Николай Рерих - Священные знаки

Дмитрий Саночкин
В своей повести «На вершинах» (изд. 2001 г.) писатель Валентин Сидоров приводит любопытное стихотворение Николая Рериха, датируемое 1915 годом. Оно носит название «Священные знаки». Приведу здесь его полностью:

Мы не знаем. Но они знают,
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки. Кто сложил бывшие
города. Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Все полно подвигов. Везде
герои прошли. «Знать» -
сладкое слово. «Помнить» -
страшное слово. Знать и
помнить. Помнить и знать.
Значит - верить.
Летали воздушные корабли.
Лился жидкий огонь. Сверкала
искра жизни и смерти.
Силою духа возносились
каменные глыбы. Ковался
чудесный клинок. Берегли
письмена мудрые тайны.
И вновь явно все. Все ново.
Сказка-предание сделалось жизнью...

На следующих страницах своей книги Сидоров дает такую трактовку отдельных строчек этого стихотворения Рериха:

«Слово «гипотеза» приложимо и к пафосу стихотворения «Священные знаки»:

Летали воздушные корабли.
Лился жидкий огонь. Сверкала
искра жизни и смерти.
Силою духа возносились
каменные глыбы.

Эти строчки поэт относил к Атлантиде.
Сейчас, когда теории о космических пришельцах и технической цивилизации, предшествовавшей нашей, - явление распространенное, они становятся даже сюжетами кинолент («Воспоминания о будущем»), вряд ли кого удивит такое предположение. «Что ж, - скажет наш современник, все более отвыкающий удивляться, - как гипотеза это вполне допустимо».
Но в те времена (1915 год) это было открытием, это было новым словом» (с. 87).

Продолжая данную нить рассуждений, можно вспомнить современные гипотезы о перемещении каменных блоков пирамид по воздуху с помощью либо внеземных технологий «пришельцев», либо силою заклинаний древних жрецов. «Силою духа возносились каменные глыбы».

Далее Сидоров пишет в своей книге: «Легенда, сказка, предание играли исключительную роль в творчестве художника. Смешение реального и легендарного, пожалуй, самая характерная особенность его стиля» (с. 83). И в другом месте: «Для Рериха неделим процесс, связующий воедино прошлое и будущее, историю и современность» (с. 90).

Творчество Н.К. Рериха тесно связано с мифологией. Можно наверное сказать, что в нем он воскрешает миф, сохраняя его в истории. О природе мифа хорошо пишет известный исследователь истории религии Мирча Элиаде в своей книге «Аспекты мифа». Всех интересующихся этой темой отсылаю к данному сочинению.

Если же говорить о начале XX века в России, то это был период духовных исканий. Известный писатель и философ Николай Бердяев в своей книге «Самопознание» пишет об этом так:

«Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» (Н.А. Бердяев. Самопознание. / ЛитРес: [сайт]. URL: https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/samopoznanie/ (дата обращения: 05.04.2023).

Именно в то время и было написано Н.К. Рерихом это небольшое, но интересное во многих отношениях стихотворение «Священные знаки». В нем он, как и в некоторых других своих произведениях, нащупывает нить новых исканий человечества и прокладывает пути для будущего. Появившиеся в последующие десятилетия после его ухода такие области исследований, как уфология и альтернативная история, подтвердили некоторые его догадки. И пусть кое-что из объектов таких исследований тоже пока находится на уровне гипотез, но все-таки иногда многое из этого входит и в разряд неоспоримых фактов, пусть пока и необъясненных с помощью так называемой официальной науки.

________
В тексте использовано изображение картины Н.К. Рериха «Атлант» (1921).