Д. Б. Нокс. Изначальный грех и оправдание верой

Инквизитор Эйзенхорн 2
ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ГРЕХ И ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ
Д.Б.Нокс (1965)

Томас Бикон, капеллан архиепископа Кранмера, написал аллегорию о частном званом ужине, на которой он излагал путь спасения. Первое из четырех блюд, которые подал повар, состояло из текстов из Священного Писания, в которых излагалась греховность состояния человека: "Это горькое блюдо для начала трапезы", - пожаловался один из гостей. "Его горечь необходима для того, чтобы все переварить, - сказал ему хозяин, - чтобы вы могли лучше оценить изысканность последующих блюд. Знание самих себя необходимо, чтобы понять Божью благодать".
Священное Писание ясно учит, что все человечество греховно. Ни одно чадо Адама не избегает греха. Это свидетельство Священного Писания ясно (Рим.3.23, 1 Иоан.1.10); но мы даже не нуждаемся в свете Священного Писания, чтобы прийти к этой элементарной истине о человеческой природе, по крайней мере, в этом поколении, когда следы человеческой греховности так ясно видны повсюду вокруг нас. Возникает вопрос, почему греховность универсальна? У Пелагия был ответ, а именно, плохой пример общества, в котором рождаются дети. Есть современные социологи, которые дают такой же ответ. Измените окружение, изолируйте ребенка от последствий прошлого, и греховные наклонности не разовьются. Но опыт показывает, что это не так. Греховность является врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы в том виде, в каком она есть сейчас.
Библия мало говорит о происхождении греховности в человеке. Рим. 5. 12 - вот в чем суть. В этом стихе мы испытываем трудности с толкованием, потому что святой Павел не закончил свое предложение. Но ясно, что он противопоставляет Адама и Христа. Смысл сравнения в том, что действия обоих затрагивают более широкую область, чем их индивидуальные жизни. Единственный акт послушания Христа принес жизнь множеству людей. Точка зрения св. Павла была бы утрачена, если бы он не верил, что Акт непослушания Адама принес смерть всем; смерть перешла на всех, ибо все согрешили, как утверждается, в Адаме.
Были даны различные объяснения того, как грех Адама затронул его потомство. Ориген, рассуждая параллельно с Евр. 7.10, сказал, что все мы согрешил в Адаме точно так же, как Левий платил десятину Мелхиседеку. Более поздняя точка зрения, популярная в реформатских кругах, заключалась в том, что, поскольку Адам был главой человеческой расы в завете, Бог вменил его грех своим потомкам. Стоит помнить, что ни архиепископ Кранмер, ни Жан Кальвин не придерживались этой точки зрения (? - Пер). Другая точка зрения, близкая Августину, заключается в том, что точно так же, как все люди разделяют физическую жизнь Адама через неразрывную физическую связь, так и мы разделяем его характер и душу через непрерывную последовательность происхождения. Это правда. Однако мы думаем о происхождении человеческой расы,, о котором так мало известно с научной точки зрения, и у всех нас есть неразрывная физическая связь с первыми людьми, и нам передалось то, что называется человеческой природой. И эта природа, не только по свидетельству Священного Писания, но и по легкому наблюдению, повсеместно имеет глубоко укоренившуюся склонность ко греху. Происхождение этого не так важно , как сам факт.
До сих пор здесь мы предполагали, что знаем, что такое грех, не определяя его значения. Должны ли мы определить это как то, что есть противоречит разуму Божьему? Таким образом, положение дел может быть грехом в такой же степени, как и активное нарушение закона. Или, возможно, мы могли бы дать этому слову эсхатологическое определение, чтобы соответствовать моде современной теологии! Таким образом, грех - это то, что должно подвергнуться Божьему осуждению всякий раз, когда по нему выносится приговор; то, что не может находиться в Божьем присутствии; то, что должно быть исключено с небес.
Исходя из этих определений, ясно, что склонность человека ко греху находится в  грехе как таковом. Он противоречит воле и разуму Бога. Это противоположно представлению о человеке таким, каким Бог создал его и хотел, чтобы он оставался. Всякий раз, когда Бог выносит приговор природе, которая содержит в себе столь глубоко укоренившуюся склонность ко греху, Он должен осудить ее как несовершенную, как противоречащую Его воле, как неподходящую для пребывания в Его присутствии, как исключенную из рая. "Склонность ко греху, - писал Уильям Тиндейл, - достойна осуждения". Тиндейл привел пример со змеями. Люди убивают змей, потому что они осуждают свою природу, задолго до появления змеи укусившей их. Такова природа змеи - отравлять, и это происходит даже внутри яйца. Она становится змеей не потому, что кусается, но она кусается потому, что она змея. Итак, какой бы незрелой ни была змея, даже пока она еще не родилась, человек - ее враг, потому что она враг человека, ибо ее природа - отравлять. Человек ненавидит змей, какой бы степени развития, будь то эмбриональной или взрослой, ни достигла отдельная змея. Точно так же все человечество - будь то младенец или взрослый, зараженный склонностью ко греху, которая становится реальной, как только предоставляется возможность, - находится под вечным Божьим осуждением, поскольку это противоречит Его разуму и воле.
Этот вывод полностью соответствует Священному Писанию (это тема 1 Иоан.3.3. Кол. 3 6; и Еф. 2. 2. Гнев Божий пребывает на всех, кроме тех, кто во Христе. Люди по природе своей сыны непослушания, на которых обрушивается гнев Божий. Человеческой сентиментальности не нравится думать, что все люди, даже самый маленький ребенок, обладают природой, которую Бог непременно должен осудить; или, как сказано в Библии, на которой пребывает гнев Божий. Нам не нравится думать это о нас самих, что даже когда мы проявляем себя наилучшим образом, мы настолько далеки от Божьей славы, что сами по себе должны быть исключены с Небес, где нет ничего, кроме совершенства. И если исключить нас из рая, то для нас не останется ничего, кроме ада, ничего, кроме внешней тьмы, где царят плач и скрежет зубов. Такова надлежащая доля всех тех, кто разделяет греховную природу. Нам не нравится эта мысль, но факты есть факты. На этом фоне ярко сияет Божья благодать. "Бог доказывает Свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас." Любовь Бога - это основа Евангелия, которое заключается в том, что Бог спасет всех, кто взывает к Нему.
Но что такое оправдание? Как получается, что люди, которые очень далеко ушли от изначальной праведности, когда-либо попадают на небеса? Ответ заключается в том, что когда они предстают перед Божьим судилищем - а это не откладывается до последнего дня, а является постоянной деятельностью, - Бог выносит им приговор о том, что они праведны и, следовательно, достойны Его присутствия, сейчас и в вечности. Но как это так получается, что Бог, Сам являющийся воплощением праведности, может выносить решение, явно настолько противоречащее фактам? Некоторые теологи разрешают этот парадокс, сводя грех к минимуму. Они утверждают, что грех не так уж тяжел , но Бог может игнорировать его. Одного акта раскаяния достаточно. Тот факт, что человеческая природа искривлена и не соответствует Божьему замыслу , замалчивается. Хотя наша природа сделала нас такими, какие мы есть, эти мыслители отделяют эго от природы, чтобы сказать, что Бог принимает нас, потому что мы не несем ответственности за свою природу. Любое преуменьшение греха - это шаг в сторону от истины, от учения Иисуса. Христос говорил об аде и вечном суде чаще, чем в остальном Новом Завете. Искать объяснение Божьего оправдания, замалчивая отвратительность греха, - это тупиковый путь. И все же славный факт заключается в том, что Бог действительно оправдывает нечестивых. Как же так?
Римско-католическая церковь дает ответ, что Божий вердикт о праведности выносится только по завершении длительного процесса освящения, посредством которого грех очищается, а добродетели взращиваются в душе до тех пор, пока, наконец, человеческая душа достигает совершенства и по праву попадает на небеса. Римские католики называют этот процесс оправданием, который для большинства грешников является длительным, растягивающимся на тысячи лет в чистилище. Средства, с помощью которых (по мнению  католиков) Бог осуществляет этот процесс оправдания (или, как мы бы сказали, освящения) многими способами - принятием таинств, аскетизмом, паломничеством, добрыми делами всех видов. Для них фраза "Бог оправдывает нечестивых" - это не парадокс, а прямое, почти банальное утверждение о том, что Бог делает плохих людей лучше.
Католическая точка зрения не выдерживает проверки Священным Писанием. Слово "оправдать" означает не "сделать праведным", а "объявить праведным". Это было установлено, вне всякого сомнения, лексикографически. Библия строго запрещает людям оправдывать нечестивых. "Тот, кто оправдывает нечестивого, и тот, кто осуждает праведного, оба они одинаково мерзки перед Господом" (Притч.17, 15). Но ни один священный писатель не запретил бы делать плохих людей лучше, что является значение слова "оправдать" согласно Тридентскому собору. Глупо предполагать, что Библия запрещает нам делать злых добрыми. Это должно быть целью каждого христианина. Что запрещено, так это выносить справедливый приговор тем, кто не справедлив, но именно это, по словам св.Павла, делает Бог; и ответ, который дает Павел, заключается в том, что Бог праведен, поступая так, благодаря жертве Христа.
Место не позволяет  нам рассмотреть учение об искуплении или о том, что именно претерпел Христос на кресте. Многое из этого всегда будет оставаться для нас здесь неизвестным. Мы можем заглянуть мельком, но не можем осознать пока (и я надеюсь, что  для нас этого не будет никогда) ужасные последствия греха. Но вот что мы можем ясно сказать из Священного Писания и из опыта": результатом смерти Христа является то, что Бог предлагает людям спасение, то есть прощение их грехов, оправдание, примирение, усыновление, прославление; и это они могут попросить и получить.
Оправдание может быть определено как принятие Богом, и , и Священные Писания говорят, что это предлагается как нынешняя реальность, принятие сейчас и в последний день. В Писании нет большой разницы между прощением и оправданием. И то, и другое является результатом пребывания " во Христе". Люди оправдываются через то, что их прощают. Бог не принимает во внимание грехи верующего. "Блажен человек, которому Господь не вменит грехов". Божье прощение настолько полно, что наши грехи брошены в морскую пучину, брошены за спину Бога. Когда мы прощаем, мы редко забываем; но Божье прощение - это забвение. Христианин предстает перед своим судом без единого пятнышка или морщинки, так что нет никаких сомнений в том, что он не осужден справедливо. Он оправдан.
Конечным основанием нашего оправдания является Божий характер. Бог милостив и любвеобилен к людям. Милостивый характер Бога раскрывается как в Ветхом Завете, так и в Новом. В Эдеме протоевангелие (Божье обещание Христа Адаму и Еве) - это провозглашение того, что Бог сделает это для людей. Во всем, что касается нашего Спасения, инициатива принадлежит Богу. На Синае Бог явил Себя как "Господь, Бог, полный сострадания и милостивый, медлительный на гнев и изобильный в милосердии и истине...." Самым важным фактом ветхозаветной системы жертвоприношений было то, что это было данное Богом (а не изобретенное человеком) средство примирения с Богом. Были некоторые грехи, выходящие за рамки искупления, обеспечиваемого жертвоприношением. В этих случаях у кающегося не было другого выхода , кроме как вверить себя той же милости Божьей, которая открыла путь самопожертвования.
 Примером может служить история покаяния Давида. Когда с помощью притчи Натана он был осужден и признавшись: "Я согрешил", пророк смог ответить: "Господь также снял с тебя грех". Точно так же Илия сказал Ахаву, что покаяние царя предотвратило суд в его дни. Именно в писаниях пророков и в псалмах подчеркивается это свободное оправдание по милости Божьей. Ничто не может быть яснее, чем Исайя 1. 18. "Придите теперь и давайте рассуждать вместе, говорит Господь: хотя грехи ваши будут багряны, они будут белы , как снег". (ср. Осия 6,1, Иер. 31,33, Иез. 36,25). Псалом 50 особенно отражает смирение покаяния и уверенность в милосердном прощении Бога, и то и другое  проистекают из знания неизменной милости Бога: "Помилуй меня, Боже, по милости твоей, по множеству твоих нежных милостей, изгладь мои прегрешения".
В Ветхом Завете Бог - это не тиран, а милостивый, хотя и справедливый Бог. Бог жрецов Ваала, которые режут себя ножами , - это не Бог христиан. Кюре д'Арс, бичевавший себя до потери сознания, ошибался относительно характера Бога. Спасение -  свободно. Это ясно видно из обоих Заветов. Прощение доступно нам бесплатно, но, как напоминает нам проповедь о спасении человечества, оно не доступно Богу просто так. Это понимание присутствует в Ветхом Завете. Система жертвоприношений была постоянным свидетельством необходимости умилостивления. В Ис.53 слуга Господа страдает за других. Бог возложил на Него наше беззаконие, и ранами Его мы исцелились.
В Новом Завете учение об оправдании остается неизменным. Евангелие провозглашает, что Бог милостиво прощает раскаявшихся грешников. "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется". Притчи нашего Господа о блудном сыне, о фарисее и мытаре иллюстрируют истину этого. И блудный сын, и мытарь просто исповедуются с истинно сокрушенным сердцем, подобно Давиду: "Я согрешил", и они получают немедленное и бесплатное прощение.
Но, как это естественно, основание для прощения, то есть умилостивляющая смерть Христа более заметна в Новом Завете, чем в Ветхом. Вместо того чтобы быть вторичным в мышлении, она стала первичным. Самая простая вера во Христа спасает, например, кающегося разбойника, паралитика и женщину с кровотечением. В Деяниях проповедуется то же самое спасение через имя Христа. "Ни в ком другом нет спасения; ибо и нет другого имени под небом, данного людям, которым мы должны быть спасены" (Деян. 4. 12). Павел проповедовал в синагоге Антиохии Писидийской: "Да будет известно, братья, сообщаю вам, что через этого Человека возвещается вам отпущение грехов, и через него всякий верующий оправдывается от всего, от чего вы не могли быть оправданы законом Моисеевым" (Деян. 13. 34, 39).
В Новом Завете совершенно ясно сказано, что основанием для этого предложения являются смерть и воскресение Христа. "Христос умер за наши грехи". "Он был предан из-за наших грехов и воскрес из-за нашего оправдания". В результате работы Христа прощение, оправдание и примирение предлагаются всем людям. Люди ничего не могут сделать, лишь принять это. Милосердный характер Бога и Его безграничная любовь проявляются в безвозмездности спасения. Это суть христианства.
Проповеди Англиканской церкви гласят, что человек, который отрицает доктрину оправдания только верой, не является христианином. Св. Павел сказал то же самое. Те, кто добавил какую-либо свою работу к работе Христа , "отделены от Христа" (Гал. 5. 4). Бог предлагает оправдание или полное принятие во Христе всем, кто примет это предложение. Те, кто откликается, разделяют преимущества смерти Христа. Их грехи изглажены, их природа переделана, они рождены свыше от Духа. Они облекаются во Христа и через Него, и только через Него и Его праведность, войдут в Божье присутствие. Все это - дело Божье. Любая маленькая заплатка, которой мы могли бы захотеть залатать нашу греховность, является бесполезной и противоречит крови Христа, отрицая полноту совершенного Им искупления. Наше спасение - это Божий труд от начала до конца, и оно предлагается всем и становится действенным для всех верующих, ибо, если Бог совершает Свою благодатную работу в душе, и эта душа теряется. Гнев Божий пребывает на нем.
Мы оправданы, то есть приняты Богом как безгрешные, благодаря заслугам Христа. Оправданный только заслугами Христа и оправданный только верой тождественны по смыслу. Обе формулы были использованы Кранмером. Вера - это доверие, и она направлена на Божьи обетования, а не на догмы. Следовательно, ее суть личностна и является высшим поклонением, которое мы можем предложить Богу. Обратите внимание, например, на личный акцент в четырехкратное "дано для тебя" в словах раздачи на службе причастия. Бог предлагает нам спасение, которое завоевал Христос. Это становится нашим через веру. Ибо вера - это не только отношение, но и действие. Христос говорит: "Приди ко Мне". Приход - это вера. Христос говорит: "Я стою у двери и стучу. Если кто-нибудь откроет дверь, я войду". Открытие двери - это вера.
Говорят, что вера оправдывает, потому что вера - это единственная способность души, которая воспринимает и принимает Божье предложение и обещания спасения во Христе. Вера оправдывает не потому, что вера - это добродетель, настолько угодная Богу, что Он вознаграждает ее спасением; но потому, что верой, и только верой, мы прилепляемся ко Христу. Ни одна из наших добродетелей не вознаграждается спасением, ибо от начала и до конца Спасение - это бесплатный дар.
В Новом Завете часто говорится о крещении как об оправдании. Это происходит потому, что крещение, по сути, является актом веры в Божьи обетования о прощении. Это служение своими действиями изображает внутреннее омовение Божье и соединение верующего со Христом. Приход на служение и использование его образов подчеркивает веру получателей в те Божьи обетования, которые драматизирует служба. Эта вера обеспечивает выполнение этих обещаний. Таким образом, крещение оправдывает всех тех, кто принимает его с верой. Ибо крещение - это образ веры.
Давайте обратим наше внимание на случай с младенцами. Если какой-либо младенец войдет на небесах это должно быть потому, что Бог простил ему его греховную природу и , более того, изменил эту природу новым рождением. Ибо, если человек не родится свыше, он не может войти в Царство Небесное. Я полагаю, никто не будет спорить с тем, что Бог  может возродить младенца. Но вопрос в том, восстанавливает ли Он всех младенцев, которые, например, умирают в младенчестве? Все ли "рождены свыше" в силу своего нежного возраста? Я верю, что Бог обычно прощает грехи и возрождает при крещении только тех младенцев, за которых возносится молитва, то есть детей родителей-христиан, которые в силу рождения являются членами завета и уже принадлежат Богу (1 Кор. 7. 14). Молитвы и вера родителей таких младенцев не остаются без внимания. Нет никакой разницы между младенцами и взрослыми. Все оправданы верой и только верой. И если младенцы оправданы верой, тогда совершенно уместно, чтобы они приняли крещение, таинство веры, и чтобы вера, которая их оправдывает, была выражена в служении, которое Христос установил для этой цели.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn