Бесстрашный командир Дианы

Вячеслав Прытков
                БЕССТРАШНЫЙ   КОМАНДИР  «ДИАНЫ»

Почти  год  длится  пленение  русского  трёхмачтового  16 – и  пушечного  шлюпа  «Диана»  в  бухте  южно – африканского  Саймонстауна – главной  перевалочной  базе  английского  королевского  флота. «Диана»  была  задержана  командующим  английской  эскадрой  вице – адмиралом  Барти  после  того, как  изменила  свой  курс, чтобы  избежать  свирепых  штормов, вечно  бушующих  в  проливе  Дрейка, на  более  далёкий  и  менее  опасный, проходивший  вокруг  мыса  Доброй  Надежды.

Не  помогали, представленные  англичанам, ни  специальное  разрешение, выданное  лондонским  правительством  на  право  проведения  научных  исследований, ни  отличная  аттестация  на  командира  «Дианы»  Василия  Головнина, подписанная  адмиралами  Нельсоном  и  Коллингвудом  во  время  его  стажировки  на  английском  флоте, не  было  ответа  на  потребованный  им  запрос  в  Лондон  о  сложившейся  ситуации.

Василий  Головнин  ещё  в  качестве  стажёра – практиканта  мичманом  познал  службу  в  английском  флоте, овладевая  штурманской  и  артиллерийской  специальностями, изучил  английский  язык. Итогом  той  стажировки  и  была  упомянутая  аттестация, в  которой  отмечалось  особое  усердие  русского  мичмана  в  морском  деле  и  храбрость  в  стычках  на  море.

Время  долгой  стоянки  в  южно -африканской  бухте  в  вынужденном  плену  не  проходило  даром, командир  изучал  всё, что  касалось  мыса  Доброй  Надежды: климат, флору  и  фауну, предавался  воспоминаниям.
Неожиданная  встреча  в  бухте  со  своим  знакомым – английским  офицером  Корбеттом, который, проходя  мимо  на  шлюпке, даже  не  ответил  на  приветствие, удивила  В. Головнина. Ведь  когда  они  вместе  сражались  с  пиратами  у  берегов  Испании  на  корабле  «Фосгарт»  русский  мичман  спас  окружённого  разбойниками  англичанина  от  неминуемой  смерти. Решительность  В. Головнина  подействовала  на  английских  моряков, и  они  в  абордажном  бою  захватили  пиратское  судно. Корбетт  тогда  взволнованно  произнёс: «Мистер, Головнин! Я  обязан  вам  жизнью  и  хотел  бы  всегда  видеть  вас  в  бою  рядом.» Об  этом  геройском  поступке  было  доложено  самому  адмиралу  Нельсону, объявившему  В. Головнину  благодарность.

Вскоре  прояснились  и  холодная  сдержанность  Корбетта, и  отсутствие  ответа  на  поднятые  на  мачтах  «Дианы»  флаги  приветствия  согласно  международным   морским  правилам  вежливости. Моряки  узнали, что  за  время  их  кругосветной  экспедиции  между  Англией  и  Россией  началась  война, поэтому  и  был  задержан  русский  корабль.

В. Головнин  постоянно  думал  о  том, как  кораблю  вырваться  из  плена. Положение  «Дианы»  осложнялось  стоянием  на  якорях  в  окружении  английских  кораблей, находясь  постоянно  под  прицелами  береговых  батарей. Хождение  самого  Головнина  на  шлюпке  в  бухте  и  даже  в  открытом  море  позволяло  определять  направление  ветров, необходимых  для  выхода  корабля  на  волю. Командир  «Дианы»  ждал  момента, когда  погода  и  нужный  норд – ост  позволят, наконец, поднять  паруса  и  уйти.
Однажды, появилась  такая  возможность: дождь  сменился  ливнем, стало  темно, и  задул  ветер  нужного  направления. Необходимо  было  действовать  незамедлительно. Чтобы  ускорить  выход, Головнин  приказал  поставить  штормовые  паруса  и  обрубить  якорные  канаты. «Диана»  начала  движение, однако,  на  флагманском  «Резонабле»  заметили  её  побег. Английские  экипажи  кораблей  по  вечерам  расслаблялись  и  не  были  сразу  готовы  к  выходу  в  море, да  и  береговые  батареи  ослепли  в  тёмную  ненастную  погоду.

Английский  адмирал  Барти  всё – же  послал  свои  корабли  в  погоню, зная, что  Головнин  пойдёт  на  восток  в  Австралию  по  плану  экспедиции, но  «Диана»  повернула  на  юг. Прошла  отвлекающим  курсом  в  этом  направлении, затем  снова – на  восток, обогнула  Австралию  и  остров  Тасманию  с  юга  и  уже  была  недосягаема  для  английских  кораблей.

Затем  дальнейшее  и  трудное  плавание  в  Индийском  океане, пребывание  и  изучение  острова   Танна  (архипелаг  Новые  Гебриды), описание  Алеутских, Курильских  и  Шантарских  островов, Камчатка  и  Русская  Америка. Летом  1811  года  «Диана»  оказалась  у  острова  Кунашир. Головнин  с  моряками  отправились  на  шлюпке  к  берегу, но  там  обманом  были  взяты  в  плен  японцами. Дважды  они  предпринимали  побег, но  неудачно. Лишь  после  более  чем  двухгодичного  заключения  их  освободили, когда  русская  армия  победила  Наполеона.
Потом  началось  восьмимесячное  путешествие  по  суше  из  Петропавловска , наконец, члены  экспедиции  вернулись  в  Петербург. Во  второе  кругосветное  путешествие  капитан 2  ранга  В. Головнин  отправился  на  шлюпе  «Камчатка», а  под  конец  своей  службы  стал  вице – адмиралом, руководил  кораблестроением, писал  книги  о  своих  путешествиях, но  в  расцвете  сил  (55  лет)  неожиданно  умер  от  холеры.

Ещё  долго  чопорные  англичане  помнили  о  том, как  русский  лейтенант  перехитрил  их  вице – адмирала.
5  апреля  2023  г.                Вячеслав  Прытков