Что читать? Публикации литературоведов Проза. ру

Александр Сергеевич Трофимов
Люблю общаться с книгами и интересными авторами через их тексты. Ценю
художественность, выразительность, красивость, лаконичность, афоризматичность, информационность, стильность, ироничность, оригинальность сюжета, динамику действий, наличие позитива — как в старом, проверенном мною — так и и в новом особенно. И, конечно, привлекательность и интерес — чтоб  не скучно было.

Собственных книг дома маловато, поступления в библиотеку небольшие. Перечитываю. Читаю и слушаю популярное и доступное  в интернете.
Можно иногда и покупать стоящее, но надо знать что?

Роюсь в интернете. Недавно обнаружил в Ютубе от Профессора, вроде бы, многообещающее «Современная русская проза: десять лучших книг», там из малоизвестного лет за десять. Из них оценил только «Ложится мгла на старые ступени», но это очень давнишнее, первая публикация более двадцати лет назад.
Послушал в Ютубе две аудиозаписи книг Пелевина, он, конечно, мастер, — но   рекомендовать бы не стал.
И решил заглянуть в раздел «Литературоведение» в Проза.ру. Должно же что-то там быть.

Просмотрел публикации аж за три месяца 2023 года (с января по март). Не обильно.
По известным современникам - только пара статей по Прилепину  и  Быкову. Но ни к первому, ни ко второму как к личностям симпатий не испытываю.
По Быкову в эссе Сергея Бессонова «Позорнейший урок Дмитрия Быкова о Лермонтове» для себя выделил: «Прежде всего, нужно сказать, что Дмитрий Быков даёт очень воодушевленные уроки русской литературы, пестрит цитатами, читает наизусть стихотворения, чем покоряет слушателя. С другой стороны, он выплескивает на учеников целый поток ложной информации. Своими фейками он … искажает реальное положение вещей. Следует также отметить отсутствие логики во многих его умозаключениях». Это почти полностью совпадает с моими суждениями.
Но при всём этом, одно время я  рассказы Быкова о зарубежной литературе по «Эхо Москвы» слушал с интересом: такого другого рассказчика не было и нет.

Молчат литературоведы на «Прозе» о книгах Рубиной, Водолазкина, Варламова, Яхиной, Басинского  и др. и о зарубежной литературе. Проясню сразу- я сам не филолог и не литературовед. Из зарубежного предпочитаю в отличных переводах современные фантазийные криминально-психологические детективы с массой информации Несбё, Карризи, и более реалистичные Гришэма.

Не случайно сегодня детективный жанр - в числе наиболее популярных в литературе и кино. Как точно подметил Донато Карризи - люди смотрят с болезненным любопытством на ужасы насилия, смертей, убийств…
Слишком много зла рядом. Добро с ним перемешивается.  И жизни без зла  нет. Зло - это фокусная точка притягательности детективов, вокруг которой и острые сюжеты, и любовь, и внутренний мир человека, и различная информация, и стиль, и художественность.

Конечно, есть статьи о книгах и в других разделах портала. Но судя по объектам внимания литературоведов, интерес к современным произведениям последних нескольких, включая и десятки лет, незначителен.

По современной литературе есть подборки у Владимира Зуева 6 в «Круг читателей поэзии» и у Ивана Родионова «Когда книги снова стали большими» (о коротком списке премии "Большая книга-2022» до того, как стали известны его победители (спасибо ему!). Есть и у Константина Фаэтонова  «Cписок из 100 книг проверить свою начитанность».
Но сведений и комментариев мало.
В итоге - свою задачу по поиску увлекающих значительных современных  художественных книг, которые нельзя пропускать, я не решил.

По мнению  доктора философии  Виталия Даренского, в наше время «художественную литературу содержательно изучают в основном философы а не филологи они  в подавляющем большинстве превратились в текстоведов».
Но  что меня обрадовало —  не смотря на слова М.Веллера  о незначительности пользы от русской классики, — так это огромный интерес современных литературоведов к Пушкину, Блоку, Чехову, Достоевскому, Булгакову, Маяковскому. Не забыты и Пришвин, Тургенев, Грибоедов, Есенин, Высоцкий (может, из-за юбилея), Бродский и др.