Мир в борьбе за социальную справедливость

Аникеев Александр Борисович
     В современном мире борьбы за развитие социальной справедливости так или иначе всегда включаются оба момента, отмеченные Аристотелем ещё в древности – момент уравнительный и момент воздающий. Все люди должны иметь равное право на жизнь, права и свободы определённые законом общества, ибо прав и свобод в обществе без законов не бывает.  Люди должны иметь равные права на свободу личной жизни, передвижения, гражданства, а также на создание семьи и владение имуществом.

     Можно и дальше перечислять многообразные права и свободы записанные во Всеобщей декларации прав человека, но реальная справедливость не сводится к установлению равенства, она включает в себя конкретное материальное и организационное воздаяние по заслугам во всех сферах жизни, что часто закреплено в законах общества. Это и распределение благ сообразно конкретным принципам, и наказания за преступления, и поощрение со стороны общества для тех, кто совершает выдающиеся деяния.

     Нравственные представления о справедливости сопровождают социально-правовые установления, порой совпадая с ними, а порой вступая в конфликт, ибо эти установления, как и совесть, формируются от реакции психики на противоречия от поступков и убеждений, а убеждения очень редко бывают одинаковыми у всех . Следует заметить, что у представителей власти и у простых народных масс представления о справедливости часто не совпадают и нередко являются прямо противоположными. Для современного развитого общества эта ситуация не менее типична, чем для средневековья.

     Власть, которая претендует на выражение мнения всего народа, как правило, выражает интересы наиболее обеспеченных правящих групп — олигархии, поэтому столкновения интересов, представлений и требований неизбежны. Однако, обладая в современном мире большими возможностями, в том числе владея средствами массовой информации, представители власти активно навязывает массам свое представление о равноправии и социальной справедливости, о правах и свободах человека.

     Изображая все производимые ими акции как справедливые, власть и богатство имущие всегда стремятся развенчать оппонентов, отстаивающих свою правду. Впрочем, в отличие от деспотических былых времён, буржуазно-демократическое общество с товарно-рыночной экономикой признаёт право людей на публичные дискуссии по вопросам гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

     Руководители развитых государств не без оснований полагают, что энергия уходящая на эти дискуссии позволяет сохранять или мягко преобразовывать наличную социальную ситуацию, не доводя ее до разрушительных бунтов и революционных изменений в обществе. Власть, которая позволяет громко кричать и критиковать ее, оценивается людьми как более справедливая, чем та, что казнит за каждое слово сказанное против порядка установленного в обществе правящей верхушкой, чтобы держать всех остальных в повиновении.

     Буржуазно-демократическое представление о справедливости, основанное на принципе равенства прав и дифференциации вознаграждений, — отнюдь не единственная точка зрения на справедливость, присутствующая в общественном сознании XXI века. В наши дни в трудах представителей религиозного фундаментализма и эзотерического традиционализма все больше звучат призывы к восстановлению теократической государственности, которой будут править великие посвященные, жрецы, определяющие судьбы людей согласно божественному провидению.

     Такие призывы предлагают разрушить демократическую уравнительность, разогнать общество массового потребления и установить подлинную «божественную справедливость», при которой все будут разделены на сословия сообразно своим способностям и станут вести строго определенный для сословия образ жизни. Разумеется, для современного сознания такие предложения выглядят как полнейшее мракобесие и попытка повернуть человечество вспять к средневековью. Проблемы развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости как социально-экономического и нравственного явления продолжают оставаться открытыми для дискуссий и формирования различных социальных  проектов.


     Что касается коммунистической идеи, то её сущность - в распределении производимых благ по количеству и квалификации труда и определяется по тезису Маркса о двойственности равенства рабочего времени!

     Когда узаконенное относительное равенство рабочего времени определяет не столько относительно равное количество честно и справедливо нормированного труда на благо общества по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, сколько относительно равные узаконенные нормы количества базовых, необходимых каждому благ для жизни народа страны в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в обществе количества!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды для здоровой и созидательной жизни каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда или службы на рабочем месте в единое для всех рабочее время на благо общества в экономике страны по своим предпочтениям!

     При рынке на производимое сверх принятых народом законов о нормах необходимых для социального благополучия общества! Ибо при демократии власть у народа может быть только законодательной, чтобы представители исполнительной и правозащитной власти исполняли законодательную волю абсолютного большинства трудящегося населения страны!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы своей страны, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нас должно заботить будущее наших внуков и правнуков. А старики, больные и немощные должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни и старости!

     Чтобы все могли счастливо жить по этим законам, следить, чтобы другие их не нарушали и строго наказывать всех нарушителей закона по статьям принятого народом закона. Вот тогда в обществе и будет ДЕМОКРАТИЯ, то есть НАРОДОВЛАСТИЕ, когда исполнительная и правозащитная власть будет у государственных структур для исполнения законодательной воли трудящегося народа страны, а не понаехавших пожить на дармовщинку!

     И тогда относительно равное для всех трудящихся рабочее время и относительно равные для всех нормы честно и справедливо нормированного труда или службы на благо общества по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, будет мерой индивидуального участия каждого в необходимом общественном труде для социального благополучия всех членов общества! И должна быть относительно равная зарплата при относительно равной квалификации труда на благо общества!

     И тогда социально-экономические взаимоотношения людей к труду и к результатам общественного труда станут прозрачно ясными и справедливыми как в отношении к труду, так и в потреблении необходимых каждому благ по труду для всех честных, добросовестных и гуманно воспитанных граждан общества!

     А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха в жизни каждого!

     И тогда вполне возможно, что необходимого для производства необходимых средств для жизни и развития человечества вполне будет достаточно четыре часа рабочего времени, а остальное время люди смогут заниматься творческим трудом в любой области наук и искусства, встречаться с друзьями и с любимыми, воспитывать своих детей и заниматься любыми делами не запрещёнными законами общества! Чтобы люди могли заниматься тем, что не будет ухудшать их здоровье, а будет развивать в обществе дружбу и взаимопомощь, добро и социальную справедливость, гуманизм и равноправие для счастливой жизни всех граждан такого свободного от любого угнетения общества!

     В современных капиталистических сообществах возможности различия в богатстве и благополучии приписывается лишь действию обезличенного рынка, который регулирует распределение благ и оказываемых услуг в обществе и не может исключать богатство одних и нищету других в таких условиях, то есть все язвы от товарно-рыночного распределения!

     Постулат материального благополучия каждого может быть естественной отправной точкой только при условии, что доля необходимых каждому благ для жизни определяется законами общества при условии, что в таком обществе справедливость и в самом деле определяется распределением средств для удовлетворения всех насущных человеческих потребностей в соответствии с неким общим для всех законом и принципом, чтобы каждому доставалась достойная человека норма благ при честном и справедливо нормированном общественно необходимом не только труде, но и в необходимых каждому продуктах труда для социально благополучной жизни всего общества! То есть от каждого по способностям, каждому по потребностям согласно этих принципов и законов!

     А потомственный дворянин Ленин и его сподвижники-большевики не приняли за основу своей социально-экономической политики марксистский принцип развития социальной справедливости, а сохранили буржуазное право по капиталу с обобществлёнными средствами производства и с буржуазными привилегиями государственного чиновничества, которое распоряжалось всей производимой продукцией как частные лавочники в своей лавке, что во многом сохраняется и поныне. И до сих пор объединения россиян под истинными принципами социальной справедливости Маркса не наблюдается. А честно и добросовестно трудящийся народ тех стран, где приняли его идеи и живут по этим принципам, благоденствуют и живут счастливо!

     А формальное равенство, то есть буржуазное "равное право", которое по Ленину возможно на первой ступени коммунистического общества, преодолевается по отношению к обобществленным средствам производства, но сохраняется для распределения благ индивидуального потребления "по труду", при распределении пропорционально труду лишь денег, а не благ, а это далеко не одно и то же.

     Поэтому сказочку про коммунизм, где в основном будут работать роботы, а люди будут трудиться на благо общества по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям, независимо от результатов общественно необходимого труда, пора забыть!

     Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

     Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.

     Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

     А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?

     В целом советская власть в СССР была призвана с помощью властно-распределительных норм нивелировать допускаемые различия в сфере потребления и удержать эти различия в рамках требований принципа отрицания частной собственности на средства производства вместо уничтожения частной собственности на производимую продукцию для развития социальной справедливости, но такое утверждение оказалось ложным и до сих пор никто ничего лучше Маркса не придумал.

     Ведь ещё в Манифесте коммунистической партии Маркс писал, что превращение частной собственности на средства производства в государственную или общественную собственность при товарном производстве не делает производимые средства для жизни собственностью каждого достойно количества и квалификации его труда!

     В этом случае сохраняется простое рыночное распределение, что не делает необходимые средства для жизни достоянием каждого достойно труда. Товарная форма такого распределения сохраняет его капиталистическую суть, поэтому не устраняет рыночное регулирование и конкуренцию, изменяется только форма собственности средств производства, а распределение средств для жизни сохраняется прежним, через рынок!

     А говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке, всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве! То есть в этих условиях сохраняются все звериные механизмы, которые формируют и развивают всё те же капиталистические язвы, которые разъедают общество при развитии производства ради прибыли, а не ради справедливого удовлетворения социально-коммуникационных потребностей населения от количества и квалификации труда каждого на благо общества!

     Но нужна ли россиянам такая справедливость, особенно когда все уже покрылись язвами жажды наживы при капиталистической прибыли, а не чистым стремлением к развитию в России гуманизма, равноправия и социальной справедливости?