Истоки монашеского движения на Руси

Игорь Овсянников
    
     За свою почти 1000-летнюю историю монашеское движение на Руси переживало и периоды процветания, и времена беспрецедентных гонений. Что не убивает – делает крепче. На сегодняшний день сложилась, наконец, устойчивая тенденция к восстановлению и реставрации древних святынь, которые представляют собой бесценные памятники истории и архитектуры. Соответственно растет и интерес к самим истокам монашеского движения в нашей стране.
     Христианское монашество зародилось в IV веке в Египте и довольно быстро распространилось по всему Средиземноморью. На восточно-славянских землях становление монашества происходит с принятием христианства в Х веке. Первые монастыри появились на Руси в то время, когда монашеское движение за ее пределами уже прошло долгий исторический путь развития.
     В крупнейших центрах монастырской жизни – в Египте, Палестине, Константинополе, на Святой Горе Афон были разработаны своеобразные правила подвижничества, оформленные в разнообразных уставах монастырской жизни, которые сводились к следующим: анахоретство (пустынножительство, отшельничество), киновия (общежительство) и средний путь, называвшийся скитническим (лаврским, царским или золотым). Русским подвижникам предстояло приобщиться к этому духовному опыту и самим выбрать наиболее близкие формы монастырского уклада.
   
     Пустынножительство, или отшельничество, как первоначальная форма иноческой жизни в древней Руси ведет свое начало от одного из основателей русского монашества, Антония Печерского (983 – 1073г.г.). Преподобный Антоний, уроженец города Любеч Черниговского княжества, по сведениям его жития, в начале своего иноческого подвига дважды был на Святой Горе, где и принял постриг, после чего, вернувшись в Киев в начале 50-х годов XI века, поселился уединенно в пещере на берегу Днепра, проводя время в молитвах.   
     Его самоотверженность, аскетический образ жизни стали привлекать к нему людей: «… и чтим стал повелику Антоний». Одни приходили за благословением, кто-то за исцелением, другие же захотели жить рядом со святым, стать его учениками. Первый из них, Феодосий, пришедший к Антонию из Курска, - будущий устроитель Киево-Печерской Лавры.
     Когда число сподвижников Антония возросло до двенадцати, общими усилиями братии была выкопана большая пещера, а в ней устроены церковь и кельи, которые сохранились в Дальних пещерах нынешней Киево-Печерской Лавры. После этого Антоний благословил новый монастырь и покинул обитель, вырыл новую пещеру на соседней горе и поселился в ней затворником. Однако со временем рядом с Антонием снова стали селиться иноки, так образовались Ближние пещеры лавры.
     Феодосий остался на прежнем месте, скоро он был избран братией  игуменом и занялся организацией правильного общежития по уставам Студийского монастыря – самого значительного монастыря средневекового Константинополя. Так усилиями преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских зарождался первый большой монастырь на Руси, который признается древнейшей русской обителью. Знаменитая обитель стала подлинной колыбелью русского общежительного монашества.

     В 80-е годы прошлого века мне довелось побывать в подземельях Киево-Печерской Лавры. Узкие переходы, тускло подсвеченные ниши с саркофагами производят впечатление, особенно на неподготовленного мирянина! А какие имена: преподобный Нестор летописец, преподобный Илья Муромский (прототип былинного героя Ильи Муромца)… Всего в пещерах Киево-Печерской Лавры  почивают мощи 122 святых (73 в ближних пещерах и 49 в дальних).
     Пещеры в лабиринтах переходов расположены в несколько этажей и имеют множество разветвлений. Копали их монахи несколько столетий! Служили им эти помещения и жильем, и местом поклонения, и местом захоронения.
     Часть мощей хранятся нетленными. Интересно, что они не подвергались специальному бальзамированию, здесь благоприятные условия для процесса естественной мумификации: пещеры находятся в известняке, грунт сухой, постоянная температура 14 градусов, в условиях естественной вентиляции. Нигде в мире больше не найти столько святых мощей, собранных в одной обители.   
 
     Спустя три столетия, в середине XIV века, когда московская Русь собирала силы к предстоящей решительной схватке с Золотой Ордой, сформировавшееся из последователей Антония Печерского движение пустынножителей освоило глухие, заболоченные земли северо-востока Руси, еще с древних времен относившихся к исторической области, именовавшейся Залесьем (проще говоря, это регион нынешнего Золотого Кольца). Существует и расширенная трактовка - для Киева это были вообще все земли, лежащие в Волго-Окском междуречье за обширными Брянскими лесами. Именно этими самоотверженными подвижниками со временем было создано множество крепостей-монастырей.
     Монастырская колонизация необжитых, удаленных регионов счастливо совпала с политикой Москвы, которая стала объединять разрозненные мелкие княжества, расширять свои владения, в том числе и за счет освоения новых земель. Именно монастыри, возникавшие в глухих, труднодоступных для ордынцев северных лесах стали проводниками этой политики.   
     Монастырская колонизация сопровождалась крестьянской, новые места влекли крестьян свободой, удаленностью от мест постоянных татарских набегов и лютой неволи, отсутствием, на первых порах, крепостнического гнета.

     Настоящий сборник содержит очерки о пяти действующих монастырях в границах нынешней Ярославской области: Борисоглебский, Варницкий, Ипатьевский, Толгский и Спасо-Яковлевский,.