1-я Женская гимназия в городе Винница - III

Нил Крас
Из этого «Прошения» мы узнали, что М. Райхер проживала по Николаевскому проспекту, в доме №57, в кв. «С. Райхера». [Об имени отца — ниже.] Это - наиболее вероятно, в то время - здание с расположенной в нём на первом этаже, так называемой, Центральной аптекой (фото -1, на правой стороне проспекта и 2 - на левой, на обоих фотографиях вверху здания - надпись «АПТЕКА»). От него до здания ЖГ - по этому же проспекту - всего-то 650 метров, 10-12 минут ходьбы.
[Мне никак не удалось подтвердить  д о к у м е н т а л ь н о, что этот дом имел номер 57. Причин тому несколько: а) первые снимки сделаны ещё в отсутствии нумерации домов в Виннице, б) нигде не указывается полный адрес аптеки (только улица и фамилия владельца), в) наступившая перенумерация домов по центральной улице города (в послевоенное время до разрушения здания с аптекой №1 нумерация домов по ул. Ленина менялась трижды: сужу по номерам дома Бродского, в котором я проживал).]

Тут же приложено Заявление (заверенное у нотариуса) отца Марии на имя Директора ВЖК, в котором Хаим - Шулим Израилевич Райхер пишет: «Симъ имею честь заявить, что на вступление моей дочери Маріи Райхеръ на высшие женские курсы в Москве из'являю моё согласие» (фото - 4).

Но год-то был 1917-й - год Великой Октябрьской социалистической революции (или Октябрьского переворота, как теперь принято говорить о захвате власти большевиками). И Мария, в связи с волнениями по всей Империи или по каким-то иным причинам, в Москву тогда так и не поехала. В архивах сохранилось её письмо в Москву с просьбой о высылке документов в Винницу (фото - 5):
«Прошу прислать мои документы, посланные въ 1917-омъ году на историко-филологическое отделеніе Московскихъ Высшихъ женскихъ курсовъ, куда я была зачислена, так как въ настоящее время я лишена всякой возможности учиться въ Москве. Прошу выслать документы, если возможно, безъ замедленія, такъ какъ я не могу быть зачислена въ высшее учебное заведеніе безъ подлинныхъ документовъ.
С почтеніемъ Марія Райхеръ
Адресъ: г. Винница Под. губ. Николаевскій пр. №57, кв. С. И. Райхера.»
[Теперь ясно, что ещё до перехода власти к Советам, Хаим-Шулим стал называть себя «Соломон». Но в его документах всё осталось по-прежнему, поэтому имя его в заверенном у нотариуса согласии на учёбе дочери в Москве и отчество в документах дочери остались пока (в июле 1917-го года) без изменений.]

Дата отсылки Марией этого письма (по его копии) с многими пометками, сделанными в Москве, установить не представляется возможным. Весьма предположительно — в мае 1918-го года. Кстати, когда Мария была извещена о принятии в число слушательниц ВЖК и когда должна была прибыть на занятия — тоже не ясно. Но документы были посланы ей обратно 5-го сентября 1918-го года (есть соответствующая пометка).

Продолжение: http://proza.ru/2023/04/06/5 .