Челнок - имя одушевленное часть 2 продолжение 30

Александр Шайковский
Даша постоянно спорила с ним, говоря о нарождающемся среднем классе, о цивилизованном бизнесе. Максиму это доставляла массу удовольствия, он говорил:
-Вы, Даша, идеалист. Наш бизнес, московский, тоже стонет, но ему дают работать хоть и под прицелом, но дают. Мы можем, при некотором лоббировании и с некоторыми отголосками советской экономики, работать и успешно, причем поощряется некоторый нахрап и игнорирование определенного рода условностей. Не сегодня-завтра вы, белорусы, будете обращать свои взоры на Восток, который ближе Запада, и приплясывать от возможности с нами работать. Без нас вы сами не потянете, Вы, как были сборочным конвейером, так эта тенденция будет сохраняться сейчас и через десять лет. Вы замерзли и когда вас разморозят, вы свежи и не вины, как розовые коммунистические идеи. А ведь бизнес и капитализм - это суровая действительность.
И тут Даша вспоминает, что при встрече ей рассказывал Вадим. Даша, слушая Максима, стала сравнивать все это с рассказом Вадима и, как это только Максим смог прочувствовать все, находясь за десятки километров от места событий? А рассказывал Вадим следующее:
-Вот вот открыл бизнес-пару лет назад, а  Вы Даша помните, как тогда на челночных маршрутах мы с Вами встречались и сколько пришлось пережить – челноки не дадут соврать. Потом мытарствовал по фирмам. Вроде и приличная фирма мощная с многими филиалами по республике, руководитель ее новых взглядов и условия там были полнее приемлемые, а коснулось задержки в оплате и из тебя начали высчитывать, а вот твои заслуги и работа совсем не была замечена и отмечена руководителем. Меня это очень подкосило в доверии к этому руководителю и я ушел. Хотя было видно, что и руководить был опечален таким моим поворотом событий, но он так и не понял, что я как его работник был действительно предан ему и компании. Все это можно было бы описать таким лозунгом, как прочитал на одной из проходной завода «Завод - мой, гордость – моя»
Потом была компания, у которой руководители относились к работникам очень хорошо. Все поощрялось и у них не было никого интереса в изучении основ менеджмента, а все строилось на доверии менеджменте советских времен. Но компания взяла и развалилась, а одна из причин – это ссора среди учредителей, они не смогли договориться и поделить плюс бестолковый менеджмент среди менеджеров среднего звена с попустительства топ-менеджеров, процветающий и мощный бизнес свел все на нет.
И вот мне повезло, я все таки смог создать свой бизнес. Вот он средний класс. Я думал, теперь все будет в норме и ко мне потянуться многие из заказчиков, который я знал немного ранее. Но не тут то было – рынок был поделен и я с аналогичным товаром начал вклиниваться в него. И стопор, мне прокидывал почти везде и ни какие серые или черные схемы не могли обеспечить мне успех. Так постепенно я снимал с себя розовые очки и передо мной обнажался бизнес, который я знал только до этой поры на уровне среднего менеджмента.
Пару лет усилий и уже виден был результат  моей компанией постепенно начали интересоваться и все новые и новые поступали заказы, правда это были только звонки и заявки, но уже прослеживалась тенденции роста реальных заказов.
И тут грянуло откуда никто не мог ожидать и предположить, правда это коснулось всех, но озабоченность правительства по поводу поддержки малого и среднего бизнеса – это как лапша на уши, которую нам навешали. По банкам исчезла вдруг валюта и у всех повисли долги перед поставщиками. Как разрулить не знаем, просто жесть, все приостановилось и даже крупные государственные предприятия как в те 90-е годы по отправляли своих работников в отпуска - все сидим ждем.
Бизнес разнообразный и очень жесткий, все риски невозможно учесть и просчитать, даже если вам могут подсказать, правда и это не может сто процентов гарантировать от каких-то форс-мажорных обстоятельств, особенно у нас в Белоруссии. А еще говорят, что основа нового общества – средний класс.
Интересно, если Максим все это видел с Воробьевых гор и чувствовал, и знал всю ситуацию в Белоруссии, то попытки объединения с Россией, с российским капиталом, для белорусского среднего бизнеса ничего хорошего не сулит.
Полоса, еще одна черная полоса началась с утра. К Даше нагрянула налоговая  - оказывается, простенькая четвертая плановая проверочка с начала года. Даша отдала налоговой комиссии свой кабинет и дала номер своего сотового телефона, а сама поехала домой. Если что-то, то вызовут, а так, и Валерия Михайловна справится – она опытный работник.
Сначала года - четвертая проверка и всем чего-то надо. Наверное, правильно рассказывал Сергей о своем друге.
А было это так: его друга крутанули на пять тысяч баксов. Арендовали квартиру, пригласили, отняли деньги и скрылись, а он с дуру, вызвал милицию. Как полагается, открыли или как говорят – завели дело. Прошло месяца три, поиски ведут, ниточки есть, отрабатывают версии, одним словом работают, а толку нет - глухарь. Но, что самое интересное – это было потом. Через некоторое время, приехали в его офис мальчики с крышей; он, уже не первый год, работая тихо и мирно, попал под крышу – плати. Как? - До сих пор гадает.
Не мудрено, что ее информация по поиску сотрудников и реклама об услугах туристической фирмы заинтересовали кое-кого и, конечно, их интерес лежал не в поиске путевки на отдых или поездки по челночному маршруту, а в поисках криминала. Тяжело бизнесу, ибо незнание не освобождает, но и знание ни где нельзя было почерпнуть и тоже не освобождает полностью от постоянных стрессов при обмене любезностями с органами. Трактовка букв закона у каждого по-разному, а органы специально выискивают бреши в этих буквах, изобретенных ими же. В этой ситуации и крутись, как хочешь. Постановления и поправки, как камнепад скатывался на головы бизнесменов из кулуаров Парламента. Требовалось постоянно отслеживать поток правительственных и налоговых директив, постановлений и поправок, ибо одно, отменяло другое, а третье - второе. Бизнес – это постоянный поиск чего-то нового, оригинального. Это должно было соответствовать спросу сегодняшнего дня, завтра это уже не будет новинкой. Вот в этой ситуации и оказался бизнес на стадии перестройки.
Постоянно совершенствую себя, Даша с завидным постоянством изучала и приобретала книги. Но они, были зарубежных авторов и впитывали все лучшее для тех условий, для той действительности. Ситуация у нас отдаленно напоминала западный бизнес. А так хотелось, чтобы книги что-нибудь подсказали, чем-то помогли.
Даша знала многих, которых пытались работать в западном стиле: открыто говоря о себе, не скрывая и некоторую свою конфиденциальную информацию. Этим «прозрачным» работать было еще сложнее. Открытость давала некоторую настороженность у чиновников, они предполагали подвох в этом и выискивали любые точки и запятые, в поисках зацепки, чтобы оправдать себя – эх, этот славянский менталитет.
Многие бизнесмены оставались в тени или полутени, и как говорили: еще продолжали ловить до поры момент в мутной воде бизнеса рыбку. В последние годы текучесть кадров в прозрачных компаниях была выше, и лишь приличные заказы и новейшая техника или товар, давала возможность сохранять костяк фирмы. Но люди перемещались в поиске своего журавля. Фирмы теряли дух корпоративности, а с этим и внутреннюю целостность и спокойствие. Закрыть глаза на это руководитель не мог, но и ничего не мог сделать, при открытости своего бизнеса - необходимо было выплачивать крупные суммы налогов. Удержание работников, увеличением денежного довольствия не позволяло хозяину развивать свою компанию, а это главное в бизнесе, как в Белоруссии, думается, так и всюду по СНГ были эти проблемы. А на государственных предприятиях заработная плата постепенно увеличивалась.
 На рубеж нового тысячелетия наш бизнес вышел, имея за плечами не менее пяти - десяти лет работы на рынке. Этих компаний было немного, работали в довольно узких своих нишах, имея наработанную, а скорее прикормленную клиентуру. Нечего греха таить - каждому хотелось, положить в свой карман и клали. В этом, правда, нашего бизнеса, откуда мог появиться средний класс, когда тебя просили: Дай мне, в мой карман и я у тебя буду покупать. Не жесткая конкурентная борьба, о которой пишет пресса и мудрые книжки по маркетингу, способствуют развитию, не какие-то бонусы и презентации, а чистая моржа за сделку, в свой карман, - вот двигатель нашего доморощенного развития. Сам бизнес в этом виноват, ему хотелось иметь максимальную прибыль, он ее имел, а это значит, и не подконтрольные деньги. Эти деньги и сыграли с бизнесом злую шутку, только через различные комиссионные и представительские покупались снабженцы и ответственные лица. Бизнес был бесправный, он не мог заявить, - У меня   вымогают. Ибо как не возьми, а рыльца было в пушку. И он, бизнес, темнил и прятал, а когда понял надо стать прозрачным, ему перекрыли дыхалку и загнали в узкие рамки.