Семь братьев

Вячеслав Коробейников-Донской
(название прибрежных скал на реке Белой недалеко от г. Белорецка; из цикла сказки бабушки Наташи)

Давным-давно в одном ауле жил старик Иштуган.  На горных склонах Урала пас он бесчисленные стада овец местного богача Сибая. Жил бедно: едва хватало на кров и пропитание. Его супруга –  тихая и добрая Сабира – умерла вскоре после рождения дочери, взяв с мужа клятву, что девочка, когда наступит время, сама себе выберет мужа. Мать так хотела, чтобы её крошка была счастлива. И остался Иштуган один на один с судьбой и маленькой Агиделькой. Так назвал пастух  свою дочку.
Росла Агиделька непоседливой егозой, легкокрылой и всегда куда-то бегущей. Редко когда её можно было застать в тирме1. Шли года. Нечастые праздники скрашивали нелёгкие будни Иштугана. За каждодневными трудами старик и заметить не успел, как поднялась его дочка. После шестнадцатой зимы расцвела она, будто степной тюльпан по весне. Из нескладной бойкой кызыкай2  превратилась Агиделька в красивую и статную девушку Агидель3.
Весть о невероятной красоте дочки пастуха быстро разлетелась по всему краю. Многие егеты4 в округе не спали ночами и мечтали ввести её женой в свою тирму, многие засылали сватов к Иштугану, но всякий раз получали отказ от своенравной красавицы.
И вот однажды в скромную тирму старика пришли свататься сразу семь парней из соседнего аула, семь братьев. Один другого лучше: статные, высокие, широкоплечие. У каждого в руках ремесло: Айнур слыл хорошим кузнецом, Бикташ – ловким объездчиком диких лошадей, Васим – метким охотником, Гимран – удачливым рыболовом, Дамир – знатным бортником, Елгыр – славным скорняком, Забир – завидным резчиком по дереву. И всем семерым приглянулась темноволосая Агидель.
Агиделе тоже понравились братья. Иштуган заметил, как внезапно вспыхнули огнём её щёки, и она, растерявшись, застенчиво опустила глаза. «Ишь ты! – подумал отец. – Засмущалась. Видно, пришлись по сердцу джигиты5. Даже сыну Сибая, не моргнув, от ворот поворот дала. А тут зарделась, как маков цвет».
Но вышла курьёзная закавыка: Агидель никак не могла выбрать себе суженого. Глядя на каждого из братьев, её сердце начинало петь и биться радостной птахой в груди. К тому же она боялась поссорить их меж собой, выбрав в мужья кого-то одного. Ведь не смотря на показную строптивость, душа девушки оставалась чисто и светлой, будто серебряная росинка на утренней заре.
Никто не ожидал такого поворота. Долго стояли братья в ожидании ответа, но Агидель лишь растерянно молчала. И только мудрость старого Иштугана помогла исправить это неловкое положение. Отец предложил братьям собраться у него в тирьме через год: «и дочка определится с выбором, и они заработают денег на положенный калым6».
Незаметно пролетел год. В назначенный час семь братьев явились в тирьму байского пастуха. Агидель стала ещё прекрасней, но её всегда озорные карие глаза были печальны. Она так и не смогла до конца разобраться со своими чувствами. Каждый из парней нравился ей по-своему, в каждом из них находила она что-то хорошее, особенное, которого так не хватало другим братьям. Но джигиты были непреклонны: они поклялись не сходить с места до тех пор, пока девушка не объявит своё решение.
Весь день парни ожидали ответа красавицы Агидель. Только перед самым закатом, когда великий Тэнгри7 повёл усталое за день солнце на ночлег в дальние горы, вышла она к братьям. Лицо Агидели было печально. Она посмотрела каждому джигиту в глаза и горько заплакала, вскинув руки к уходящему светилу:
– Ясноокий Тэнгри! Помоги мне не обидеть никого из братьев своим выбором!
Тысячекратным эхом откликнулась её просьба в скалах Урала. Даже солнце на мгновение замедлило свой привычный ход. И вдруг Агидель превратилась в большую красивую птицу. Взмахнув белыми крыльями, поднялась она высоко-высоко в закатное небо и, покружив с печальным курлыканьем, обратилось в белоснежное облачко. Но не исчезло оно в стаи других легкокрылых подружек, а тихо опустилось на склон горы Иремель. И там, где облачко коснулось земли, забил источник. Побежала вода по скалам и болотам сначала маленьким ручейком, а затем красивой полноводной рекой такой же чистой и светлой, как душа девушки Агидель.    
Долго ждали братья ответа, глядя на пробегающие мимо волны. Но молчала вода, лишь изредка грустно журчала на перекатах, будто бы просила прощения.
Прошли века. Всё также легко бежит река Агидель, поя города и сёла своей чистой (белой) прохладной водой, всё так же стоят около реки семь джигитов, верные данной клятве, и ждут ответа. Правда, от долгого стояния превратились они в могучие прибрежные скалы. Но кто знает, может быть, когда-нибудь Агидель всё-таки решится выбрать одного из них себе в мужья. 

1Тирма – войлочная юрта.
2Кызыкай – девочка.
3Агидель – Белая река.
4Егет – парень.
5Джигит – парень.
6Калым – выкуп за невесту. 
7Тенгри – верховное божество неба у башкир до принятия ислама.

г. Белорецк   05.04.2023г.