Паутина жизни

Евгений Сухов 2
   
      Недалеко от центра города стоит старинный дом. Построили его ещё до Революции, в период расцвета ткацких мануфактур, при Савве Морозове. Сложен он из красного закаленного кирпича, в четыре этажа с высокими окнами, и потолками  более трёх с половиной метров. Стены дома, толщиной более метра, летом дарили жильцам прохладу, а зимой добросовестно сохраняли тепло.
      Дом пережил Войну, и ни одна бомба его не поразила. Но в нескольких местах на стенах сохранились, как шрамы от перенесенной оспы, следы от артиллерийских снарядов.
      Кроме основных подъездов имелся технический, по гулким чугунным лестницам которого, без доступа в жилые этажи, можно было подняться на четвертый этаж, где за постоянно запертой дверью, находился громадных размеров бак, наполненный водой.
      Этот бак служил и служит водонапорной башней для окружающих домов.
      Квартиры в доме считались коммунальными, т.е. с одной кухней, душем и туалетом на этаже, и проживали в них семьи с детьми, которые родились в годы Войны. Все учились в соседней школе. С утра дом наполнялся детскими голосами и школьники стайками бежали на занятия. После обеда всё повторялось в обратном порядке.
      Стены дома долгожителя хранят много историй и событий из жизни когда-то проживавших здесь людей.
      Одну историю, произошедшую в мою бытность я хочу рассказать.
 

      На третьем этаже, вместе с мамой и отчимом жил юноша Саша. Его папа погиб в первые дни Войны, о чем сообщила «похоронка» пришедшая с фронта. Мама Саши работала в больнице врачом, но при наличии маленького Саши её на фронт не взяли. Это была достаточно образованная культурная женщина, которая всегда уважительно общалась с соседями, как и со всеми своими пациентами.
      Среди жителей этажа она выделялась пышной фигурой, приблизительно 150-160 кг. веса. И поэтому, когда она шла по коридору этажа, все взрослые и дети становились спиной к стене по стойке «смирно» и уважительно пропускали докторшу.
      Отчим Саши тоже работал врачом, армянин по национальности, худощавого телосложения и не высокого роста. Как они нашли друг друга? Скорее всего, отчим, как «настоящий армянин» не мог не заметить «пышную диссертацию»(как в те времена говорил со сцены Аркадий Райкин) Сашиной мамы, т.к. работали они в одной больнице.
      Он добился своего и она взяла его, как говорили тогда, «в приймы».
Они стали жить вместе одной семьёй.
      Саша рос крупным мальчиком с копной курчавых волос, но без претензий на другие национальности.
      На этаж выше жила Танечка. Она была моложе Саши на год и училась она на один класс младше.
      Танечка рано осталась без мамы и жила вместе с папой, и ей пришлось рано хозяйствовать по дому. Но через несколько лет в их дом пришла мачеха и у Танечки вскоре появилась маленькая сестренка Оля.
      Послевоенные годы стали тяжелым испытанием для страны. Многие семьи с большим трудом сводили «концы с концами». Родители работали на дополнительных работах. И большинство домашних дел, в том числе и уход за малышом легли на плечи Танечки, особенно во время летних школьных каникул. Танечке не хватало в семье добра, родительской любви, заботы. Но она становилась умелой домашней хозяйкой.
      Саша окончил школу без медали, но только на 5 и 4. Он не занимался никаким видом спорта конкретно. Но от отца он унаследовал широкую кость и поэтому у него всегда была фигура как у спортсмена, с широкими плечами и увесистыми кулаками. Для девочек он был очень привлекательным кавалером.
      В Москве у Саши жила бабушка. Она работала заведующей детского сада много лет и имела «кое-какие» связи. Проживала она при садике и не без её поддержки Саша поступил учиться в МГУ на механико – математический факультет.
      После поступления в МГУ Саша переехал жить к бабушке, но по выходным он регулярно приезжал домой, к маме. Но детская и школьная дружба Саши и Тани незаметно переросла в ЛЮБОВЬ.
      Танечка всегда с большим нетерпением ожидала выходного дня и частенько уходила заранее из дома, чтобы где-то по пути от железнодорожной станции встретить улыбающегося и раскрасневшего от быстрой хотьбы Сашу. С этого момента
Саша уже не спешил домой к маме. Летом они почти до вечера гуляли вдвоем у реки, или в парке, а когда стало холодно покупали билеты в кино на последний ряд в зрительном зале.
      Сашина мама всё увидела и поняла. Но она и бабушка были категорически против этих встреч. Об этом они в жесткой форме высказали всё Саше. Они считали, что Танечка  «не ровня»  для Саши.
Но Саша и Танечка полюбили друг друга. Танечка окончила школу и поступила в техникум, а у Саши начались трудности с учебой. Появились задолженности, не своевременное оформление заданий, конфликты с преподавателями МГУ.
      Любовь и учеба очень трудно совместимые занятия. Всё резко обострилось после того, как Танечка сообщила Саше, что она ждёт ребёнка.
      В семье у Саши разразился настоящий скандал. Но при сложившейся ситуации и непреклонности позиций Саши и Тани родители сдались.
Саша и Таня стали мужем и женой, и вскоре у них родился мальчик, его назвали в честь отца Саши, Серёжей. Но трудности в Сашиной учёбе не отступили, а только усугубились. Саша выпросил академический отпуск на один год, что сохраняло за ним право продолжить учебу в МГУ.
      Саша, Таня и Серёжа начали самостоятельную жизнь попеременно в трех местах. Иногда они жили в семье Тани, иногда в Сашиной семье, но чаще в Москве у бабушки. Постепенно сглаживались острые углы взаимоотношений с родителями, но оголились серьезные трудности молодой семьи. Постоянно ощущалась нехватка денег.
      Саша начал подрабатывать «где получится», но этого явно не хватало. Молодожены сильно уставали, успели похудеть, но Серёжка рос и требовал всё бОльшего внимания и средств.
      Саша и Таня всё чаще стали понимать, что женитьба и рождение ребёнка без достаточной базы – ОШИБКА!
      У них не было своего жилья, не было образования и профессий, ни у кого не было постоянного заработка для обеспечения семьи.
      Стали замечать, что почти пропало личное время  для того,  чтобы насладиться жизнью, молодостью, любовными радостями.
      Да, бабушки помогали растить Серёжу, иногда подбрасывали деньжат, но все они ещё работали и имели свои семейные проблемы, и они не могли, а порою не хотели полностью отдать себя и свою жизнь интересам Саши, Тани и Серёжи.
      После некоторого времени совместного проживания мамы и бабушка деликатно объясняли молодой семье, что не плохо было бы чтобы они переехали к другой родне. Сказывалась и начальная неприязнь со стороны Сашиных родных к Тане. Всё чаще стали возникать семейные ссоры в молодой семье.
      Прошел год академического отпуска у Саши. Надо снова вгрызаться в гранит науки.
      Только сейчас Саша ощутил, как трудно продолжать учёбу после длительного перерыва. Многие темы и разделы по предметам оказались основательно забытыми. И чтобы всё это возобновить в памяти и связать единую цепь познания науки пришлось обращаться к лекциям и работам прошлого года обучения, потребовалось подолгу просиживать в библиотеке.  Потребовалось большое количество времени, сил, нервов.
      Таня поняла, что она и Серёжа уже мешают Саше, да он и сам иногда стал предлагать им уехать из Москвы к маме. Разлуки становились чаще и длительнее.
      Но молодость и чисто физиология брали своё. И около Саши, как-то незаметно, почти благотворительно появилась  «модель». Она была красивее Танечки, постоянно демонстрировала длинные ноги и точеную талию. Её макияж и одежды невольно останавливали взгляды окружающих. Правда она уже нигде не училась. Она бросила ВУЗ, но была очень чувственна и любвеобильна. Она частенько ожидала Сашу после учёбы и они вместе проводили вечера, а потом ехали к бабушке, которая молча воспринимала Сашину «пассию». Позже «модель» перестала встречать Сашу возле МГУ и стала приезжать к нему в бабушкину квартиру вечером, а иногда и ночью. Сама заходила в комнату, легко сбрасывала одежду и ложилась к Саше в постель, что-то «мурлыкая» о своей любви, щедро задабривая  слова поцелуями.
      Однажды Саша спросил её, как  она так легко ложится к нему  без видимых средств предохранения. Но  она ответила, что пусть  эта тема его его не беспокоит, она всё решит сама. И добавила,что сейчас она категорически не хочет иметь детей, т.к. не готова возиться с грязными пелёнками, подгузниками и слушать громкий плачь ребёнка среди ночи.
      Танечка же стала замечать серьёзные похолодания в их взаимоотношениях с Сашей. Он перестал регулярно приезжать по выходным. В один из приездов в Москву она неожиданно обнаружила в Сашиной комнате «деталь одежды» забытою  «моделью». Состоялся длинный и трудный разговор для обоих. Танечка с Серёжей окончательно уехали к своей маме. Таня продолжила прерванную учебу и поступила на работу в поликлинику. Но работа только отнимала много времени и почти не давала заработка.
Танечка стала терять почву под ногами. Спасибо мачехе, которая всячески сочувствовала ей и помогала. Её забота и доброта поддержали Таню в трудные минуты.
       Но долго находиться  в  «подвешенном» состоянии во взаимоотношениях с Сашей она уже не могла. Таня подала на развод. Скорый суд освободил её и Сашу от брачных уз.
       Жизнь разделила Сашу и Таню, и развела по разным дорогам.
       То трудное, полудетское счастье, которое они строили в борьбе с родителями и житейскими обстоятельствами рухнуло и утонуло в пучине смятенных чувств, слёз, переживаний и новых проблем.
       Саша был поглощен учёбой. Его факультет был характерен тем, что здесь учились «трудоголики» и настоящие фанаты, увлеченные математикой, механикой, атомом. Пока «золотая молодежь» с других факультетов гуляла вечерами и ночами в барах и ресторанах, Сашины однокурсники «вгрызались» в науку, собирали в умах бесценный багаж знаний. Здесь вырастали настоящие ученые, разработчики новых идей, технологий, открытий.
       После очередного свидания с Сашей «модель» позвонила и сказала, что уезжает к родителям. Куда и на какое время она не сказала.
       Саша тяжело переживал этот разрыв, он стал для него очередным потрясением. Опять начались «лекции» от бабушки, да и мама напомнила, что она стареет, а Саша так редко стал приезжать к ней в гости.
       Учеба в МГУ шла к завершению. Наступил выпускной год и время работы над дипломным проектом. Но душевное смятение после развода и «деликатный» уход «модели» к другому бойфренду очень повлияли на внутреннее равновесие Саши. Снова появились задолженности, пересдачи зачетов, вынужденные прогулы коллоквиумов, нервные перегрузки.
       В один из выходных Саша поехал к маме. Около дома он неожиданно встретил Таню с Серёжей. Сынок уже подрос, но хорошо запомнил своего папу. Кроме того, это рос МАЛЬЧИК и он, конечно тянулся к папиной любви, к мужским взаимоотношениям. Ему не хватало папиных сильных рук, тепла и волевых мужских решений.
       Серёжка отпустил мамину руку и с радостным криком «па-па-а-а»  побежал на встречу.
       Саша смотрел и видел, что к нему бежала его копия, пришедшая из детства.
       Тёплые ручки сына обняли шею Саши и маленькое тельце прижалось к его груди. Сын совсем не хотел уходить с рук отца. Но Таня была холодная. Она сухо поздоровалась с бывшим мужем за руку и не дала повода её поцеловать.
       Саша погулял с Серёжкой по аллейкам сквера, посидел на лавочке, подышал знакомым с детства воздухом. Поцеловал Серёжку и пошёл к маме.
       Татьяна просидела всё это время на лавочке, без желания поговорить с Сашей.
       Перед поездкой Саша думал об этой возможной встрече. Он хотел поговорить с Таней. Он стремился попробовать вернуть прошлое, вернуть хотя бы частичку былых тёплых взаимоотношений. Но внутреннее напряжение от постоянных личных неурядиц создали определенный барьер. Выезжая из Москвы, он в глубине души ещё надеялся встретить взаимное желание Тани к сближению, но как только вспоминал о семейных скандалах, связанных с позицией мамы и бабушки, желание пропадало. Встреча с Таней, её недружелюбный взгляд, холод слов и неприступность при рукопожатии подтвердили его опасения.
       Но Серёжка не понимал поведения взрослых. Перед ним был папа, которого он запомнил с прошлых встреч и чьё фото он видел каждый день на комоде. Он мечтал быть с ним рядом, хотел показать папе как он научился прыгать по квадратикам на асфальте и как ловко он умеет ездить на трёхколёсном велосипеде. Поэтому он, не взирая на настроение мамы, дёргал её за руку и просил: «Пойдём к папе! Пойдём к папе!» Но мама не понимала Серёжку.
       Саша пришёл к маме. Она тепло встретила его, помогла умыться с  дороги, покормила свежеприготовленной едой, и начала выяснять его успехи в учёбе, обстановку в личной жизни. Но вскоре она перешла на жёсткий нравоучительный тон. Стала упрекать Сашу в безделии, в нежелании учиться. Она потребовала, чтобы он перестал увлекаться «гулянками и девочками», а думал как успешно закончить вуз и получить диплом.
Мысль о возвращении к Тане с Серёжей она отвергла в самой категоричной форме: «Только через мой труп!»
       Саша был в смятении.
Воспитанный с детства мамой и бабушкой, он внутри души по привычкам, по манере поведения был женщиной. Определиться в своих взглядах на окружающие события, принять твердое собственное решение, тем более наперекор маме и бабушке он не мог.
       Постоянное, слепое детское повиновение родителям давлело над ним и служило постоянной внешней «оболочкой». Но внутренне в нём всё клокотало и требовало волевого решения.
       Саша оказался на жизненном распутье.
Он посидел с мамой и сказал, что пойдет на улицу погулять, может встретит кого-либо из своих друзей.
       Вечерело. Саша пошёл к реке. Сел на траву обрывистого берега.
Далеко были видны изгибы русла реки. Местами появился туман, на траву ложилась роса. Редкие рыбаки уже сматывали снасти. В заводи на приколе стояли две лодочки.
       Саша не знал, как дальше жить.
       Во-первых, он боялся, что из-за возникших проблем с учёбой он не сможет закончить МГУ, чем накличет громы и молнии со стороны мамы и бабушки.
       Во-вторых, он не знал каким образом найти оправдание в случае такого провала.  Мама и бабушка жили в ожидании, что в лице Саши вскоре появится молодой учёный с мировым именем.
       Его очень тяготила и необустроенность личной жизни.
Недавняя «модель» оказалась чужим человеком и в попутчики по жизни не годилась. С ней не о чем даже поговорить. По темам, волнующим Сашу, она не способна разговаривать, т.к. была некомпетентна, т.е. не хватало образования и она ничего не понимала в его науках.
        По части семейной жизни она также не могла и не хотела сближаться с Сашей, т.к. её пока что интересовали, гулянки, вечерние тусовки, острые ощущения и чужая постель (лучше с оплатой).
        А над Сашей, как Дамоклов меч, нависли обязательства успешного окончания учёбы.
        Но эти две линии жизни ему представлялись не совместимыми. Помочь в данной ситуации могла только спокойная семейная жизнь, с присутствием доброй, понимающей ситуацию жены и ребенка.
        Но Татьяна очень холодно встретила его сегодня. Конечно, он смог бы найти к ней подход, постепенно наладить разорванные отношения, но на это опять же требовалось время, частые приезды к маме, её поддержка, и согласие на возврат к Тане и Серёжке. Но этого не было, как и не было надежд на появление их в будущем. Мама и бабушка не хотели слышать о возврате к прошлой семье.
        Для сознания Саши – это был тупик! Тупик без выхода, задача не имеющая решения!
        Почти стемнело и похолодало, повеяло сыростью. Надо было что-то делать. Куда-то идти. Принимать очень важное решение.
        Рядом, над обрывом, росло большое дерево, толстый сук которого находился у Саши над головой.
        Саша поднялся, снял брючный ремень, сделал из него петлю, закрепил ремень на суку. Последний раз посмотрел на этот, неудавшийся для него мир, продел голову в петлю и шагнул с обрыва…

        Прошло более полугода после похорон Саши. Полгода слёз, рыданий, чёрных платков и одежд у Сашиных родных и Татьяны.
        Однажды вечером, когда родители Тани вместе с сестрёнкой ушли в город, кто-то постучал к Тане в дверь. Таня открыла и увидела на пороге Сашину маму. Она сильно постарела за этот короткий промежуток времени.
        Она сказала: «Прости, Танечка! Сейчас у меня кроме Серёжи и тебя нет никого, кто мог бы заменить Сашу. Я прошу тебя, пойдёмте ко мне. Мы будем жить вместе. Вместе станем растить Серёжку, как память о Саше, ведь он его копия. Я вас люблю и никогда не обижу».
        Танечка пригласила Сашину маму в комнату. Посидели молча около портрета Саши с чёрной ленточкой. Потом Танечка собрала кое-какие вещи в сумку, одела Серёженьку, и они, втроём, ушли жить к Сашиной маме.
        Она прописала Танечку и Серёжку у себя в квартире, и смогла сдержать свои обещания. Приветливо и с любовью относилась к Серёжке и ничем не обижала Таню.
        Вскоре Таня поступила в геологический институт и окончила его, а Серёжка пошел учиться в школу, в ту, в которой когда-то учились его мама и папа.
        Жизнь продолжила свой бег.


Реально, ЖИЗНЬ, для каждого в неё входящего, окажется паутиной.
Придётся натыкаться на лабиринты, тупики и кажущиеся непреодолимыми препятствия. И только Любовь и доброе отношение родных и близких помогут молодым преодолеть этот путь.

                07.04.2023г.