Агни - зародыш вод. Коллективные явления в плазме

Игорь Бабанов
Агни – зародыш вод. Коллективные явления в плазме. Самоорганизация
Танунапат - зовется отпрыск Асуров;
Нарашансой становится он, когда рождается;
Матаришваном - когда сформировался в матери;
Матаришван (mataricvan) - мифологический персонаж, похитивший в изначальном мире огонь для богов и для Ману
Нарашанса (naracamsa букв. хвала мужей) - эпитет Агни
Танунапат (tanunapat букв. отпрыск самого себя) - эпитет Агни

Ригведа X, 121. К неизвестному богу
Автор, по анукрамани, - Хираньягарбха, сын Праджапати (Hiranyagarbha букв. золотой зародыш Prajapatya). Тема - Божество Ка (ka - букв. кто?). Размер - триштубх. Это космогонический гимн, посвященный прославлению бога-творца, имя которого остается неизвестным. Лишь в последнем стихе, несомненно, добавленном позднее, таким демиургом назван Праджапати - бог-творец поздневедийского периода (Prajapati - букв. господин потомства, господин существ). Содержание гимна сводится к основному космогоническому вопросу: кто изначальный бог, который создал вселенную. Этот бог явно отличается от известных богов пантеона РВ, он им предшествовал, как предшествовал и жертвоприношению. Он родился в самом начале как золотой зародыш (стих 1), дающий жизнь всему, что способно жить (2,3); он создал элементы вселенной (4-6); он дал жизненную силу богам (7) и послужил толчком для возникновения жертвоприношения (8). Два последних стиха по формальным особенностям и по содержанию выбиваются из общего русла. Эта внедряющаяся в космогонию личная просьба певца о пощаде (9) и провозглашение Праджапати изначальным демиургом (10)
1a Вначале он возник hiranyagarbhah sam avartatagre
2с Чье отражение vasya chaymrtam yasya mrtyuh - Таким образом, творец вселенной стоял за пределами жизни и смерти
3a-b Мира живых...что дышит и моргает yah pranato nimisato mahitva / eka id raja jagato babhuva...Мир живых jagat, в котором человек, по древнеиндийской классификации, особо не выделяется, противостоит неподвижному миру sthatar. Характерные признаки мира живых - это способность дышать и моргать, последнее отличает людей от богов, которые не моргают
4c Чьи...стороны света, чьи руки yasyemah pradico yasya bahu
5a Кем грозно небо yena dyaur ugra prthivi ca drdha. Ugra рассматривается как предикативное причастие
5c Кто в воздухе измеряет yo antarikse rajaso vimanah - Обычно говорится, что воздушное пространство измеряется солнцем
6c На кого ярко светит yatradhi sura udito vibhati
7a…пришли высокие воды - Воды в РВ рассматриваются как изначальная космогоническая материя, несущая в себе зародыш жизни
8a...охватывая взором воды...- Тем самым, неизвестный бог становится выше изначальной космогонической материи

1 Вначале он возник как золотой зародыш.
Родившись, он стал единственным господином творения.
Он поддержал землю и это небо.
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

2 Кто дает жизнь, дает силу, чей приказ
Все признают, чей (приказ признают) боги,
Чье отражение - бессмертие, чье - смерть -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

3 Кто благодаря (своему) могуществу стал единственным царем
Мира живых, (того,) что дышит и моргает,
Кто правит его двуногими и четвероногими -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

4 Чьим могуществом (существуют) эти снежные (горы),
Чей, (как) говорят, океан вместе с Расой,
Чьи эти стороны света, чьи руки (они образуют) -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

5 Кем грозно небо, кем тверда земля,
Кем установлено солнце, кем - небосвод,
Кто в воздухе измеряет пространство -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

6 На кого взирали с трепетом в душе
Два войска, поддерживаемые (его) помощью,
На кого ярко светит взошедшее солнце -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

7 Когда же пришли высокие воды,
Вбирая в себя все как зародыш, порождая Агни,
Он возник из этого как единая жизненная сила богов -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

8 Кто в (своем) величии охватывал взором воды,
Зачинающие Дакшу, порождающие жертву,
Кто был единственным богом над богами -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

9 Да не причинит нам вреда (тот), кто родитель земли
Или кто породил небо, (тот,) чьи законы истинны,
И кто породил высокие сверкающие воды -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

10 О Праджапати! Никто, кроме тебя,
Не охватил все эти существа.
С каким желанием мы совершаем тебе возлияния, да сбудется оно для нас!
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

I, 70. К Агни

1-2 Пусть одержим мы верх над многими молитвами чужого!
Пусть Агни прекраснопламенный добьется всего (для нас) -
(Тот,) кто знает божественные обеты,
Рождения рода человеческого.

3-4 (Тот,) кто зародыш вод, зародыш деревьев,
А также зародыш тех, что стоят, зародивши тех, что движутся,
Ему даже внутри скалы - (как в родном) доме.
(Он) как соплеменник у племен, бессмертный благожелательный бог.

5-6 Ведь этот Агни покровитель богатств на земле (для того,)
Кто, как подобает, служит ему гимнами.
О понимающий (бог), охраняй эти существа,
(Ты,) знающий род богов и смертных!

7-8 Кого будут усиливать многие ночи, несхожие (с днями),
(То,) что стоит (и то,) что движется, (Агни,) произошедшего от вселенского закона,
Этот (Агни) преуспел, устроившись как хотар, как солнце,
Совершая все истинные дела.

9-10 Ты принимаешь хвалу среди коров, деревьев.
Все несут дань нашему солнцу.
Тебя во многих местах почитают мужи.
Они делят (тебя), как (сыновья) - имущество старого отца.

11 Нетерпеливый, как тот, кто идет прямо к цели, храбрый, как стрелок,
Страшный, как движущийся воин, ярый в сражениях...

III, 29. К Агни

1 Есть эта основа для трения,
Есть уд, готовый к зачатию.
Приведи эту жену главы рода!
Мы хотим добывать трением Агни, как прежде.

2 Джатаведас вложен в два куска дерева для трения,
Прекрасно помещен, словно зародыш в беременных.
День за днем должны призывать Агни
Рано встающие люди, имеющие жертвенные возлияния.

3 Вставь умело в растянутую!
Покрытая тотчас же родила быка.
С алой макушкой - светел его облик -
Родился сын Иды в отмеченное время.

4 О Джатаведас, мы устраиваем
Тебя на месте Иды,
На пупе земли,
О Агни, чтобы ты увез жертву.

5 Добывайте трением, о мужи, поэта недвуличного,
Прозорливца бессмертного, прекрасноликого,
Знамя жертвы, первого с самого начала -
Агни, о мужи, порождайте дружелюбного!

6 Если они руками добывают (его) трением, он ярко вспыхивает.
В кусках дерева, словно конь, приносящий награду, алый.
Безудержный, как яркая (колесница) Ашвинов в движении,
Щадит он (только) камни, сжигая травы.

7 (Едва) родившись, Агни сверкает, притягивая к себе взоры,
Завоевывающий награды, вдохновенный, прославленный поэтами, с прекрасными дарами,
Кого боги поставили как призванного, всезнающего,
Увозящего жертву на жертвоприношениях.

8 Сядь, хотар, на свое место, умелый!
Усади жертву в лоно доброго деяния!
Приглашая богов, ты должен жертвовать богам возлияние.
О Агни, положи жертвователю высокую жизненную силу!

9 Создайте сильный дым, друзья!
Невредимыми идите к награде!
Вот Агни, победитель в боях, очень мужественный,
С чьей помощью боги одолели дасью.

10 Вот твое своевременное лоно,
Откуда родившись, ты засверкал.
Зная его, усядься, о Агни,
И вдохновляй нашу песнь!

11 Танунапат - зовется отпрыск Асуров;
Нарашансой становится он, когда рождается;
Матаришваном - когда сформировался в матери;
Порывом ветра он стал в (своей) стремительности.

12 Прекрасным трением вытерт наружу,
Прекрасным водворением водворен поэт.
О Агни, создай прекрасные обряды!
Принеси жертву богам для почитающего богов!

13 Смертные породили бессмертного,
Безошибочного, пересекающего (опасности), с крепкой челюстью.
Десять девиц-сестер вместе
Охватывают новорожденного мужа.

14 Окруженный семью хотарами, сверкал он издревле,
Когда в лоне матери пламенел у ее вымени.
День за днем не смыкает глаз очень радостный,
С тех пор как родился из чрева Асуры.

15 Бьющиеся с недругами как передовой отряд Марутов,
Перворожденные ведают все в священной речи.
Люди из рода Кушики привели в движение сверкающую священную речь.
Они зажгли Агни: каждый в своем доме.

16 Раз мы сегодня во время этого начинающегося жертвоприношения
Выбрали здесь тебя, о опытный хотар, -
Ты основательно приносил жертвы и основательно трудился -
Приди на (питье) сомы, зная подобно сведущему путь!
Т.Я. Елизаренкова. РигВеда. Мандалы I-X

Магнитная гидродинамика...Шведский физик X. Альвен первым обратил внимание на то, что проводящие жидкость или газ при движении в магнитном поле обнаруживают исключительно интересные свойства. Эти свойства связаны с тем, что при перемещении проводящих масс жидкости в них возбуждаются токи индукции, которые совместно с магнитным полем оказывают обратное воздействие на жидкость. При этом не так существенно, о какой именно жидкости идет речь, важно лишь, чтобы она была электропроводной. Соответственно и в плазме, которая может свободно проводить ток, могут легко разыгрываться те явления, которые характерны для проводящих жидкостей. Собственно, в применении к космической плазме и развивал свои идеи Альвен.
Плазма как состояние вещества...Четвертое состояние вещества. Если следовать школьным представлениям о том, что по мере нагревания вещества оно испытывает последовательные превращения из твердого состояния в жидкость, а затем в газ, то естественно возникает вопрос, что же будет происходить с газом при его нагревании. Ясно, что по мере усиления хаотического движения молекул газа они, сталкиваясь, начнут расщепляться на составляющие их атомы, а затем и сами атомы начнут разрушаться, разбиваясь на электроны и ионы. Таким образом, при нагревании любого вещества оно должно в конце концов превратиться в плазму — сильно ионизованный газ. Именно в этом смысле плазму иногда называют четвертым состоянием вещества.
В отличие от резких фазовых переходов твердое тело — жидкость, жидкость — газ, переход к ионизованному состоянию является непрерывным, так что степень ионизации ni/n0, т.е. отношение плотности ионов ni к плотности нейтральных атомов n0, является плавной функцией температуры. Даже в пламени свечи имеется небольшое количество электронов и ионов, но вряд ли это пламя можно считать настоящей плазмой. Ясно поэтому, что определение плазмы требует еще некоторой количественной характеристики, которая показала бы, начиная с какой плотности заряженных частиц ионизованный газ можно считать плазмой.
Чтобы найти эту характеристику, нужно прежде всего представить себе, чем же новое состояние вещества отличается от обычного газа. Главная особенность коллектива заряженных частиц, составляющих плазму, состоит в появлении нового типа взаимодействия частиц этого коллектива — через электрические и магнитные поля, т.е. посредством дальнодействующих сил. Именно благодаря возможности этого типа взаимодействия коллектив заряженных частиц приобретает новые качества. Фактически он образует нечто целое вместе с теми электрическими и магнитными полями, которые с этими частицами взаимодействуют (их и называют поэтому самосогласованными полями). Таким образом, плазмой можно назвать ионизованный газ при такой плотности заряженных частиц, когда становится существенным (взаимодействие этих частиц с самосогласованными электрическими и магнитными полями (в том
числе — и с внешними полями).
Из предисловия: В частности, нелинейные процессы в плазме, стартуя с линейных неустойчивостей, нередко приводят к развитию сложных стационарных или изменяющихся со временем структур. Их можно рассматривать как представителей широко распространенных в природе явлений самоорганизации. Структуры в диcсипативных открытых cистемах изучаются в рамках так называемой синергетики, т.е. науки о самоорганизации. Для идей самоорганизации плазма является, вероятно, одной из наиболее продуктивных областей приложения, и на ее базе можно развивать подходы к пониманию более широкого круга явлений самоорганизации...
Б.Б. Кадомцев. Коллективные явления в плазме. 2-е изд., испр. и доп. —М.: Наука. Гл. ред. физ. -мат. лит. , 1988г. 304с.
https://vk.com/doc474391532_519769031 pdf 28mb