ОГЭ -2023. Задание 5. 5

Лариса Батаева
  ОГЭ-23. Задание 5.5. Литература.
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений).
В качестве актуальных тем может быть тема развенчания бюрократизма. Тема может быть раскрыта на примере произведений Н.;В.;Гоголя («Ревизор», «Мёртвые души»), В. Маяковского («Прозаседавшиеся»), М. Булгакова («Собачье сердце»).
С иронией, доходящей до сарказма, показывает Гоголь уровень культуры и образованности губернских чиновников. Они были «...более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Они беседуют о лошадях, собаках, рассуждают о бильярдной игре и «об выделке горячего вина». В обществе чиновников процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость».
С ненавистью описывает Маяковский разросшуюся до абсурда чиновничью машину в советском государстве: чиновник разделяется на части, чтобы попасть на все заседания сразу.
Бюрократы приводят страну к разрухе, по мнению профессора Преображенского, потому что в обществе каждый занимается не своим делом.
Тема актуальна в наше время, писатели-классики предупреждали об опасности, которая грозит обществу от чиновничьего произвола и засилья.
Я не стала пользоваться рекомендациями составителей заданий (демоверсия-23), тем более, что в них нет примеров зарубежной литературы. Кроме того, заявленные темы-примеры достаточно избиты. Захотелось разобраться в теме «Может ли любовь девушки  быть несчастной?»


Может ли любовь девушки  быть несчастной?

Любовь – это эйфория счастья, радости,  ощущение крыльев за спиной. Эта тема всегда привлекала поэтов и писателей,  ведь человек не может жить,  не любя, потому что это чувство даровано нам свыше. Классики литературы всегда обращались к этой теме, потому что человек,  герой произведения, проявляет свой характер через призму любви,  исходящей из его сердца. Всех персонажей литературы мы оцениваем за способность любить окружающих, сопереживать людям, сочувствовать их бедам, умение приходить на помощь. Повествовательные,  драматические и поэтические шедевры литературы учат нас любить и не быть безучастными ко всему, что происходит вокруг. Особенно привлекает наш взор любовь самоотверженная, которой чаще всего наделены девушки.
        Период сентиментализма в русской литературе подарил нам проникновенную повесть Н.М. Карамзина  «Бедная Лиза»,  главная героиня которой - крестьянская девушка, полюбившая богатого дворянина. Зная, что никогда не сведет судьба их вместе, понимая  классовое неравенство, она живет чувством, не полагаясь на рассудок. Однако неразделенная любовь всегда несчастна: один любит,  а другой пользуется этой любовью. Судьба Лизы сложилась трагически: с пятнадцати лет «… Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь».  Эраст и Лиза встретились, когда героиня  продавала ландыши. Печальный конец истории любви намечается уже в начале повести, когда Лиза,  не дождавшись Эраста, бросила собранные ею для любимого цветы в Москву-реку. «Никто не владей вами!» – сказала Лиза, ощущая какую-то грусть в сердце. Автор сочувствует  полюбившей Лизе,  открывшейся светлому и радостному чувству,  потому что умудрен жизнью и не верит признаниям Эраста. Девушка тоже  убеждена, что им не суждено быть вместе: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!», и считает свою любовь преступлением. Она  отказывается выйти замуж за сына крестьянина, которого ей сватают. И писатель, проливая  «слезы нежной скорби!», сообщает, что Лиза бросилась в пруд, узнав  о предательстве любимого.
          Часто мы не понимаем, что любовь может заставить раскаяться, что чувства могут  быть утрачены и принести боль и горе влюбленным, как это случилось с Лизой и Эрастом. Их любовь – символ несчастья, она  не всегда приносит счастье влюблённым, особенно когда сильны предрассудки и принадлежность к разным классам. Неразделенная любовь делает одного человека  несчастным, а другой, как правило, эгоистичен.              338 слов
         
          В пьесе  «Ромео и Джульетта» (пять дней страстной любви двадцатилетнего Ромео  и Джульетты, не достигшей четырнадцати  лет)   Вильям Шекспир показал «Их жизнь, и страсть, и смерти торжество». Сюжет прост: «Друг друга любят дети главарей», и на этом фоне счастливой любви, выросшей из ненависти их семей, разыгрывается трагедия девушки и юноши. Драматург объединил любовь и смерть, применив страшный   и беспощадный прием – оксюморон.
         Трагедия чувствуется  уже в первом действии, когда злоба перерастает в драку и оскорбления на торговой площади Вероны. Брат Джульетты, Тибальд, так характеризует свое отношение к Ромео: «Мне ненавистен мир, Как темный ад, и ты, и все Монтекки».
        В мире вражды прорастает любовь, приносящая злобе в жертву два  любящих сердца. В словах Ромео «Что есть любовь? Безумье от угара…Смешенье яда и противоядья»  есть некоторый намек на исход пьесы. Джульетта испытывает сильнейшее чувство, даже отрекается от своих родных, чтобы соединиться с возлюбленным, она готова умереть. Ей очень страшно, она говорит «…Ужас останавливает кровь». Родовая вражда между семьями не преграда для героини. Она не обращает внимания на Париса  из Вероны, которого ей прочат в женихи.
        Драматург убежден, что нельзя жить в ненависти, поэтому Ромео,  полюбив, призывает Тибальта к миру, однако принужден ответить на вызов и отомстил за смерть своего друга Меркуцио, не смея   нарушить  законы чести: «О, эта кроткая на вид любовь  Как на поверку зла, неумолима!» Конфликт пьесы – столкновение не только родов, законов чести,  но и любви героев: не было судьбы грустней на свете, Чем выпала Ромео и Джульетте». Обвенчавшись, став мужем и женой, Ромео и Джульетта обретут счастье лишь в смерти, потому что,  по мнению автора,  счастливая любовь - это  жертвенная любовь (Небо убивает вас любовью!). Родовой конфликт тоже разрешится лишь кончиной героев: «И гибель их у гробовых дверей Кладет конец, непримиримой розни».
          Повесть Н.А. Карамзина «Бедная Лиза»  и трагедия «Ромео и Джульетта», по моему мнению, связаны единством тем (трагическая любовь), сословным конфликтом и семейным,  истинным сочувствием авторов к своим героям, исходом – самоубийством  героинь, не мыслящих жизнь без любви, а также параллельностью сюжетов. Отвечая на вопрос «Может ли любовь девушки  быть несчастной?», хочу сказать, что  любовь – это уже счастье,  которое персонажи обрели, пережили и без которого нет смысла жить. Любовь всегда торжествует и над жизнью, и над смертью. Без таких героинь, как Лиза и Джульетта, мир бы потерял ощущение сопереживания, осознания, что собой представляет любовь.     375 слов