Под сенью Тихвинской иконы...

Сергей Курочкин 3
    Фото иконы храма Влахерны:
    Подвела под монастырь
    https://stihi.ru/2023/03/31/2581
    Продолжение:
    Фонтан палача, этимология
    http://proza.ru/2023/04/08/624   

    Мужской монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери из Влахерны, по всей видимости, вместе с речкой Тихвинкой и городом Тихвиным - получили имя от иконы Богородицы. Район Влахерны до сих пор существует в Стамбуле - южное побережье бухты Золотой Рог. Балат (тур. Balat) - традиционный еврейский квартал в стамбульском районе Фатих. Название происходит предположительно от греч. palation, лат. palatium («дворец») в честь византийского Влахернского дворца, ранее располагавшегося неподалёку. Был разрушен, но на его месте стоит церковь - цель моего посещения. Стамбулом Константинополь стал в 1929 году (переименован), а историческая его часть Визант называется Фатих с мая месяца 1453 года, времени завоевания города султаном Мехметом. Слово Фатих имеет окончание «тих», а Тихвин - начало его. Существует ли взаимосвязь между, и, что противопоставить «тишине», если не шум? Каким боком тих -и- вин отразятся на этимологии, в поисках которой пишу ниже? Существующая этимология «тихвин» из уст местных жителей такова: тих - «дорога» - с вепского языка (местных жителей Новгородчины), а вин - «перевозчик» - гласит предание. И всё бы хорошо, и всё бы ладно, если бы не одно но. Ладила баба в Ладогу, а угодила... в монастырь? Неужели местные язычники подарили миру христиан вино, вину и даже «вин номер» машины - перевозчику за номером Один, сами же остались без вины виноватыми, а истина... в вине? Как всё сложно в этом мире. Задумываясь над красивой легендой, усматривая в ин/iх - знакомую аббревиатуру Иисус Христос, осматриваю монастырь, дышу весенним воздухом. На Тихвинке половодье, день выдался солнечный. Как часто это бывает в жизни, мы носим клички от соседей, сами же себя со стороны не видим. Финны назвали роутси (гребцы), кого? Ушкуйников, ближайших восточных соседей, существует даже версия, что русь и роутси - одно и тоже. Это сильно отразилось на прозвании жителей Греции или Египта? Никак. А вот икона обладает такой чудодейственной силой и энергией, что способна изменить даже мир. Жаль, филологи не усматривают в слове "тихвин" дорогу и перевозчика, жаль... А любители фольклора не в состоянии разглядеть божественного начала в буквицах, оттого слова и образ расходятся в моём представлении, созерцая икону. Да и не только моём, но я о себе, я не совсем понимаю, где тут у художника дорога и что есть... перевоз? Мать и Сын. "Путеводительница" одним словом, но почему? Почему народное представление богаче косноязычного учёного... С образом Тихвинской иконы Богоматери в 1941 году трижды облетели вокруг Москвы, кто знает, но немцы обороны не прорвали. Итак.

     Тихвинская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничало Святое семейство. Икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Согласно «Сказанию о Тихвинской иконе Богоматери», икона написана либо евангелистом Лукой, либо по повелению патриарха Германа в VIII веке, находится в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. Иконографический тип: Одигитрия. Дата появления: известна с 1383 года. Она стала, по сути, иконографическим подтипом образа Одигитрии (Путеводительницы). С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять с Влахернской Одигитрией из Влахернского храма, необъяснимо исчезнувшей из Константинополя за 70 лет до падения Восточной Римской империи (1453), либо со списком Лиддского нерукотворного образа, именуемого «Богоматерь Римляныня» (начало VIII века). Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой. И вот этот "первый образ", самый первый из всех - на нашей земле и это наводит на мысли, в первую очередь увидеть Её и посетить те места - откуда Она. Не стану скрывать, что поездка в Стамбул была запланирована в связи с поиском следов иконы Пирогощей и ворот Царьграда, над которыми Олег прибил свой щит (907). Ворота те нашёл, Золотыми называются, щита на них нет, вероятно, кто-то по тихому тот щит увёл, что и следа не осталось, а ворота ныне - на турецкой реставрации. В Ладоге есть памятник Олегу и Рюрику, стоят пешими, опираясь на щит, только и вся память... да ещё стихи Пушкина и Тютчева. Влахернский храм нашёл, с настоятелем беседовал, он про Пирогощую не знает, но где Влахернская пояснил и каком сборе искать - своими словами...

     Во время иконоборческой ереси образ «Богоматерь Римляныня», как говорит Сказание XVI века, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества православия тем же путём вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. Явление иконы «на Тихвинке» стало восприниматься русскими, как оставление ею утративших благочестие Рима (и нового Рима - Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы - Святой Руси, ставшей третьим Римом. Ну, а четвёртому Риму, как сказал Псковский монах Филофей - не бывать. Слова старца, сказанные в XVI веке можно констатировать и в том смысле, что если и Москва падёт в грехах своих, то нигде в мире больше нет православного государства и, по сути сказанного, означало бы конец света. Москва и Новгород разные понятия у времени, тем не менее, оплот православию и ныне там. В XVI веке Тихвин стал известным местом богомолья по Указу московского царя. В 1526 году Тихвин посетил Василий III, чтобы помолиться перед Тихвинской иконой о даровании наследника, которым стал будущий царь Иоанн Васильевич Грозный. В 1547 году накануне Казанского похода Иоанн IV, имевший особое отношение к Тихвинской иконе, всего за несколько дней до венчания на царство посетил Тихвин, испрашивая благословения у Тихвинской иконы. В 1560 году по его повелению был основан Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. Икона стала одним из самых ярких и образных символов будущего Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии - «путеводительницы», и вот почему. Выскажу своё видение коротко, ведь оно заключается в самом названии иконы. Почему она стала «путеводительница» - ответ есть уже в названии «тихвинская». Русские городища всегда приписывались к воде, к малому притоку: на Полоте у Западной Двины - Полоцк, у Витьбы - Витебск, на Трубече - Трубчевск (на Десне), на Тихвинке - Тихвин. На реке Тихвинке расположен город Тихвин и одноименный Тихвинский Успенский мужской монастырь. Несомненно, имя требует детальных пояснений перед тем как принять и убедиться, что по имени иконы получили прозвания строения и даже местность застыла в топонимике тихвинской. Ну, а теперь вволю порассуждаю на исторических примерах и событиях, на прозвищах созвучных тишине, расскажу как посетил ради этого Влахерны в Стамбуле и почему оказался в Тихвине...

   Итак. Происхождение названия доподлинно неизвестно (читаю википедию и имеющуюся литературу, приобретённую в Тихвине). Топоним впервые упоминается в Новгородской третьей летописи под 6891 (1383) годом в связи с легендой об иконе Божьей Матери в форме Тихвина, Тихфина, Тифина (по разным спискам). Первичным считается название реки (совр. Тихвинка). М. Фасмер предполагал вероятным происхождение названия реки от др.-рус. тихъ «тихий». Ю. В. Откупщиков, соглашаясь с этой этимологией, разбивает гидроним следующим образом: Тих-в-инъ и видит здесь древнюю индоевропейскую u-основу. С. Роспонд соотносил топоним с фин. tihkua «сочиться». Эту версию считал наиболее вероятной Е. М. Поспелов. - Напитавшись духом версий, спрашиваю их, а где взаимосвязь между звуком и картинкой? А нет её. Тогда в чём смысл...

     Финское - Tihvin;njoki - «Река Тихвина» - в переводе означает у них, а у них, что ни оки/oki, то Ока или Ки с языка селькупов, а термин tihkua означает - река (кия/kua). Река - в первую очередь, с чем трудно не согласиться. Tih vin ;nj oki - Самый громкий голос, Самы гучны голас (могучий глас); ih - я (с тавром); путь с Босфора лежал через Таврию; Tikh могло означать - острый, різкий то есть не - тупой; дерево тик - цветёт с июня по август белыми душистыми цветами, собранными в метёлки (25-40 см длиной и 30 см шириной), древесина тика прочна и долговечна - используется для производства садовой мебели, палуб кораблей, из неё изготавливают разделочные доски, полы, столешницы. Также из этого дерева сделан штурвал крейсера «Аврора», к слову. Собираю все похожие слова и звуки в один куль, в надежде что пригодятся. Не зря же я приобрёл в монастырской лавке крестик тика с кисточкой, да на цепочке из деревянных бусинок. Тиковое дерево не поддаётся воздействию термитов, содержит эфирные масла, обладает высокой сопротивляемостью к загниванию. Продаваемые в монастыре деревянные чётки с крестиком, к которому привязана снизу кисточка из нитей, заинтересовали необычностью. На вопрос, почему и что значит - никто не ответил. Мужчина, если Вам не нравится, можете обрезать эту метёлочку, любезно подсказала продавец. Хорошо, спасибо. Но не для этого я покупал, а чтобы внести свой посильный вклад в обустройство монастыря. Купил не думая, а вот же... Почему надо было менять на куполе собора крест железный на деревянный (из истории строительства и приёмки), тоже ответ найти не удалось. Тихвинская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой при жизни Её - на доске от стола, какого дерева? Доской для иконы в Новгородской земле служит с древности липа, берёза, сосна, бук, ель, кедр, дуб, клён. Тик тут не растёт. Первые сведения о Луке-иконописце дошли до нас по источникам времени византийского императора Юстиниана (VI в.). Сведения об иконах Луки, как доказательство древности происхождения и Богом установленного почитания иконописных образов. При Юстиниане строилась церковь Сергия и Вакха (527-529) близ дома, в котором император Юстиниан I провёл свои молодые годы, затем церковный комплекс был отдан под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева черни папа римский Вигилий. К тому времени был выстроен Собор Святой Софии (Премудрости Божией) по образу и подобию церкви Святых Сергия и Вакха. Оба собора мусульманами называются одинаково Айя-София - «Святой Софии», но одна мечеть именуется маленькой, другая большой. С самого момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Турецкая Ayasofya - бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Визант-Константинополь), район Султанахмет. Конфессия - ислам, в прошлом православие и католицизм. Основатель - Константин I Великий, дата строительства: 532-537 годы. Расположенные рядом храмы Святой Софии и Святой Ирины получили свои названия в честь божественных Мудрости и Мира. Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю (победную) суру Корана, после чего собор был обращён в мечеть, что потребовало пристройки четырёх минаретов. Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула ещё более трёх веков подряд (значительно превосходящие её по величине). И настроили они 3370 мечетей в городе, вы вдумайтесь, есть ли у нас в России столько церквей? Что важно, для каждой мечети существует свой образ, своё имя и реальная история, в отличие от таинств Тихвинских... И ещё, на эту дату конца мая месяца приходится празднование Дня рождения Санкт-Петербурга - Ниена (нового города), который с кафедральным собором Исаакия - 250 лет спустя падения Константинополя...

      Предположение, что Тихвинка «сочится», можно вывести, отчертив прямую через Сочи и Оксочи (соседнее село Новгородчины), через Луки Великие в этом направлении. Вывод, что Тихвинка «сочится», вероятно, принят от «тихого» течения (тих/tih) воды - вспоминаю слова исследователя краеведа... Однако и это не так, ведь в звуке «тИхвИн-ка» отчётливо слышатся две ударные «и», а стремительное течение реки делает сомнительным «тишь да гладь», оставляя лишь «божью благодать» в подоснову сочинения имени. И, казалось бы, совсем немыслимым, но предположить связь со словом «фа-тих», настоятельно рекомендую будущим исследователям местной топонимики, которые сами решат, стоит им прислушаться к очередной версии очередного любителя? Либо это аксиома в значении и происхождении имени. Даже не одного. С такой же долей вероятности (что Тихвинка «сочится»),  можно вывести прозвище царя «Тишайшего» - Алексея Михайловича - сына Михаила Фёдоровича Романова и Первого наследника престола после смены династии Грозных в результате Смуты. Кстати, слово «смута» буквально означает - женщина. Что же было на земле до и после смены династий, коли монастырь заложили накануне, как раз во времена путешествия Сигизмунда Гербернштейна, польского еврея и составителя карт Московии?

     Тишайший - титул, использовавшийся русскими царями (1645-1721). Титул - не просто титул и не просто так одному. Почему до 1721 года, да потому что с 24 декабря 1721 года Молодая петровская Россия стала Империей. Впервые титул (не прозвище!) употреблён царём Алексеем Михайловичем. Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим, воспринимается как «не совсем удачный царь», а прозвище его интерпретируют чаще. Однако медный бунт случился при нём и вообще много чего интересного произошло, в том числе объединение с Левобережьем было громким. Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощрённо, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещёнными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». Таков был царь на язык. Скажем теперь насчёт рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царёв тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведёт ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли. А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век - «бунташным веком». Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины". Но как раз это последнее обстоятельство и даёт ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву" (особый словесно-музыкальный жанр). Протопоп же Аввакум (старообрядец) обличает: "...И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, — больше всех святых от века! — да помянет господь бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков». Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, усыпил, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича - Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всём царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось». Дедушка Фёдор Никитич отбыл 8 лет тюрьмы в польском плене с 1610 года, когда юношу Михаила короновали в Москве на царствие, а по возвращению был патриархом Филаретом, соправителем государства, которому мы празднуем ДР России - от дня "изгнания поляков" из Кремля. Обе кассы, казна светская и церковная были в его распоряжении, а по смерти дедушки, как раз и начались волнения, пришедшие на долю внука, отчего и пришлось чеканить медные вместо серебра, что привело к бунту новому.

     Мономахова шапка - образ кому не знакомый, принадлежала Владимиру с дня его рождения (1055) и даже года Первого раскола церкви (1054). А при Тишайшем - последовал Второй раскол. Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного "гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича". И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Фёдор Алексеевич, затем братья Иван и Пётр, а потом в течение 30 лет один Пётр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости. В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии чудовский монах Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу "яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича". Просто "тишайшим" Пётр назван в надписании "Риторической руки" Стефана Яворского - точнее, в русском её переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Он же в "Лексиконе треязычном" перевёл "тишайший" как serenissimus, каковой эпитет употреблялся в титуле римских императоров. А это уже окончательно развенчивает миф о том, что Алексей Михайлович заслужил у современников прозвище "тишайший" благодаря своей кротости и смирению. Не обошлось без Петра и в Тихвине - установил крест на острове и распорядился строить шлюзы. Деятельность Петра I положила начало и новой всероссийской славе Тихвина: для связи Петербурга с рекой Волгой император запланировал постройку Тихвинской водной системы. С открытием водного пути в 1811 г. мощное развитие торговли, в том числе заграничной, приносило большие прибыли жителям Тихвина, процветающий город приобрёл свой характерный облик. В 1817 г. в Петербурге на основе особого судна – «тихвинки» - был создан первый российский пароход «Елизавета». Лодки «тихвинки» могли перевозить до 30 тонн грузов, управлялись командой из 6-ти человек, тянули их лошадьми в трудных для перехода местах, что в свою очередь давало толчок развитию береговых территорий, строительству деревень. В Тихвине побывали Пётр I, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Александр II; многие другие монархи делали вклады в Тихвинские монастыри. В годы Смуты, когда весь северо-запад России был оккупирован шведскими войсками, первое восстание было поднято в Тихвине. В 1613 г. тихвинцы присягнули новому российскому государю и выдержали длительную осаду шведских войск. Героическое тихвинское осадное сидение окончилось победой, и Тихвин стал опорой Москвы в освобождении северо-запада. В 1617 г. в деревне Столбово (70 км от Тихвина) был заключён Столбовский мирный договор между Россией и Швецией. После многолетнего разорения на месте Тихвина было пепелище, большинство жителей разбежалось по лесам или было убито. Но в течение ХVII века Тихвин восстановился и усилился благодаря деятельному развитию ремесла и торговли.

     Что значит с латыни "Риторической руки" Стефана Яворского "тишайший" serenissimus:

     serenissimus - самый безмятежный, светлый - прямой перевод составного термина...
     serenis - безмятежный, ціхамірны, безтурботний...
     issimus - самий, очень, вельмі...
     ser en is simus - мы в этом мире, мы ў гэтым свеце...
     безтурботний - беззаботный; турботний - капрызны;

     serenissimus (лат.) - и; тыныч (татар., казах.) - самы ціхі, тын - тишина;
     seren is simus - без б;хетле - мы счастливы, ми раді, мы  шчаслівыя...

     Слово счастливы на белорусском: шчаслівыя - благочестивы, Солнечно..., а слово советский - "савецкий", так называются улицы Беларуси - Савецкие, похоже - от Савы и Саваофа. И вот мы в этом свете, где тын - круглое место огорожено частоколом... вспоминаю посещение Любытино, деревня Х века, домики за тыном. Любытино по соседству, бывший погост, как и Тихвин, а погост - место сбора дани, как не крути... Местные "безтурботные" разошлись во мнениях и оценке счастливой жизни с идеологией монастыря, но делать ничего не оставалось, как жить. И, как финал реформам, над православными стал Синод, над Синодом обер-прокурор и выше только Император, а старообрядцы получили двойной налог. На Петровской набережной Кронштадта стоят два болвана: кот и пёс с наградными знаками. Коту орден «За то, что хотел всё и сразу», псу медаль «За верную службу». Пётр был протестант и Россия стала империей 24 декабря 1721 года - на католическое Рождество. С Новым Богом! Всё это так, но причём Фатих? Есть ли взаимосвязь между фатих - тихвин посредством корня «тих»?? С языка татарского фатих - завоеватель; фа тих (серб.) - замолчи, тихо; Fat - Жир, Толстый, тучный... фата уже другое, фатих - вообще мечеть. Чую, язык меня до Киева доведёт, но кабы не подвёл бы под монастырь...

Фатих - Завоеватель - прозвище турецкого султана, покорившего Константинополь (1453). Fatih Sultan Mehmet, также известный как Мехмед Эль-Фатих, он же - Магомет Великий и Магомет Завоеватель. Тихий, застенчивый и скромный человек. Ныне Фатих район Стамбула, бывший город Визант, окружённый стенами со времён Феодосия и Константина носит название - Фатих, что в переводе - мечеть. Была христианская Византия - стала мусульманская Мечеть, коих в городе насчитывается 3370 штук. В этой Византии, раскинувшейся по обе стороны Босфора (коровий брод - перевод), сердцем является Золотой Рог - тихая бухта или залив с густозаселённым южным побережьем. Поселение раскинулось до Мраморного моря в окружении внушительной стены. В этой части поселений сохранились многие дворцы и церкви, коим насчитывается тысячелетний и старше возраст. Самая древняя церковь св.Ирины (на территории дворца Топкапи, бывшее место капища), или церковь святых Сергия и Вакха поражают воображение первозданностью. Церковь Сергия расположена у дворца Юстиниана, считается родоначальница всех Софий-копий, в том числе Константинопольской - от которой «типовые» проекты перенесли в Киев, Полоцк, Новгород на Ильмене. Ещё одна София - в Трабзоне, мало кто о ней вспоминает и знает, бывшая армянская, ныне турецкая. В VI-VII веках Трапезунт был центром восточно-римской (византийской) провинции - Первая Армения. Трапезундская империя - средневековое греко-православное государство, образовавшееся в 1204 году на побережье Чёрного моря, на северо-востоке Малой Азии в результате распада Восточной Римской (Византийской) империи. Напомню, что 1204 год известен в истории Первым крестовым походом. Потом были следующие, а по сути - один и тот же с переменным успехом, нет желания заниматься перечислением. Однако все они замечены «явлением» иконы Божией Матери на Руси - на землях бассейна Днепра, бывшего Борисфена и Данаприса (буквально - Кия - перевод, поэтому имя городу Киев). Первый раскол Церкви ознаменовался 1054 годом, так совпало - годом рождения Владимира Мономаха через 40 лет после смерти Крестителя (родного дедушки). В межусобицах пресекается ветвь Давыдовичей, остаются Ольговичи и Мономаховичи. Судьба «ольгОвичей» не заставила себя долго ждать, а самый яркий её представитель - князь Игорь, герой «Слова о полку» запомнился не столь чином «Солнце Земли Русской», сколь с иконой на руках по прозванию Пирогощей - на Боричевом спуске по дороге в церковь (1185). Что это за икона такая, Пирогощая - никто не знает, но есть предположение Одигитрия (Умиление). Прообраз её - Владимирская Богородица по названию города, хотя... Вернувшись к рассуждению, что первично? В данном случае - имя иконы, ведь она существовала и являлась из народных «сказаний» неоднократно и задолго до основания северных городов. Как часто? Уместный вопрос и простой ответ - с достаточной периодичностью и фазами, характерными для отдельно взятой земли в особенностях её христианизации. Транспортные и торговые пути того времени известны образами, как «из варяг в греки», начиная с 862 года призвания, а обратно? Можно лишь предположить - явлением икон, причём, против течения тех же рек. На Днепре «девицы пели из-за моря» князю Игорю в 1185 году, на Десне князю Михаилу в 1282 году «явилась» икона из Киева и он заложил Свинский монастырь. Монастырь переименовали в Свенский из-за неблагозвучности и по большой глупости, сочинив байку о Свенельде, был такой командир дружины варяг у Святослава. Был такой, предав своего князя Святослава, оставив на растерзание печенегам у Днепровских порогов (972). Пример, как река Свинь стала Свень (приток Десны), хотя, лично я не понимаю, чем монаху не угодил «инь»? Один и способный производить себе подобных - калька с древнерусского слова, от которого произошло и слов инок... Пилить сук под собой дело не хитрое. Разрушена идея прежних прозвищ, ведь название Десна - «от сна» - от сына, а приток, её питающий - тот самый «сын» - инъ. Смотри статью «Сын, синь - этимология», о происхождении слова «с инь» - одного. Если Вам не нравится слово «голубой» или «радуга», запятнавшие себя непристойностью поведения в христианском обществе благочестивых, давайте сменим синий цвет на флаге и запретим солнце после дождя, давайте?! Давайте не будем метать свиньям бисера, скажет мудро еврей, а буддист задумается...

    Таки продолжим изучать топонимику дальше на север по ходу проникновения христианства в Полесье и Залесье. А севернее и выше по течению Днепра впадает в него река Ипуть с тем же самым названием - Бога путь - от ручейка Божий, от истока. Ипуть = И+путь. Питает Ипуть река Туросна, опять же «сонная» и турова (боец по-русски). А в реку Сына Тура впадает - Иордань (Ардонь ныне с лёгкой руки Петра Великого). А кто был брат Игоря Всеволод по прозвищу? Буй-Тур, напомню. Видите, какая взаимосвязь имён и событий во времени прослеживается, если не рушить цепочку переименованиями. Далее на север и северо-восток по водным путям и в соответствии с планом призывающей стороны - союза «племён» (словене, кривичи, чудь, вси) развитие цивилизации с демократией заодно, если уже выражаться современным языком, происходило по Мсте, Оке и Волге. Образование исторического ВКЛ - языческого княжества (область Новгородской республики в том числе) - затормозило процесс «явлений» с юга. Новгородская республика вообще выпадает из истории Руси-России лет на 400 и сразу после Крещения Киева.

     Как тут не вспомнить за Ольгу из Выбут - княгиня Ольга или первая христианка на Руси - есть первая перевозчица с того берега на этот и перевезла она - Олега в 903 году. Князь Олег - первый князь Земли Русской по Византийскому хронографу от Константина Багрянородного и дата 852 год. На 10 лет раньше известия о Рюрике, причём, Рюрик вообще не числится в князьях у Византии - его имя отсутствует в летописи от сотворения мира, когда все остальные князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав и далее по списку) представлены с датой и сроком княжения. А вот княгиня Ольга запомнилась переписчикам монахам своим посещением императора Константина, даже дважды (955, 957), приплывая в Бухту Золотой рог через Босфор с моря Чёрного. Пришвартовавшись напротив сохранившегося ныне здания действующего патриархата, она стояла на воде в очереди на посещение и приём долго, чуть ли не 2 месяца. Но она потом отомстила ему! И первый раз и второй - заставив корабли Константина стоять в очереди на Почайне.

     Я вспоминал эти байки, путешествуя неделю тому назад вдоль стены Константина в поисках тех самых ворот, над которыми Олег пригвоздил свой щит, со слов Пушкина - «пригвоздил», а это выражение принято, в свою очередь, из повести Слово, означающее «сына». Прямой перевод слова дети даёт нам слово клин/клИнцы - отроки, нагели, гвозди, ногти и т.п. на всех славянских наречиях. Прошёл я в тот день, порядка 30 км пешком от Мраморного моря и церкви Сергия и Вакха на север через весь полуостров к бухте в район Влахерны, посещая греческие и еврейские кварталы города, пройдя на запад побережьем того Рога, а потом вдоль всей стены обратно на юг - к морю Мраморному. Рядом с зданием Патриархата на останках стены памятная табличка, на которой по белому мрамору высечено, де в месяце нисан 1453 года султаном Мехметом город был покорён. И весь старый город, исторический центр Византа внутри стены называется - Фатих. Ни о какой связи звук «фатих» с «тихвинской» иконой или «тишайшим» царём мне тогда не говорил. Я перевёл когда-то давно слово фатих - «мечеть» и мне совершенно ясно теперь, что оно так и есть. На самом деле была земля христианская - стала мусульманская. Город на Семи холмах (Визант-Стамбул) мне виделся ёжиками минаретов - столько много здесь мечетей, и ещё вспомнился город Мценск - на Семи холмах. Оба термина (семь и холм) имеют сакральный смысл для русского христианина. Мценск напомнил мне о первых моих годах работы там архитектором, увлечением старинными постройками и гаданием красивых луковиц, венчающих двухярусные соборы. В иных местах их называли "маковками", происхождение слов никем не объяснялось. И я это сравнивал с рассказами местного писателя Лескова, не переводимого на иностранные языки по причине особой русскости текстов. Николай Семёнович Лесков из села Горохово (Орловская губерния) публиковался под псевдонимом "Стебницкий" и прослыл самым русским писателем. Мценск напомнил мне о "Леди Макбет" русского писателя Лескова, о печальной любви и изменнике Сергее, крутившем новую любовь с Софьей уже в камере. Леди Макбет - один из центральных персонажей трагедии Уильяма Шекспира «Макбет», имя которому я переводил просто и по-русски: секс-пир. Часто ходил к церкви св.Сергия и вспоминал о трагедии. А ведь она и свёкра порешила и мальца..., а ради кого? Вернусь, перечитаю, вспоминая о том, что в доме героини ныне разместилась полиция. Мценск напомнил мне и о храме Ильи Пророка, а ещё о том, что город принял христианство в 15 веке, оставаясь языческим, по мнению печерского летописца, непозволительно долго, но с падением «ига» по времени - так совпало. А ещё там существует волховское место, где местные убили просветителя из Киева. Загадок в истории много, а ответов ещё больше, как и в случае с именем Тихвин, только где истина? Гид по монастырю, любезная и хорошо осведомлённая женщина, подведя к приделу храма показала на камень под стеной и на мозаику Илье Пророку на наружной храмовой стене... Видите, тут самое намоленное место в монастыре! - Пророку Илье, а оно представляет из себя квадратный метр земли, укрытый простым металлическим навесом. Храмов Илье, всего-то штук 6 по России, а почитается издревле... Помню, в детстве бабушка говорила, что после 2 августа купаться нельзя - Илья в реку пописал. Зато в фонтане можно - у нас в России этот день отмечается как День ВДВ - десантника с парашютом... Парашют отмечают как купол. Посещение монастыря сравниваю с памятными знаками Стамбула, а там предаюсь иным воспоминаниям, и, некоторые слова пробуждают даже мысль, что особенно волнительно, хотя мыслительный процесс должен бы работать с помощью слов, а не наоборот. Но мы так устроены. Таких слов, как счастье, любовь, удача и успех нет в Конституции, но мы же желаем их... И так каждый праздник, значит они что-то значат? Счастливые паломники тут на каждом шагу, а бедные турки работают у той стены на грядках...

      Князь Олег в 907 году ещё пригвоздил свой щит на ворота Царьграда, сейчас они называются Золотыми воротами Семибашенного замка. Было четыре - турки пристроили ещё три башни. Вдоль внешней части стены разбиты плантации под зелень-мелень, замечаю работающих людей на прополке, от камня валит такой жар, что лук, редис и прочие листы салата уже созрели, позавидовать можно. Ольга приплывала сюда с целью креститься, обряд был совершён. Император Константин был сражён и очарован красотой девушки настолько, что тут же предложил руку и сердце на торжественном пиру по окончанию обряда. На что Ольга хитроумно ответила, а разве может крестный отец жениться на крестнице? Тем и отшила жениха, Константин лишь рассмеялся в ответ, до чего же Ольга умна! Крестному отцу тогда было лет 45-48, а избраннице около 70, просчитываю в уме возраст княгини - от первого упоминания Ольги на перевозе Олега через реку Великую в 903 году (явления летописи). Ну а что вы хотите, если сына Святослава родила, когда молодой было уже под 60... А после смерти заложила город Витебск (974), так решили местные знатоки, вероятно забыв, что умерла Ольга в 969 году. Байка на байке и байкой погоняет, однако, приятно пройти по историческим местам, вспоминая очередную... А тут рассказ настоящего грека - настоятеля Влахернской церкви меня прямо отрезвил. Да, говорит, того храма уже нет, но на этом месте выстроена церковь в которой хранятся реликвии. Одна из них - список иконы Божией Матери 16 века, оригинал которой вывезен в Афон в смутные времена Крестовых походов. Показал в богатом окладе серебра икону, всю в золоте обрамления диковинной вязи, похожей на цветы и растительный орнамент. Влахерны - район города на побережье бухты Золотой Рог по соседству с еврейским кварталом Балат, поэтому - Влахернский храм и икона - Влахернская. Название от влахов (объяснял мне грек), мне же показалось - волохов, волхвов от слова хов, ховать, от которого произошло то самое слово повелительного наклонения, записанное в бранное и не литературное, объяснимое лишь Василием Жуковским - детям царя Николая. Хотя, слово литература от тура и турникет в метро, и турист - явно кощунственные иным ушам... Коснись запрещать, таки весь язык от себя и до тебя... придётся урезать как похотливый.

     Хотя... слово хер, если ховать в ла - буквально то и выйдет: Влахерны. Вчера только посещал Топкапи - верхняя шапка, капище, топка в переводе - мыс полуострова земли, а буквально «частица пи» и возрастом старше Иисуса Христа кратно. Поэтому ничего удивительного в том прозвище не нашёл, тем более Рог, Рожны мне известны с детства не по сказке Единорог или партии ЕР. Любимый писатель А.К.Толстой, усадьба которого Красный Рог на реке Рожок - мне всё понятно рассказал в истории Колобка, как было дело, сочинив сказку за Историю Руси-России от Рюрика... на немецком языке. Так вот - эта икона Одигитрия (Умиление перевод) и Заступница, много раз спасавшая Визант и Константинополь от осады и разграбления в более раннем списке хранится... в Тихвине. Ещё есть список в Москве, но тот меня не так взволновал и радовал. Ивана Грозного нет даже на памятнике Тысячелетия Руси в Великом Новгороде. У нас много икон Богородицы и все они получили прозвание от городов: Владимирская, Казанская, Козельщанская - родовая Пушкиных (хранится на Мойке, 12), Тихвинская... Но такой, чтобы «московской», такой нет. И Киевской нет - есть Пирогощая. Хотя, где Киев и где то православие в понимании РПЦ... И второе, если все образы, а они похожи, вышли отсюда (из Византии через Болгарию крестницу), то должна быть та - Одна с нулевым или Первым номером. На полуострове Несебр в Болгарии, было дело, тоже провёл несколько дней в поисках, там есть древний храм Богородице, но нет иконы, опять же, следствие - не причина. В армянском языческом храме Гарни, который известен существованием до р.х. - в нём нет вообще никаких икон, убедился лично прошлой осенью. С другой-то стороны, а не распни иудеи Христа - было бы христианство? Спасибо этим добрым людям... А не будь тогда тех славян в 6 веке, предшественников явления рода-русь, да не начни они делиться - на восточных, западных и южных славян, то и крестовых походов бы не было? И икона бы в Тихвин не попала... Кстати, а где северные славяне? Почему всего три ветви? Если слОвене не в счёт, совершенно не по понятиям бы вести историкам счёт без северных. Узрев ворота Золотые, мысленно высек над: "Тут был Сергий" за отсутствием щита, я возвращаюсь к морю Мраморному по останкам стены, иду и мысли коромыслом. Иду вдоль моря и вижу: Фатих с сердцем, ну как везде - белые буквы с красным сердцем - на фоне уже сумрачного заката, представляют яркую картинку истины, туристы любят фотографироваться у таких.

     Фатих - тих - Тихвин? Конечно, именно эта последовательность, чередуясь событиями, но тих вначале. Мечеть появилась позже, сначала был перевозчик Кий, а до него мифический перевозчик душ умерших через реку Стикс. Его изображали стариком сурового вида, одетым в рубище. Его имя переводится как «обладающий острым взглядом». Ярое Око? - вспомнилась раннесредневековая икона Христа времён Александра Невского. Харун, хотя и названный, как Харон - у греков мифический перевозчик через реку Стикс, но не имеющий со своим греческим прототипом ничего общего, деньги за работу, всё же исправно брал... Обол Харона - аллюзионный термин для обозначения монеты, помещаемой в или на рот умершего перед его погребением. Древнегреческие и римские литературные источники определяют эту монету как обол и описывают её как плату или взятку Харону. В некоторых случаях - два пятака на веки, но не суть... Тих - перевоз, можно представить с языка вепсов, но откуда у тех? Это же аббревиатура, возможно, они так представляли себе телушку, ту самую, стоимость которой, «аллюзионным термином» была полушка. За морем телушка полушка, да дорог перевоз. Тише едешь - дальше будешь! Баба с возу - кобыле легче. Императрица Екатерина, урождённая София (немка) была с обоза - очевидное невероятное, как кухарки умели править государством. Не то, что нынешние в думе. Конечно же, как не вспомнить царя Тишайшего и дочку Софью с её 12 указами? Однако сколько вепсы подарили нам слов: тих, стих, стихия, а какую загадку загадали, кто тише воды и ниже травы? Этим словосочетанием характеризуют человека застенчивого (от слова стена). Воды не замутит, мухи не обидит, значит «вести себя неслышно, незаметно». Он - скромный, незаметный, робкий или старающийся выглядеть таким в силу обстоятельств. «Если вы разделите мою любовь, я останусь здесь, буду жить тише воды, ниже травы... делать, что вы хотите...». И. А. Гончаров, «Обрыв», 1869 г. За тысячу лет утекло много воды. О территориях, расположенных по Левобережью (в принципе, без уточнения), Геродотом (херо-дотом правильно) было указано, что это финно-угорские поселения, которые впоследствии были ассимилированы мирным способом (добавили учёные историки нашей современности). Ну не всем читается то слово, аки слово, и среди христиан язычники до сей поры пекут блины! Соловьёв (из семьи священника) в 28 томах описал, как это происходило на примерах рек. Плетнёв, в поисках исчезнувших племён в ходе исторической цивилизации, перечислил атрибуты государственности: монета, столица, флаг. Оказывается, племена обладали таковыми, но государствами-княжествами не показались объединителям и собирателям земель. Так случилось, что в форме «фин» никто из историков и лингвистов не усмотрел Иисус Христа, хотя никто не отрицает посоха Андрея Первозванного - в селе Грузино на Волхове в 31-32 году. Церковь Константина на высоком Византийском холме, в которую он хотел собрать мощи всех святых апостолов, и где был захоронен сам, разрушена. Теперь на этом месте мечеть Фатих. Не успел Константин собрать мощи всех 12-ти, но только Андрея. На реке Волхов, вытекающей из озера Ильмень в Ладогу - Апостол не только  оставил посох (в самом начале летоисчисления по-новому), но и указал на наличие бань, даже в подробности описал обряд помывки. Деревянный крест в память стоит у слияния Керести (крест) с Волховым. Хотя, «фин» это теологическая комбинация буквиц, как и сфинкс, просто в кириллице нет буквы «кс», а есть косой крестик Х - символ морского флага от Петра. Буква ф/fe означает - вера, религия на испанском, латинском. С верой в Исуса Христа - «сфинкс» буквально, раскрывая аббревиатуру, говорит по-русски. Слово Исус до никонианского раскола, возникшего с объединением Левобережья (1654) писалось с одной буквой И. Нетрудно догадаться, что «финно-угры» есть чисто религиозный термин восточных жителей, исчезнувший с падением ига. В то же время исчезли и половцы, считавшиеся язычниками и кочевниками, пока не доказал, что половцы - это жители Полоцка. Имя князя и дочери - Рогволод и Рогнеда - от слова рог. Жена Невского - княжна Полоцкая, смотрите памятник на Витьбе (Витебск северная столица), где семейство с сыном Василём на руках... Крестовый поход продолжался с запада на восток, оговорюсь с той лишь поправкой, что он не окончен, если кто-то думает, что да, так нет. Что для одних свято - другим кажется сатанинскими бреднями и наоборот, «кто не скаче - тот москаль». От слова «москав», что мечеть в переводе буквально, поэтому украинцы обзывают россиян татарами, а те их - хохлами, не раскрывая значений. Хохол - хохолок или холмик на голове, подчёркивая значимость чубом, но не стрижкой «под горшок». А деревянный молоток назван киянкой - молоток мужского рода, аки Киев город, но - «мати городов русских»... Ведь никто же не ответит, почему так, и почему русские оказались в России? А бывшие русские киевляне - стали не просто хохлами, но скачущими... Это для связи времён, так сказать, и лучшего понимания, что Пирогощая могла быть на руках у князя Игоря в 1185 году в Киеве, но она не Киевская, а Заступница-Спасительница-Одигитрия-Путеводительница из того же места - из Влахерны.

     Читаю википедию с картинкой из летописи: Закладка храма Успения Богородицы Пирогощи. Согласно Лаврентьевской летописи построен в 1132-1136 годах при княжении сына Владимира Мономаха - Мстислава Великого, на Подоле, у подножия Замковой горы. Упоминается в «Слове о полку Игореве» в связи с возвращением в Киев из половецкого плена героя этого произведения князя Игоря Святославича. Храм Богородицы Пирогощи служил общественным центром киевлян, позже при нём функционировали школа, сиротский приют, больница для неимущих, городской архив. В 1613-1633 годах, когда Софийский собор в ходе межконфессиональной борьбы был захвачен униатами, церковь Богородицы Пирогощи являлась одним из центров Киевской митрополии. В 1654 году на площади перед храмом киевские мещане принесли присягу царю Алексею Михайловичу. Впоследствии, около церкви проходили торжественные церемониалы Русского братства. Происхождение названия храма точно не установлено. По одной версии во времена Киевской Руси в храме находилась византийская икона Богородицы, называемая Пирогощей (от др.-греч. ;;;;;;;;;; «пирготисса» — «башенная»). В Византии так называли иконы, которые размещались в башнях монастырей или крепостей. По второй версии название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща» происходит от слова «гость» — купец. Значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог. Такое трактование позволяет заключить, что церковь была построена на средства купцов, занимающихся торговлей хлебом».

     Позволю пару слов прокомментировать. Половцы читаем - жители Полоцка, не кочевники, современная Беларусь. Икона «башенная» и «пирготисса» (берём оригинал) - от слова «гот» - бог, а буквально: Пир получил Иссу. Исс - древний город в древней Киликии (Малая Азия). Исс знаменит битвой между Александром Македонским и Дарием III (конец 333 г. до н. э.). Располагался на прибрежной равнине на берегу Исского залива (ныне Искендерун) около реки Пинар в провинции Турции Хатай, недалеко от границы с Сирией. Вся наша история базируется на трёх столпах, трёх китах древнерусской литературы: «Александрия Сербская», «Слово о полку», «Задонщина». Всё остальное можно не читать (притянутое за уши), если верно понимать, что написано в трёх. «Александрия Сербская» написана русским языком за три века до Рождества Христова, на минуточку.... А когда «явилась» русь историческая в учебниках? В середине 9 века, а до этого мир был заселен исключительно иудеями и греками с китайцами, которые старше всех, даже чукчей. Хотя старообрядцы ведут летоисчисление своё на 5508 лет вглубь от р.х. И что я вижу на храме Успения 16 века в Тихвине? На фреске входного портала прихожан встречает распростёртыми объятиями бог Саваоф с «шестокрыльцами» (Слово о полку). Икону Саваофа нахожу в музее старообрядчества в городе Ветка (Беларусь) и встречается по тексту «Александрии Сербской». Герои русских произведений Македонский, Невский, Донский - все «речных» прозвищ. Главный собор Санкт-Петербурга - Исаакиевский, хоть и говорят что в честь Петра, но по святцам эта версия не совпадает и близко, а вот Исса - вполне. Думается, не стоит выделять пир, отрывая кусок от пирога, а рог от "гоши", ведь гощ - такой же гость купец, как и бог в буквальном переводе. Gosh = Бог. Сравните: Радогощь - радующиеся Богу. Потому и Матерь - Божия, не купеческая. Иначе на доске был бы образ торговки хлебом, с кулем пшеницы в 9 пудов и не менее. По некоторым летописным сведениям - именно новгородцам, как раз таки! хлеба и не хватало в силу климатических условий. А вот Византия помогла, сподобилась. А кто-то до сих пор раздаёт белые булочки голодающим Киева на майдане (майдан - площадь по-русски). Жаль, что в 1453 году на помощь крестнице не пришли ни Москва, ни Киев - таких сведений в летописях я не нашёл. Зато, в год падения Константинополя в Новгороде князь Шемяка отравился курой трапезничая, а дьяк московский Беда получил повышение по чину... от царя Василия Тёмного. Бывает, год на год не приходится, только Gosh всё же Бог. Gosh - Божа (белор.), Боже (укр.), Bozhe, а кому-то Гоша и междометие: Боже мой! Брей! Meine G;tе!Чёрт возьми!Gosh!, Jesus Christ!, Oh, bother it!, Zounds!, By gosh!, Golly! Так же: Sakra, Presneto... Gosh (арм.) - Боже - название самого дорогого армянского вина. Не кощунствуя, констатирую. А лучшее пиво по мнению армян - Киликия - в честь древней Киликии (Малая Азия), в которой город Исс, который переводится на русский - Иссус. С двумя «И» стали писать Иисус после раскола церкви. Киликия - древнее название Армении (одно из многочисленных), которая приняла христианство в 301 году - языческим государством в составе, благодаря просветителю Григорию. Кстати, ещё об одной христианской святыне в городе Трапезунде, о церкви Софии я писал в статье, смотрите по ссылке о значении слова «трапеза» (царь трапезничать желает!), бывшая армянская провинция с 12 века, как свидетельство расселения христиан по побережью Чёрного и Средиземного моря. Платон переиначил слова Сократа: «Греки расселись по берегам Средиземного моря, как лягушки вокруг болота», а художник Ван Гог отметил отсутствие людей: „Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно - это было прекрасно.“ - Понятие люди отсутствует в западном мире, так что - понимай, как хочешь, итак.

    Божественная икона, путешествуя по миру, переместилась во Владимир. Икона несколько раз «являлась» Руссе и Тихвину. Могу предположить даже как - по Днепру, в Ловать, в Ильмень а там и Русса, и река Шелонь (солёная), куда ходил Мономах (с тропарями и кондаками) в 1111 году, где и состоялась битва при Сальнице. От Ильменя до Тихвина через Волхов и Сясь, как вариант. Могу предположить, что после неубедительной победы в Куликовской битве (1380), Москву татары сожгли ордой (1382) во главе с ханом Тохтамышем (крымская ветвь). А кто её защищал? Дмитрия Донского с дружиной и попами в городе не оказалось, а защищал и руководил обороной осаждённого города вместе с жителями - Остей - племянник брянских и полоцких князей, внук Ольгерда (памятник в Витебске - имя Ольга/Олег плюс "хер" с твёрдым окончанием, перевод не требуется). А вот Остей (Ostey) - Кости (русск., болг.), Косці (белор.), Кістки (укр.) - буквально часть имени Константин, что значит постоянный. Город Ноен (новый) или Санкт-Петербург построен на чём? на Кости. Окошко рублено куда? в Европу. «Бабушкин проект» Екатерины был примитивен до безумия, назвать внуков Александр, Константин и Николай - да поставить их на царствие по местам, как было в прежние романтические времена... Чем дело кончилось известно, князя Остея выманили на переговоры за стены Москвы и убили, а город сожгли. Совпадение это или нет, но Тихвин стал известен годом позже от событий - с 1383 года, и за 70 лет до падения Константинополя. А веками позже уже Иван Грозный обустроил  форпост обороны на реке Тихвинке, приказав заложить мужской и женский монастыри. Четвёртая жена Грозного - Анна стала игуменьей Дарьей Нововеденского монастыря, что напротив через речку Тихвинку. «Ладила баба в Ладогу, а попала в Тихвин», может и про неё...

     Итак, Тихвин известен с 1383 года. Происхождение названия доподлинно неизвестно. Топоним впервые упоминается в Новгородской третьей летописи под 6891 (1383) годом в связи с легендой об иконе Божьей Матери в форме Тихвина, Тихфина, Тифина (по разным спискам), то есть буквально - это означает то, что по иконе назван монастырь, посад и... речка. А как иначе понимать? Именно так: тих-в-ин, что позже перешло в уменьшительное имя - Тихвинка по аналогии Казанка, Московка, Каменка, Луненка... Как переводится Казанка мы знаем: Ах, какая женщина! Тих - перевоз - с fe (религия, вера) или перевоз в «ин». Иисус Христос. По самой крайней мере, слова не должны расходиться с образом на иконе - Мать с Сыном. Пирогощая с древнерусского языка говорит о том же самом. С армянского и греческого языка - на иконе Бог и Богородица, и тут «мера в меру». А что христиане спорят меж собой, так только крепче в вере православной будут, и счастливее в том возрадуются, и солнечнее... Оклад Тихвинской иконы сегодня сияет золотом немыслимых размеров, наверное, метра 2 на 2 и такое ощущение, что в храме Она одна - для неё собор строился, под неё создавался монастырь. Кресты на куполах, венчающие луковицы, опираются на шар, не цату (полумесяц), яблоко мира ещё не расколото, но скоро станет предметом раздора... Поломник с меня ещё тот (ни одной юбки не пропустит!), подумалось, когда ехал обратно, а навстречу крестным ходом шли люди, шли по обочине с какими-то иконами в монастырь. Шли в заляпанных грязью от машин юбках, накрапывал дождик, лица светились. Палома - голубь с испанского, сейчас они обратятся в паломническую службу, примут душ, зайдут в трапезную и успеют на вечернюю литургию. На молитвы призывает колокол, не пропустишь - так в тиши громыхнёт, что ого-го. Кстати, в Стамбуле голос муаэдзина призывает с 5 утра на молитву и 5 раз в сутки поёт, и голос его с многих тысяч минаретов стоит над Босфором гулом, пришлось ознакомиться с распорядком и правилами не понаслышке. А потом уже пел петух, что удивительно. Голос азана, труба иудея и колокольный звон христиан - означают одно и то же - призыв на молитву.

     Тихвинская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничало Святое семейство (Протоирей Сергий Гарклавс. Под сенью Тихвинской иконы. 2020 год.). Вполне возможно, что доска тика/тиха служила той столешницей. Сведений о том нет, зато доподлинно известно, что Злат стол находился в Царьграде, по всей видимости, где и бухта Золотой Рог. Но не суть, не радоваться невозможно, зная, что есть Бог. Я уже не стану повторяться, что по имени Иконы произошли названия реки и города: Тихвин или дорога к Богу.

     03-04 апреля 2023, Санкт-Петербург

Хеллоуин - это?
http://proza.ru/2022/10/29/541
Сын, синь - этимология
http://proza.ru/2023/02/08/1068
Ах, какая женщина! Казанская...
http://proza.ru/2022/12/10/1228
Язык и истина едины. Этимология языка
http://proza.ru/2021/12/04/665
Река Кия и тайны селькупского языка
http://proza.ru/2021/11/19/1529
Трапезничать о значении и истории слова
http://proza.ru/2021/04/14/1763
Этимология Мста, миро и надпись на кресте...
http://proza.ru/2022/07/13/965
Ольга из Выбут или первая христианка на Руси
http://proza.ru/2022/07/22/891
Стамбул или этимология имени
http://proza.ru/2022/04/10/949
Варяги и русь, кто они и зачем в греки?
http://proza.ru/2021/12/27/701
Язык до Киева, таки, довёл...
http://proza.ru/2021/09/23/1567
Портрет хана Куря на миниатюре
http://proza.ru/2021/01/30/1579
УС-пенье
http://proza.ru/2016/08/31/868
Как я стал половцем...
http://proza.ru/2016/03/23/1765