Ветка сливы

Анна Поршнева
Однажды старый Ли рисовал ветку цветущей сливы чёрной тушью на толстой рисовой бумаге. Он рисовал, не задумываясь. Форма вазы, изгиб ветки, расположение цветов, приличествующие случаю стихотворные строки — всё это повторялось им сотни раз в сотнях заказов и было известно наизусть. Оставалось совсем чуть-чуть — несколько заключительных мазков и калиграфия, когда рядом с художником кто-то громко сказал:

— Стой!

Старик оглянулся — мальчика-ученика рядом не было, верной служанки тоже. Вероятно звуки раздались со двора, где они проводят время в праздности и, может быть, даже играют в какую-нибудь простонародную игру, вроде шариков.

— Эй, вы там, шумите потише! Отвлекаете! — На крик из дальней стороны дома выбежала служанка и ворчливо сообщила, что она готовит жареные рисовые пирожки с крабами.

— Ну, так скажи мальчику, чтоб не кричал.

— А его вообще нет. Я послала его в лавку за квашеными овощами.

Старый Ли отпустил женщину и задумался. Неужто дожил он до того прискорбного возраста, когда рассудок слабеет, не можешь вспомнить, что делал полчаса назад, а в голове постоянно спорят голоса из прошлого, не давая разобраться в настоящем?

Очень не хотелось! Поэтому художник встряхнулся, помотал головой и вновь взялся за кисть. Но — странное дело! — только он взглянул на картину, как понял, что остановили его не зря. Незаконченная ветка сливы была так обворожительно хрупка и нежна, так прелестна, так очевидно не нуждалась ни в каких поправках и добавлениях!

Много раз повторённая стихотворная строчка показалась старому Ли вульгарной и грубой, и он задумчиво начертал только «Юность проходит» и оставил работу, про себя решив, что запросит с заказчика двойную цену в надежде, что тот откажется и рисунок не покинет его.