С праздником Песах-2023

Ася Котляр
Дорогие евреи и все, кто забрёл на мою страничку!

От всей души поздравляю вас с удивительным, очень значимым для всех нас праздником Песах!

Исход был предначертан евреям свыше. И задача евреев того далёкого времени - следовать плану Всевышнего. Всё предельно просто: выполнил этот план - живёшь, не выполнил - нет тебя. Вопрос: что выбрать, если ни в чём не можешь быть уверен на 100%? Да, можно идти в неизвестность, полагаясь на Веру в Бога, а можно вести привычный образ жизни, вкушая сладость рабства.

Свобода выбора - вот она суть человеческого бытия. Не та свобода важна, которую мы выбираем, а именно свобода выбора пути, по которому нам суждено идти.

Мои познания иудаизма весьма скудны и очень поверхностны. О том, что есть Песах, я знала с самого детства, получая от бабушки посылки с мацой и грецкими орехами. Маца была тщательно упакована в коробки от обуви, чтобы дошла из Украины в Литву целой. А чтобы коробки не двигались, бабушка перекладывала их скомкаными газетами и орехами. С чем был связан этот праздник я и понятия не имела: Песах и Песах. Мы долго ели мацу, мама варила бульон, делала бабку из мацы, и это, пожалуй, единственное, что я знала о традициях моего народа.

Потом, будучи достаточно взрослой тридцатилетней женщиной, приехав в Клайпеду из Мажейкяй, я стала ходить в общину, понемногу втягиваясь в еврейскую жизнь. Мы с мужем были и остаёмся секулярными евреями, но Вера никуда не ушла. Тогда, в девяностые, мы приходили, праздновали Песах, Пурим, Хануку, но значения праздников я стала понимать гораздо позже.

Сейчас, в свете происходящих событий, события тех дней видятся особенно ярко. Понимаю, что делая очередной виток спирали жизни, история имеет обыкновение повторяться, только в ином варианте. Всё же, изменилась жизнь, изменились условия и люди. Но смысл значимых для еврейского народа дней остался таким, как его задумал Всевышний.

Песах в переводе с иврита - «миновал».
Что  и кто миновал?
Когда случилась десятая, последняя казнь, старуха Смерть миновала, обошла дома евреев, убивая первенцев. Так гласит история.
Потом была маца, манна, золотой телец, получение Торы и сорокалетнее путешествие в поисках Земли Обетованной. Путешествие не для себя - для будущих поколений, ибо вся история еврейского народа так или иначе связана с этим Исходом.

Я больше скажу - мы до сих пор ищем эту Землю, хоть некоторым кажется, что мы её уже давно обрели. Этот поиск сопряжён с огромными трудностями, потому что поиск Земли Обетованной - это, на мой взгляд, путь к себе и поиск себя, любимого. Нужно ответить на вопрос: кто ты в этой истории? Свободен ли ты в своём выборе или эта свобода относительна, и ты просто идёшь по своей тропинке, вооружившись Верой и терпением, преодолевая трудности, терпя боль и обретая счастье?

Моисей лишь увидел Землю, которая была обещана, но он был счастлив, потому что понял: если идёшь по правильному пути - находишь то, что должен найти. Никто из вышедших из Египта не вошёл в святую Землю Израиля, но вошли их дети и внуки - разве не счастье знать, что они нашли то, что ты искал всю свою жизнь? Так что, Песах - это праздник поиска СЧАСТЬЯ. А человек может быть истинно счастлив только тогда, когда он внутренне свободен в выборе своего пути. Человек может быть счастлив только тогда, когда он действует в рамках своего предназначения. Иногда этот поиск себя идёт всю жизнь, а иногда и ребёнок знает, зачем он здесь.

И, возвращаясь к тем временам, когда жил Моше, Моисей, я хочу заметить, что не каждый бы на его месте осмелился в одиночку противостоять фараону.  Но он понимал главное: если его народ объединится в желании уйти от рабства, всё получится! Моисей на самом деле ОБЪЕДИНИЛ НАРОД, иначе я бы сейчас не сидела и не писала этот пост.

Посмотрите, что происходит сейчас: мы все в рабстве. Мы разделены верой, языками, идеологией, странами… Идут войны везде, где только можно. Вся Земля - сплошной Египет. И чтобы выйти, у нас один путь: объединяться. Презреть все войны и объединяться. У нас один корабль - Земля. Это наш ковчег. И наша задача - уцелеть. Всё. Другого пути нет. Это моя трактовка нынешнего Песаха и, возможно, я сто раз не права. Я так остро чувствую это, так хорошо понимаю, глядя на наш бедный мир, что мне удивительно: как этого не видят другие?

Всё чаще слышу: ядерная война, ядерное оружие… Такое чувство: что войско фараона гонится за нами по пятам и вот вот настигнет. А что есть у нас, чтобы Всевышний сделал так, чтобы море расступилось?
Что мы можем предложить ему взамен? Распри и ненависть? Злобу и отчаяние? Ему это не нужно, потому что Он строг, но справедлив. Потому что Он умеет прощать и любить, и ждёт от нас того же. Именно сейчас.
И, если успеем понять Его замысел и воплотить его, колесницы канут в волнах, а мы обретём ту самую внутреннюю свободу. Но, самое главное, мы будем живы.

Я хочу ещё пожить. Понимаю, что уже спускаюсь с горы вниз, но хочется увидеть, как выходит замуж мои Сонька и Леечка, как воспитывают детей Сёма и Лёвушка… Очень хочется.
А могу не успеть… Мы все можем не успеть, если не объединимся. А объединимся, когда поймём: делить-то нечего! Это всего лишь иллюзия, которую создали наши мировые правители, итак владеющие всем. Это политикам есть что делить - они всё на карту поставили, сделав нас рабами. Поймём, что не рабы и выйдем из рабства…

Я утомила вас своими мыслями, понимаю. Они обрывочны и не точны, но они мои и я искренне делюсь ими с вами, не боясь осуждения. Это моя свобода: думать и творить. Я и детей в школе учу тому же: думать и творить… Помните, как у вождя из старых анекдотов: «Мыслишки куда деть прикажете?»

И чтоб немного реабилитироваться, дам ссылку на историю про меня и Сонечку о том, как, укладывая спать, я ей рассказывала про Песах и что из этого вышло….

http://proza.ru/2021/10/11/515

Я опять простудилась… Помолитесь за меня, пожалуйста, дорогие: 10 апреля едем в Вильнюс играть спектакль. Очень нужно поправиться. А молитвы добрых друзей Всевышний слышит…

С Любовью!