Общий язык

Татьяна Лютикова
   Возможно, мы встречались на «Грушинском фестивале», пели вместе с Митяевым: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», возможно, мы покоряли Эльбрус в одной связке и орали от восторга "Лучше гор могут быть только горы", ели кашу из одного котелка, смеялись над шутками Задорного, учились в одной школе,  читали одни книги, сами сочиняли шутки для КВН, писали вместе стихи и рисовали стенгазеты. Мы могли завалиться в гости в час ночи со своими проблемами  и всегда найти понимание и поддержку, потому что "дружба это круглосуточно". Мы говорили на одном языке и понимали друг друга на уровне души. Мы умели дружить и могли положиться на надёжные руки друга. В 90-е мы оказались разделённые границей, но нам казалось, что для нашей дружбы нет границ, мы всегда найдём общий язык. И вот прошло более 30 лет, и мы вроде бы говорим на одном языке, но не понимаем друг друга. Мне, человеку, живущему в России, ты рассказываешь, как я на твой взгляд живу. С сортиром на улице, с нищенской пенсией, с поваленным забором и в нетопленой хате. Возможно, если поискать, то можно найти и таких, возможно, твои родственники, оставленные в России, живут именно так, а тебе и на ум не приходит помочь бедным старикам, если у тебя всё там зашибись как хорошо. Возможно, мы встречались с тобой в Венской опере, когда ты подавала мне программку и я спросила тебя по-английски: «Сколько стоит?», а ты, услышав русскую речь моих друзей, на чистом русском ответила: «Бесплатно». Возможно, в Лейпциге это ты убирала туалет, когда мы с подругой решали не прикупить ли нам ещё по красивой коробочке печенья, ты на чисто русском спросила: «Сколько стоит?», и узнав, что 5 евро сказала: «Дорого». Возможно, это ты с двумя высшими образованиями работаешь за границей посудомойкой, официанткой, горничной или сторожем, а может живёшь на пособие, которого хватает на одну неделю. Ты радуешься, что дёшево покупаешь подержанную машину, которую я купила бы для своего ребёнка, который только получил права. Для себя мы покупаем машины из салона или не старше 5 лет. Ты спрашиваешь меня: «Почему ты каждый день принимаешь душ?» и я даже не знаю, что ответить. "Наверное, привычка"-, я уже молчу, что дома я принимаю душ 2 раза в день, просто в гостях стесняюсь, и тут до меня доходит, что твоя семья целую неделю не моется, а только протирается влажными салфетками. Ты ходишь без зубов, потому что дорого, и даже если есть страховка, то зубы туда не входят. А я думаю, что если бы ты приехала в Россию, то я бы отвела тебя к своему стоматологу и всё бы оплатила. Возможно, ты живёшь в квартире социального найма. Да, за границей есть вполне приличные квартиры соцнайма, но эта квартира никогда не будет твоей. В России люди живут в собственном жилье, мало кто живёт в съёмном. Но ты уверена, что в России всё однозначно хуже. Ты покинула страну в 90-х, когда люди сидели без работы, ходили на митинги, военным плевали в след, тебе сложно понять, что страна, в которой ты жила, изменилась за 30 лет  так, что ты с трудом узнаешь родной город. Твои понятия о России остались на уровне 90-х. Право рассуждать о нынешней России и учить меня как я по твоему мнению должна  жить ты утратила после своего отъезда.  Вы стали такими толерантными, что когда девочка 12 лет на митинге обращается к девочкам -лесбиянкам, ты её поддерживаешь аплодисментами, когда по Крещатику маршируют нацисты  ты тоже не видишь ничего страшного, ты теперь поддерживаешь Тихановскую, Навального и всех, кто льёт грязь на Россию. Когда же мы перестали понимать друг друга? Когда ты со своими подружками издевалась над пенсионеркой с клюкой, которая пыталась объяснить тебе, что не всё так плохо в России, а в словах Цветаевой: «Ещё меня любите за то, что я умру» ты умудрилась увидеть издёвку и насмешку? Видимо каждый находит только то, что умеет искать. Ты прилагаешь столько усилий, чтобы как можно обиднее обозвать и побольнее ударить своих бывших соотечественников. Мы по-прежнему говорим на одном языке, но совсем не понимаем друг друга. Вспоминается Эзоп.
«Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах, признаются в любви — ничего нет лучше языка!» — «Ну, так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!»
 Есть такая притча о строительстве Вавилонской башни. Эта притча о пагубности чрезмерной гордыни. После Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, который разговаривал на одном языке.Бог наказал говоривших на одном языке потомков Ноя, которые хотели достичь небес и стать выше Бога, тем, что заставил их говорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. С тех пор люди не могут договорится. Что же делать, если даже люди, говорящие на одном языке, разучились понимать друг друга? Есть только один общий язык  достойный понимания, это язык души, на котором мы когда-то умели разговаривать друг с другом.