Рецензия к фильму Манк

Евгений Слоников
"Манк" 2020
Ну, это биографическая драма, снятая одним из лучших триллер-мейкеров мира Дэвидом Финчером. Но тут маэстро слез со своего детективно-остросюжетного "конька" и взялся за биографию. Не в первый раз. На ум сразу приходит, к примеру, очень успешная "Социальная Сеть". Да, тут повествуется об известнейшей в кинематографических кругах личности. О Германе Манкевиче. Выдающемся сценаристе, который не в последнюю очередь причастен к появлению на свет кинохита сороковых годов, фильму "Гражданин Кейн". Но это, скорей, биография не самого Манкевича, а его творения. А именно, биография сценария, по которому была снята кино-классика. Как, зачем и почему писался сценарий. Конечно, это познавательно. Моя жизнь довольно повседневна, но не настолько, чтобы я ни с того ни с сего полез в голливудские архивы и энциклопедии, чтобы узнать: а как же, чёрт возьми, писал Манкевич сценарий "Гражданина Кейна?" Я задавался вопросами: кто придумывал имена телепузикам и как относится Зелибоба к творчеству Лавкрафта. Но никак не об этом. И тут возможность узнать то, о чём не входило в планы узнавать ближайшие три жизни. Так что с кругозоро-расширяющей точки зрения, фильм полезный. И снято шикарно. В чёрно-белом формате. С прекрасными декорациями. Замечательная игра артистов. Но я заблудился в именах и должностях, и это напрягало. Приходилось ставить на паузу и через себя прокачивать: "Так, это какая-то супер-шишка. Это один из основателей "Метро Голдвин-Майер". Это продюсер. Это режиссёр. Это?.. Чёрт с ним... Это кто-то с другой киностудии. Это актриса. Это ещё какой-то продюсер. Блин, ещё и губернаторы! А за кого этот продюсер? А за кого Шишка? А за кого тот, с кем чёрт? А за кого Манкевич?.. А кто его брат?" И вот это нагромождение многих не позволяло посмотреть фильм на одном дыхании. Но заэкранный Голливуд всегда был серпентарием. Хочешь, распутывай этот змеиный клубок, хочешь - нет. И написать мне сценарий к фильму про то, как комочки каши из манки хотят захватить мир, если не пора перейти к сути.

 Америка. Сороковой год. На ранчо в пустыне Мохаве привезли дяденьку, который с огромным трудом передвигается с помощью костылей. А он, между прочим, талантливейший сценарист! Ещё десять лет назад купавшийся, как сыр в масле, в "сливках" прокисшего голливудского бомонда. Его талант был признан всеми: и землеползующими критиками, и небооседлавшими вельможами. Но Голливуд жесток. Одно неудачно сказанное слово: и ты никто. Тем не менее, сценариста привезли в пустыню не просто так. Один молодой режиссёр, на тот момент самый популярный и авторитетный в Голливуде, выразил беспрекословное желание. Сценарий к фильму будет писать Манкевич. Кинокомпании возражать глупо. Во-первых, можно потерять суперрейтингового режиссёра и актёра главной роли в одном лице; во-вторых, Манкевич реально может написать офигенный сценарий. А режиссёр настолько крутой, что он вообще всё, что захочет может делать. Даже добиться того, что кинокомпания не будет ничего вырезать из сценария. Со сценаристом заключили договор. И дали два месяца на создание шедевра. И вот не нужно было представителю Манкевича ляпать: "Пиши то, о чём знаешь." Он же не просто сценарист! Он - творческая личность! Он - практически писатель! Он же вас всех порвёт к чертям, если будет писать о том, что знает. А знает он многое. Знает, как снимаются предвыборные ролики, например. Как актрисульки становятся Актрисами. Как заканчивают жизнь суицидом совсем молодые режиссёры. Кто управляет киноиндустрией и как это связано с политикой. Писал не документалку, но художественный сценарий! Где все вымышлены. Писал и пил спиртное. Писал и пил, не вставая с постели...

Самый главный вопрос: впечатлила ли меня история. Можно сказать, история "вечно пьяного, но безумно талантливого художника". А точнее, история сценария. Вот нисколечко! Трагедии во всём этом я не увидел, за главного героя не переживал, а сама история не такая уж и грандиозная. В сороковые годы Америки, наверное, это был мощный протест. Но со всей моей расплывчатой душой я не могу проникнуть туда. Главный герой, как личность? Да! Всеми "козами" за него. И желание быть в титрах - правильное! Но это, всё-таки, для любителей архивов Голливуда, чем для обывателей, коим я себя считаю. "Подноготная" была, но того времени. Сейчас всё намного подноготнее. Снято для того, чтобы знали, как было? Спасибо. Честно, спасибо! Это интересно. Состав для меня коротенький. Гари Олдман - великий! Обожаю этого артиста! Не завоевал Лысика в этом фильме. Прекрасная Аманда Сэйфрид - тоже не завоевала. Моя любовь - Лили Коллинз - даже не пыталась. И была абсолютно демократична в поведении. Люблю её.)) Режиссёр - Дэвид Финчер. Тут всё уже сказал. Лучший момент, когда один из основателей кинокомпании сказал, как зовут льва, рычащего при заставке "Метро Голдвин-Майер". Ставлю семь. "Это что такое?" "Солнечный свет. Уже почти полдень." "Батюшки! А куда ночь пропала?"