Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 9

Андрей Грачев 2
Глава седьмая: опасная охота.

После Курской Дуги эскадра, понеся большие потери, стала сводить свои действия к охоте. Самые опасные её лётчики, сформировав устойчивые звенья, рыскали по небу и, улучив момент, проводили резкие атаки, выбирая ведущих советских групп и стараясь не ввязываться в групповой бой. Надо было экономить ценные кадры. Каждый ас был на счету. Встречая "Илы", асы придерживались той же тактики: внезапная атака и уход, если истребители сопровождения опекали свои штурмовики хорошо. Если опекали плохо или не опекали вообще, эскадра могла начать бой на полное истребление группы. Однако, как мы увидим, охота была сложной. Советские пилоты к тому времени научились отвечать немцам максимально агрессивно.

Так, 27 числа эскадра потеряла одного из лучших охотников августа 43 года. В ходе ожесточённого боя оберфельдфебель Лотар Май из 7 отряда, имевший 46 побед на счету, столкнулся с самолётом напарника, лейтенанта Гюнтера Шака в районе Севска. Май погиб, а Шак дотянул до своих позиций и спасся на парашюте. Отличился пилот Новичков Степан Матвеевич из 67-го гиап на "Кобре". Он, уйдя от атаки Мая, поймал его в прицел и обстрелял, тот, уходя от очереди Советского аса, врезался в другой самолет.

На другой день Шак снова был подбит в ожесточённом бою и, перетянув линию фронта, сел на брюхо. Мы уже описывали тот бой в статье про "Аэрокобры". Подбил Шака на сей раз пилот того же полка Кужелев Александр Власович.

2 сентября уже в районе Хотеево (Смоленская область) сбит был лейтенант Бернхард Хессель из 2 отряда, имевший 40 побед на счету. Бой протекал так. В указанный район совершал вылет 49-й иап, шли двумя звеньями: одно звено непосредственно сопровождало штурмовики, второе страховало сверху (приём "этажерка"). Ведущий страхующей группы, Астахов Иван Михайлович, заметил группу фв-190, которые заходили на "Илы". Быстро сориентировавшись, он развернул свой Ла-5ф и пошёл смело в лоб на врага. Он успел открыть огонь раньше, чем это сделал ведущий вражеской группы. Меткая очередь Советского аса поставила точку в карьере Хесселя. Остальные фв-190 поспешили выйти из боя, однако напарники Астахова заявили ещё две победы. Они, правда, подтверждения уже не имеют.

На следующий день был в районе Кровелеца подбит лейтенант Йоахим Хамер из 7 отряда, имевший 35 побед на счету. Он совершил вынужденную посадку и попал в плен. Кто сбил немецкого аса, установить не удалось, возможно его самолёт не был заявлен.

9 сентября в районе Дьяково в бою против 32-го гиап был сбит унтерофицер Герхард Шнайдер из 1 отряда, имевший уже 26 побед на счету. Он вернулся в часть на следующий день. Бой протекал так: двумя четверками, ведущие Корчаченко и Горшков, полк патрулировал в данном районе. Были замечены ю-87, которые решено было атаковать, однако внезапно четверка Корчаченко сама была атакована звеном фв-190. Пока она вела бой с немецкой группой, Горшков со своей четверкой пытался прорваться к ю-87, однако и его четверку атаковало немецкое звено. Четвёрке Корчаченко не повезло: сразу же был подбит один из самолетов, а затем, в ходе боя, был сбит и погиб пилот Пономаренко Даниил Яковлевич, имевший 10 побед на счету. Ведущий группы тоже заявил один сбитый фв-190. Немцы заявили одну победу, оформил её командир I группы Эрих Лайе. Удачливее была четверка Горшкова: хотя она и не прорвалась к "юнкерсам", но и потерь не понесла, а в ходе боя ведомый Горшкова, Камчатнов Анатолий Илларионович, заметив, как фв-190 заходит в хвост ведущему, сбил его. Судя по всему, именно Камчатнов и стал автором победы над Шнайдером.

Не так повезло унтеру Хансу Вольфгангу Кранке из штабного штаффеля на следующий день. Этот пилот, имевший 46 побед, был сбит, по мнению немцев, огнём ЗА и погиб. Об этой схватке вспоминает Степаненко Иван Никифорович, прославленный ас 4-го иап. Обратимся к его мемуарам:  "Не успели отдохнуть, как заработали моторы «илов». Это сигнал и для нас: приготовиться к сопровождению.  <...> Вылетаем парами, идем на малой высоте. Над районом цели — гарь и копоть. Видно, уже поработали наши бомбардировщики. Дым и пыль, смешавшись с низкими облаками, образовали огромную черную тучу.  На небольшом участке скопилось множество самолетов. Им тесно, но все они обязаны выполнить задание. Штурмовики один за другим ныряют под облака пыли и дыма, в огонь. Мы за ними, в кабинах мгновенно темнеет. Летят реактивные снаряды. Они проскакивают рядом с нами, мы видим их длинные, огненные хвосты и даже отшатываемся в сторону, чтобы не столкнуться. Это бьет наша крупнокалиберная реактивная артиллерия.

— «Фоккеры»! — передает по радио Миша Погорелов.

Усиливаем бдительность. Четверки фашистских истребителей вываливаются из тучи и бросаются на нас с высоты. Мы отбиваем атаки, прижимаемся к «илам». Спикировав, стервятники попали в дымное облако над полем боя, принялись карабкаться вверх. Тут-то мы их и подловили. Прицеливаюсь и даю длинную очередь. Один готов: оторванное крыло, обгоняя фашиста, закружило к земле".

Из этого описания понятно, почему Кранке признали сбитым огнём с земли. Изучив документы 4-го иап, мы видим, что и время, и место боя совпадает с гибелью Кранке. Одно неточно: заявку оформил отнюдь не только Степаненко, пилоты полка оформили четыре заявки. Реальные потери "спецназа" составили два фв-190, один был сбит, ещё один совершил вынужденную посадку. Более всего вероятно, что сбил немецкого аса не Степаненко, а Шмелев Илья Васильевич. Тоже очень опытный и результативный лётчик.

11 сентября был подбит и ранен, правда не тяжело, командир "спецподразделения" штабной штаффель Дитхельм фон Айхель-Штрайбер. В районе Буда 4-й иап двумя группами сопровождал "Илы". Одна группа обеспечивала непосредственное сопровождение, вторая страховала сверху. Немцы решили внезапно атаковать нижнюю группу. Штрайбер подбил самолёт лётчика Андреева с первой атаки, тот совершил посадку на брюхо. После этой атаки, понимая, что силы не равны, он попытался быстро уйти на бреюшем полете, однако Иван Никифорович Степаненко, ведущий группы, знаменитый советский ас, сориентировался быстро, догнал немца и заявил сбитым. Однако Штрайбер дотянул до своих и посадил самолёт на брюхо. В данном случае победа Степаненко над асом уже не вызывает сомнений. В то время 4-й иап действовал очень активно.

18 сентября был сбит и легко ранен фельдфебель Отто Вюрфель из 8 отряда, сильный начинающий ас, имевший уже 19 побед на счету. Он посчитал, что его сбила своя же МЗА, но это было не так. Документы позволяют установить обстоятельства этого боя.

В тот день было решено провести штурмовку силами 86-го гиап. День был облачный, авиация противника не проявляла активности, и командование рассудило, что можно немного рискнуть. Шли двумя шестерками: шестёрка Кокошкина должна была штурмовать объект, а прикрытие осуществляла шестёрка Марченко, где были собраны наиболее сильные лётчики.

В районе цели пара Марченко Сергунин, выйдя из облачности, заметили звено фв-190, которое сверху шло навстречу ударной шестерке. Остальная группа отстала, атаковать пришлось в составе пары. Пара Марченко и Сергунин, заложив крутой вираж, зашла на звено сзади и снизу, из "мёртвой зоны", и обстреляла. Атакованный Сергуниным Николаем Алексеевичем фв-190 загорелся и упал. Очевидно, в прицел советского аса попал Вюрфель, который посчитал, что его сбила своя же МЗА, и мы понимаем почему. В этот момент выскочившая из облачности ещё одна пара фв-190 подловила уже наших пилотов: Марченко Николай Иванович был сбит, а Сергунин вовремя успел среагировать, ушёл от атаки сзади и спрятался в облачность. Выйдя из облака, он не обнаружил ни своих, ни чужих и в одиночку вернулся на аэродром. Погибший в том бою Марченко имел 13 побед на счету, полк потерял одного из лучших своих асов. Сбил его оберлейтенант Хорст Хаазе, командир 2 отряда.

Последней потерей за месяц из асов эскадры стала гибель унтер-офицера Карла-Хайнца Вебера из 10 отряда, имевшего 29 побед на счету. Дабы отличить себя от другого аса эскадры, полного его тезки и однофамильца, он называл себя Вильгельм Вебер. Эта потеря не была боевой: в условиях сильной облачности в районе Днепродзержинска на Украине пилот заблудился и разбился на вынужденной.

11 октября в районе озера Сенница во время боя столкнулись два пилота 10-го отряда - унтерофицер Хельмут Ной и лейтенант Рудольф Вагнер. Причём Ной погиб, а Вагнер смог спастись с парашютом. Это был один из лучших асов эскадры, он одержал 78 побед, причём осенью он эти победы прямо-таки штамповал. Его отряд ещё недавно вёл бои на Украине, но был спешно переброшен в район Невеля, исполняя роль пожарной группы. Вероятно, сложный перелет сказался на боеспособности.

Бой протекал так. На патрулирование ушла шестёрка 86-го гиап, ведущим был Кокошкин. Шли уступом - основную четверку страховала пара, её ведущим был Сергунин. Тот самый лётчик, который сбил Вюрфеля. Пилот этот отличался блестящей реакцией и внимательностью вкупе с высокой летной дисциплиной. Этот лётчик вовремя заметил фв-190, собиравшиеся атаковать основную группу, атаковал первым и заявил сбитым фв-190.

В дальнейшем пары полка разошлись и все вели бой порознь. Пара Жилкин Зубцов заметили еще два фв-190, которые сверху готовились к атаке, и вступили с ними в бой. Ни пара Сергунина, ни пара Кокошкина им помощи не оказала. Сергунин, пока отражал атаку фв-190, потерял группу из виду. Кокошкин, увидев, что неподалёку 900-й иап ведёт бой с фв-190, своей парой пошёл на помощь ему. Минаков, ведомый Кокошкина, заявил сбитый фв-190. Немцы эту потерю не подтверждают, однако вмешательство Кокошкина спасло от окончательного разгрома группу 900-го иап, уже потерявшую два своих самолёта.

Тем временем Жилкин и его ведомый Зубцов бились с вражеской парой. В бою Зубцов получил повреждения, но, когда фв-190 собрались уже его добить, Жилкин Григорий Иванович совершил немыслимый вираж и всё-таки поймал одного из агрессоров в прицел. Он смог сбить его с одной очереди. Зубцов на изувеченном самолёте дотянул до аэродрома и посадил его на брюхо. Позже ему сообщили, что на его имя записан сбитый фв-190. Наблюдатели видели падение двух фв-190 в данном районе (к слову, идентификация была ошибочна, это были бф-109), но Жилкин заявил всего одну победу. И было решено второй сбитый записать на Зубцова. На самом деле, Жилкин обстрелял Ноя, тот, уходя от очереди, врезался в своего ведущего, Вагнера, но советские пилоты столкновения не увидели. По факту Жилкин сбил два самолёта.

15 сентября Антон Хафнер из "штабного штаффеля", который снова вернулся на Восточный фронт, одержал свою 100-ю победу. А в конце успешного боя был и сам подбит и совершил посадку на брюхо. Это был бой против "Бостонов" 6-го САК, которые сопровождали Ла-5 165-го иап. Хафнер и его напарник Баухубер, постоянный его ведомый, атаковали "Бостоны" и сбили три из них, после чего их атаковали Ла-5 сопровождения. Хафнер принял бой. В ходе боя в его прицел попал командир советской группы, он же был и командиром полка - Семёнов Николай Васильевич. Хафнер сильно повредил его самолёт, советский пилот вышел из боя и совершил посадку на своей территории, самолёт был списан. Хафнер подбил и ещё один Ла-5, но не стал его записывать на свой счёт (самолет этот тоже получил сильные повреждения и совершил вынужденную). Наконец, лётчик Дудыкин Михаил Евсеевич поймал в прицел агрессивного врага и подбил его.

20 сентября в районе Лоева утром на отражения удара по переправе ушла группа 133 иап. Советские пилоты атаковали ю-87, однако на них свалились фв-190 из 7 отряда. Был сбит один из самолетов. Немцы вступили в активный бой. Пилот Терещенков Пётр Семёнович зашёл сзади на самолет ведущего немецкой группы, но его, в свою очередь, атаковал другой фв-190. Это заметил Горбовский Леонид Сергеевич и обстрелял немца. Тот получил тяжёлые повреждения и вынужден был выйти из боя. Горбовскому записали его как сбитый.

По немецким данным, в бою одержал победу оберлейтенант Карл-хайнц Вебер. А в прицел Горбовского попал его напарник Хайнрих Диттлман, тоже успешный ас. Он тоже заявил победу в бою, но больше от желания. Она стала 43 в его карьере. В бою он получил серьёзные повреждения, было повреждено шасси, и при посадке самолёт разбился, но ас не пострадал.

24 октября в районе Лоев довольно успешный бой провела группа 248-го иап на Яках-9т.

Началось всё с того, что от четвёрки Кузнецова отстала пара Камеш Щербо. Её тут же атаковали два фв-190. Завязался сложный бой, в котором Камеш был сбит, а самолёт Щербо поврежден. Атаковала их пара 7 отряда, причём ведущим был тот же самый Диттлман. По каким-то причинам он победу не заявил. В это время в этом же районе патрулировала четверка Николенко Леонида Александровича. Николенко, заметив воздушный бой, поспешил на помощь. Диттлман успел уйти от атаки, а вот ведомый, унтерофицер Георг Орт, был менее расторопен и был сбит Николенко.

Третьей четвёркой, которая осуществляла патрулирование, была четверка Нечипуренко Ивана Платоновича. Нечипуренко заметил ещё одну пару фв-190, которая готовилась атаковать теперь уже группу Николенко. Нечипуренко повел своё звено в лобовую атаку на нового противника. Немцы охотно приняли вызов, рассчитывая на мощь вооружения фв-190 и мощную защиту спереди. Но они не учли, что противостоял им Як-9т с 37-мм пушкой, а не стандартный "Як". Идти на такой самолёт в лобовую было неразумно. В чем вскоре убедился ведущий пары, фельдфебель Гюнтер Шварц из 2 отряда. Его самолёт от очереди Нечипуренко взорвался, и лётчик погиб. На его счету было 40 побед. Нечипуренко открыл огонь с 300 метров, не сближаясь, что и стало залогом успеха.

Нечипуренко, не раздумывая, обстрелял и второй фв-190, который тоже был сбит. Его пилот, унтерофицер Курт Грен, имевший 10 побед на счету, успел спастись. Таким образом, Нечипуренко добился удивительного достижения: в одной атаке сбил двух асов. Скорее всего, этот случай является уникальным. Советский ас правильно использовал мощь оружия своего самолёта.

Ноябрь прошёл более спокойно. Только 11 ноября в районе Витебска был сбит оберфельдфебель Хельмут Шёнфельдер из "штабников", имевший 13 побед на счету. Он спасся с парашютом. Сбит он при атаке на шестёрку 723-го шап, ведущий Беланов Василий Самсонович. Победу эту записали на всю шестёрку как групповую.

13 декабря эскадра потеряла последнего за год аса. Погиб лейтенант Рудольф Вагнер из 12 отряда. Это произошло в районе Веприн, ас сбил Ла-5, а затем и сам был сбит. Этот ас имел 81 победу на счету.

Это был бой против 3-го гиап. Ведущим группы был Мудров Михаил Иванович. Заданием было сопровождение "Илов". В районе цели группа была атакована истребителями, опознанными как фв-190. В бою сбит был и погиб лётчик Мирошниченко Григорий Семёнович. Как отмечено, при резком вираже самолёт его получил попадание, после чего у него отвалилось крыло. Что любопытно, заявок на фв-190 не было оформлено. Вероятнее всего, Мирошниченко, совершив резкий маневр, попросту столкнулся с Вагнером. От столкновения он потерял крыло, а Вагнер, вероятно, пытался совершить посадку на брюхо, но не смог. Примечательно, что немцы тоже тарана не видели. Не исключено, что самолёт Вагнера был попросту поврежден отбитым крылом "Ла-5".

Подводя итоги боев второй половины 43 года, мы видим, что немцам приходилось вести бои с превосходящими советскими силами. С одной стороны, это был плюс для советских пилотов. С другой, немецкие асы стали гораздо осторожнее, тщательно вели бой, стараясь учитывать все факторы, старались не ввязываться в групповые бои, ставки делали на внезапные атаки. Сбить их было тяжелее. Мы видим, что почти все победы одержаны в скоротечных боях. От советских лётчиков в этих боях требовалась прежде всего скорость реакции, внимательность и меткость. В отдельных случаях мы всё же встречаем поединки в режиме "пара на пару", но таких боев было всё меньше.