Без прошения прощения не бывает прощения?

Алексей Куклин
Представим ситуацию, ваш сын, на вашем автомобиле, которым он управлял без вашего разрешения, совершил ДТП. В негодность пришли и ваш авто, и авто потерпевшего. Сын в страхе, отчаянии: «Папа, прости!» Вы, как любящий отец, конечно, принимаете извинения, раскаяния своего ребенка: «Ну ведь как же, это ведь моя кровиночка, я же его на вот этих вот руках, вот такого маленького…». Как можно не простить?

Собрав все ресурсы, вы возмещаете ущерб пострадавшим, восстанавливаете свой авто. Все стороны удовлетворены, дело закрыто, всё вернулось в исходное состояние, кроме ваших финансов. А это не имеет значение, главное, что у сына всё хорошо.

Проходит некоторое время, и ситуация в точности повторяется. И обман, и ДТП, и ущерб, и страх, отчаяние, и покаяние, и даже ваша любовь никуда не девалась, ваше сердце рвется на части, и вы готовы помочь, но…. У вас нет средств, чтобы покрыть принесенный ущерб. И тогда, несмотря на осознание своей вины и искренность покаяния, молодому человеку придется отвечать за содеянное самому.

Или, представьте другое развитие этой же ситуации. Те же исходные данные, но сын не исповедуется, не просит прощение, но продает почку, (не призываю никого так поступать), и покупает новые автомобили и отцу, и потерпевшим. Навряд ли, кто-то будет требовать еще и извинений.

Что происходит? Первая ситуация классическая, прямо «по нотам», как мы любим, есть грех, есть покаяние, есть возмещение ущерба, есть прощение. Во втором случае, сын искренне раскаивается, вы тоже прощаете, но что-то не срабатывает, страх, груз вины и ответственности никуда не уходит. Другими словами, есть грех, есть покаяние, даже есть желание простить, но нет возмещения. И что?... Прощения тоже нет. И в примере третьем, нет покаяния и нет желания простить, но есть возмещение, и – «о чудо», страх, груз вины и претензии исчезают, а это и есть, прощение.

Почему так происходит?

Причина проста и банальна, ПРОЩЕНИЯ НЕТ, пока никто не заплатил, не покрыл, не выкупил образовавшийся долг. Искренние раскаяния, извинения согрешившего и даже желание простить, со стороны потерпевших, не производят прощения. В тоже самое время, молчаливое покрытие ущерба, без покаяния грешника и без желания простить, снимает все вопросы.

«Ну как же», - возразит кто-то, «я прощаю, без всякого возмещения, просто пусть он извинится». Может и так. Давайте попробуем разобраться.

В сфере человеческих отношений, «прощение», конечно имеет место, мы способны прощать друг другу, но до определенной меры и при определенных условиях. Чем же это обуславливается? И вообще, что же такое прощение? Из каких составляющих складывается? Откуда берутся ресурсы для его осуществления? Что это за ресурсы? И какую роль в прощении играет покаяние?

Давайте заглянем в себя. Сколько я способен прощать своих недругов? Кстати, это могут быть самые близкие люди. Обозначим эту категорию, как те, кто постоянно у тебя что-то забирают, крадут или кидают на доверии, или эмоционально перегружают, заставляя жить в дискомфорте. Какой лимит прощения для таковых?

Да никакого! Как говорится, «Бог простит».

А человеку, с кем у вас нейтральные, нормальные отношения?

Ну, тут на основании внутреннего убеждения справедливости и баланса, прощение лимитируется, с учетом, что впоследствии, этот ущерб получится с него возместить.

А теперь представьте, что прощать придется человека, которому вы сами должны столько, что не надеетесь в этой жизни с ним, когда-нибудь рассчитаться. Согласитесь, что лимит прощения будет гораздо выше двух предыдущих случаев. О чем это говорит?

Прощение не бывает без материального возмещения, даже если вас просто оскорбили. Здесь, не имеются ввиду, супер верующие, способные прощать «до седмижды семидесяти раз». Возможно ли это? К этому вернемся.
Прощение ограничено ресурсами, которые прощающий имеет и готов использовать для покрытия ущерба, который он понес, ресурсами, как материальными, так и душевными.
С материальными ресурсами понятно. Они либо есть, либо нет, либо ты готов их расходовать, либо нет. А вот, что с душевными ресурсами на прощение? Вопрос очень ёмкий, с одной стороны, и простой и понятный с другой. И к этому, надеюсь, придем с Божьей помощью.

А пока, скажите, сильно повлияет на вашу способность простить извинения и исповедание того, первого персонажа, откровенного недруга?

Совсем не повлияют. Мы понимаем, что это просто очередные слова, ничем не подкрепленные.

А если, он в несколько раз покроет весь ущерб, который вам принес?

Совсем другое дело, не правда ли?

Слова сожаления, раскаяния или просьбы о прощении не имеют никакой, так сказать, юридической силы, создавая лишь некий эмоциональный фон, и обретают вес, только при материальном покрытии ущерба. В случае же отсутствия материального возмещения вызывают только раздражение.

«Что мне с твоего прости, когда моя машина разбита в хлам», или «что толку с твоих извинений, когда я теперь инвалид», и т.д. и т.п.

«Ну, я готов признать свои ошибки», - изрек, когда прижало, герой Владимира Этуша в фильме «Кавказская пленница».

«Ошибки надо не признавать, их надо смывать…, кровью». Во как! Сурово, но справедливо. Мы подходим к сути прощения. Но об этом позже.

Стоит, конечно, обмолвиться об эмоциональных обидах, которые, на первый взгляд, не подлежат материальной оценке. Например, предательство. Кажется, что это исключение из описанной теории. Но это «кажется». Может, это цинично прозвучит, но, предложенные деньги, в каком-то неприличном размере, допустим 1 млрд. руб. не смогут не изменить вашего отношения к обидчику. «А этот козел, оказался не таким уж и козлом». Конечно, никто не предлагает таких денег, даже за разбитые жизни, но важен принцип, и он работает.

А сейчас, для несогласных, верящих в волшебство слова «прости» - тест, проверка своей способности прощать.

Сколько раз вы способны простить одному человеку одну и туже провинность?

Если наше прощение ограничено количеством раз, то это не прощение, а терпение. Обиды складываются в определенное место, его еще называют чашей. И всё выглядит хорошо, пока эта чаша не наполнится, и тогда говорят, ну всё, моя или его чаша терпения наполнилась. Еще есть поверье, у верующих людей, что эту чашу можно натренировать, растянуть, чтобы побольше обид туда вмещалось. И для этого нужно, чтобы тебя постоянно кто-то обижал, гнал, обворовывал, чтобы ты терпел боль, дискомфорт и т.д. И еще есть мнение, что это всё посылает Бог, чтобы развить в нас терпение, долготерпение, способность прощать. Всё это не так, но сейчас не об этом.

Давайте, как предварительный итог, попробуем сформулировать, что же такое прощение в сфере человеческих отношений, не «обремененных» христианскими ценностями. В свете вышесказанного, возьму на себя смелость заявить, что как такового, прощения не существует. То, что мы принимаем или выдаем за прощение, является, либо результатом полного возмещения причиненного ущерба, материального и морального, и это, можно назвать - удовлетворение, компенсация, соглашение, либо это продукт терпения, которое имеет свои рамки и обычно приводит к эмоциональному взрыву или к молчаливому разрыву отношений, в зависимости от темпераметра человека.

ПРОЩЕНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Нормально да? Но подождите, не уходите, вы не зря потратили время. Призываю вас проявить терпение, и… да, проявить прощение, то, настоящее, которое есть, и которое не зависит от конкретного моего или вашего греха, от моего или вашего желания простить, но зависит от искупления (возмещения ущерба), которое еще и совершили не я, и не вы. А кто? И что нужно было принести?

Когда речь идет о духовной сфере, об отношении с Богом, о прощении грехов, прощения, так же не бывает без материального, физического возмещения. А как же тогда: «Господи, прости»? Мы ведь думаем, что именно это словосочетание решает все вопросы с Богом.

Так, что же нужно Богу? Достаточно искренне произнести: «Господи, прости!»? Или грехи нужно исповедовать? А может Богу нужно что-то дать?

Давайте вспомним Адама и Еву. Они не послушались Бога, совершили, то о чем было предупреждено: «Не ешьте…». Могли ли Адам Ева раскаяться, попросить прощение, хотя бы, как-то сгладить ситуацию? А если бы покаялись, простил ли бы Бог их грех? А мог бы простить?

В Ветхом завете, чтобы быть прощенным, приносились в жертву невинные животные, которые должны были умереть, пролить свою кровь, и не вполне понимаю как, но грехи смывались, грехи прощались, до очередного согрешения.

«Без пролития крови не бывает прощения». (Евр. 9:22).

А мог бы человек, просто прийти с пустыми руками, но с искренним сердцем и попросить прощения у священника и у Бога, и получить прощение и очищение?

Нет, такого мы не наблюдаем. А видим то, что главное в этом деле жертва. Священник не смотрел на человека, искренний или нет, сожалеет или нет, просит прощение или нет, исповедуется или нет. Священник смотрел на жертву. Жертва должна была соответствовать строгим стандартам, «однолетняя, без пятна и порока» и т.д. Получается, чтобы прощение сработало, человек не важен, важна жертва, важно возмещение. Посмотрите, как всё сходится со сферой человеческих отношений.

Если в Ветхом завете, во времена закона, за грехи приносили в жертву животных, то, что мы приносим или должны принести в Новом завете? На каком основании мы получаем прощение в Новом завете? На каком основании мы сами прощаем или можем прощать?

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, ;; и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. ;; Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, ;; то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евреям 9:11-14).

До того, как прийти Христу в этот мир, была скиния завета, куда один раз в год входил первосвященник, с кровью животных за свои грехи и грехи неведения народа. И это работало, это освящало грешников, но..., только лишь, до следующего согрешения. Но Христос сделал больше. Он принес СВОЮ кровь, Он это сделал ОДИН раз, это была совершенная жертва, достаточная для ВЕЧНОГО искупления людей.

Что значит «вечное искупление»? Это значит, что с момента, как оно произошло, оно стало вне времени, оно стало бесконечно, как и сама вечность, как Сам Бог. Это значит, что его хватит заплатить за любой грех, любого количества людей, всех поколений, живущих, как после смерти Иисуса, так и до Его смерти, и даже до Его рождения. Для нас с вами, «вечное искупление» означает возмещение, плату, прощение, за все грехи, за настоящие, прошлые и будущие.

Еще раз: Иисус Христос на кресте заслужил для нас ВЕЧНОЕ ПРОЩЕНИЕ! Сильно, не правда ли?

Ну что ж, теперь можно грешить, раз все грехи прощены. Да, это первая реакция человека на эту потрясающую новость. Так же реагировали слушатели апостола Павла на его проповедь Евангелия. Так вот, можно ли грешить или, еще лучше, можно ли не грешить с осознанием, того, что все грехи прощены, что нам в этом поможет, а что помешает, как мы сами можем прощать, по настоящему, без возмещения и без использования «чаши терпения», об этом в следующих публикациях, как говорится, «ставьте лайки, подписывайтесь...» ну и т.д. и т.п.)

PS. Слово «покаяние» в Новом завете, в переводе с греческого, означает «перемена мышления», согласитесь, что это определение гораздо шире общепринятого понимания: попросить прощение, исповедать грех и даже повернуться от греха в другую сторону. Попробуйте с этой стороны посмотреть на призывы Христа и некоторых апостолов к покаянию, и, возможно, первые возражения отпадут сами собой.