1-я Женская гимназия в городе Винница - II

Нил Крас
ЖГ представляла возможность продолжить образование — и мы видим уже второй аттестат, полученной Марией, в котором сказано, что она после окончания в 1914-м году полного общего семиклассного курса учения в Винницкой I-й женской гимназии поступила в 1915 г. в VIII педагогический класс, в котором, кроме общеобязательных для всех предметов, посвятила себя специальному изучению русского языка и математики для получения звания домашней наставницы по этим предметам.

Пробыв в VIII классе, при отличном поведении, по 25 мая 1916 года, она выполнила все требования относительно теоретических и практических занятий.
В конце 1915/16 учебного года, по окончательному заключению Педагогического Совета, она обнаружила следующие познания:
1. В предметах общеобязательных
 в Законъ Божьемъ               
    • истории, педагогике и дидактике — весьма удовлет. 5.
    • начальном преподавании русского языка — весьма удовл. 5.
    • начальном преподавании арифметики — весьма удовлетв. 5.
2. В предметах специальных:
     в русской слов. — весьма удовлетворит. 5.
     в грам. — весьма удовлетв. 4.
     в математике — весьма удовлетвор. 5.
     в физике — весьма удовлетворительн. 4.

На основании этого и выдан Райхер Марии сей аттестат от Винницкой министерской женской гимназии … право на получение, без особого испытания, свидетельства на звание домашней наставницы по русскому языку и математике (фото - 1 и 2).

После окончания приготовительного класса в 1908 г. Мария получила Похвальный лист в награду за отличное поведение, прилежание и успехи в науках (фото - 3). Таким образом все годы (1906-1916) Мария Райхер была среди лучших учениц класса.

[Посмотрев на этот похвальный лист, я вспомнил, что писал в «Моей Виннице». Цитирую: «Уже в начальных классах сформировалось ядро лучших учеников-отличников, которые, как и их родители, не могли себе представить окончание очередного класса без «Похвальной грамоты». Закончил я 1-й класс (и ещё несколько классов) с «Похвальной грамотой» – красивым плотным листом бумаги, на котором в верхних углах «сидели два ясных сокола: один сокол – Ленин, второй сокол – Сталин» (из стихотворения в учебнике «Родная речь»!). Некоторые родители вывешивали такие грамоты своих «вундеркиндов» в рамке под стеклом, а моя мама скромно прятала мои грамоты в шкаф. И не сохранила для истории. А жаль!»
Казалось бы, в Российской империи был  и м п е р а т о р  Всероссийский,  ц а р ь  Польский и  в е л и к и й  князь Финляндский, а в СССР — Генеральный секретарь партии и, по совместительству, Председатель Совета Министров. Так почему же на Похвальном листе — только державный герб (самодержавия!), а на Похвальной грамоте, кроме герба — два обязательных портрета лиц - умершего и ещё живущего - с неофициальными званиями вождей, хотя государство было «рабочих и крестьян»?]

С такими способностями девушка с согласия её родителей решила попытаться продолжить образование дальше, причём не где-либо, а в самой Москве-златоглавой.. И Мария пишет Господину Директору Высших женских курсов в Москве Прошение (фото - 4).

Высшие женские курсы (ВЖК) - особый тип высших учебных заведений для лиц женского пола - в 1917-м году существовали в нескольких крупных городах России, в том числе, в Киеве. Почему были избраны ВЖК в Москве? – нам не ясно.
В прошении от 11 июля 1917-го года значится:
«Прилагая при семъ нижеозначенные документы, покорнейше прошу принять меня въ число слушательницъ историко-филологического отделенія…
При семъ прилагаю следующіе документы:…» (перечислены оба означенные выше аттестата, удостоверение о тождественности курсов русского языка, математики и физики таковым в мужских гимназиях — см. фото 3 на следующем коллаже), метрическое свидетельство и разрешение отца). Также Мария сообщает, что после окончания ЖГ она жила в Виннице и занималась изучением латинского языка (античные языки и литература изучались только в так называемых классических гимназиях), а французский и немецкий языки она учила в гимназии, что видно из аттестата.

Продолжение: http://proza.ru/2023/04/05/330 .