Из жизни крестьянских общин

Аникеев Александр Борисович
        Труд и трудовая этика в общинах определялись на основе коллективизма и взаимопомощи.  Были в ходу круговая порука и уравнительный принцип распределения, но в более продвинутых общинах распределение было и по труду, и по ярморочному обмену.  Обилие праздников в традиционной народной культуре определяли ритмы крестьянской жизни, сочетание будней и праздников. Была распространена патриархальность крестьянского быта, а все виды творчества в крестьянском быте общины позиционировались на самореализации и самообслуживании как представление некоего идеала жизни.

        Было ранжирование быта по демографическим и имущественным признакам. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье.

        По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам

        Согласно взглядам русских крестьян общинное управление основывалось на идеалах справедливости и христианских заповедях. Крестьяне были убеждены в том, что земля — это божье достояние и к ней нужно относиться уважительно, а использовать её необходимо бережно. Община должна была делить землю между крестьянами поровну, а в случае необходимости перераспределять, чтобы каждая семья работала на своём участке,

        В рамках жизни общины крестьяне решали сообща, когда необходимо начинать сельскохозяйственные работы. В поле выходили тоже вместе, а своеобразным фундаментом построения экономических и трудовых отношений в общине было совместное владение землёй, взаимопомощь и равные права в решении важных вопросов в жизни общины.

        В общине существовал принцип добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждался и такую помощь оказывали в строительстве, жатве, покосе, что часто устраивали в воскресенье или по праздникам, После того, как дело было сделано, всё завершалось угощением, плясками и играми.

        Община была основой жизни крестьян, поддержкой и опорой, без общины человек не чувствовал себя полноценным членом общества. 

        Таким образом сельская община — прежде всего общественный и трудовой коллектив земледельцев, возникший в глубокой древности на основе кровно-родственных и территориальных связей. В России эпохи феодализма сельская община — территориальное объединение, в которое входили крестьяне, жившие по соседству. Мелкое, индивидуальное производство крестьянских семей держалось на трудовой кооперации, столь необходимой в условиях зависимости натурального хозяйства от природно-климатических условий, плодородия земли, цикличности сельскохозяйственных работ.

        В процессе развития государства и закрепощения крестьян община существовала во владениях монастырей, бояр, помещиков, а также на государственных и дворцовых землях. Ее признавала как государственная, так и вотчинная власть. На ранних этапах развития она имела свое управление, суд, поддерживала общественный порядок. С формированием государства община уже не участвовала в решении вопросов войны и мира, внешней политики и прочее.

        Постепенно государственная власть приспосабливала общинную организацию для своих нужд, используя её исконные функции. Выборные должностные лица общины в XIV—XV вв. составляли низшее звено княжеского административного аппарата. Они разыскивали преступников в пределах общины или волости, участвовали в княжеском суде как заседатели и свидетели, несли ответственность за организацию сбора налогов и отбывание крестьянских повинностей. С укреплением феодального строя крестьяне попадали в зависимость от отдельных феодалов.  При разрыве волостных общин их части оказывались в границах феодальных владений. Община не исчезла, но сильно видоизменилась.

        С течением времени она не утрачивала свои характерные признаки. Община по-прежнему имела самоуправление, а ее дела решал мирской сход. На него собирались все самостоятельные крестьяне или представители от деревень. В пореформенное время, когда община объединяла одну деревню, на сходе присутствовало все взрослое население. Принятые на нем решения были обязательны для всех крестьян. Любая попытка противопоставить себя общине осуждалась и решительно пресекалась.

        На сходах выбирали (обычно на год) общинное руководство: старосту и его помощников — сотских, десятских, целовальников. Они присягали и при этом целовали крест, обязуясь блюсти интересы мира и представлять их в отношениях с государством и вотчиной. Мир доверял избранной администрации ведение необходимых дел и обязывался не препятствовать ей. Чем активнее вел себя сход, чем более был независим от вотчинной власти, тем сильнее и шире становилось самоуправление общины. Конечно, некоторые феодалы, особенно во второй половине XVIII — первой половине XIX в., низводили общину до положения придатка к вотчинному аппарату и тогда сход играл формальную роль.

         Одна из главных хозяйственных задач общины — поддержание порядка владения и пользования землей. Каждый крестьянин-дворохозяин и глава семьи имел свой кусок пахотной земли, который переходил по наследству к потомкам по мужской линии. Выгонами, сенокосами, лесами, водами крестьяне пользовались сообща, по установленным ими правилам. Каждый хозяин получал участки разного качества в каждом из полей, и поэтому наделы земли в общине были расположены чересполосно, чтобы быть в равных условиях с другими. Так сочетались в общине частное и общее начала в землевладении, что придавало ей жизненную силу и прочность устоев.

         Регулируя пользование землей, община строго следила за соблюдением межей, их обновлением; не допускала запустения земель и отдавала выморочные или бесхозные участки на обработку заинтересованным крестьянам; разбирала и решала спорные дела, поземельные и семейные конфликты; утверждала сделки на землю между крестьянами. С XV в. общинник мог продать свой участок как члену своей общины, так и человеку со стороны (им мог быть и феодал). Непременным условием сделки было правило: покупатель должен нести налогово-повинностные обязательства прежнего хозяина. В XVII—XVIII вв. крестьяне крупных монастырей и феодалов, вотчинников и помещиков могли совершать сделки с землей только в границах своей общины, шире — в пределах владения.

         Не менее важная задача общины — раскладка повинностей, определение вклада каждого хозяйства в выплаты государству, помещику и на мирские нужды. Тягло как совокупность налогов и повинностей  находилось в соответствии с размером обрабатываемой земли. Община учитывала при разверстке податей «силу», т. е. доходность и рабочие руки, имевшиеся во дворе, позволявшие «тянуть тягло» именно того или иного размера. В уплате налогов и несении повинностей крестьян связывала круговая порука. Если кто-нибудь из общинников не платил причитающихся податей, то их сумма развёрстывалась на всех членов крестьянского мира. Это обстоятельство препятствовало разрыву общинных связей и с течением времени стало мешать выходу из общины. 

         Постепенно соразмерность земли и тягла нарушалась, так как происходили изменения в численности дворов, семейном составе хозяйств, массиве обрабатываемой земли. Тогда община проводила переверстки-поравнения, прибавляя землю тем деревням и хозяйствам, которые в ней нуждались, отрезая и перераспределяя ее в других местах и хозяйствах. Действия с землей обязательно утверждались решением схода и документом; при этом землепользование деревень и отдельных дворов выравнивалось, чересполосица уменьшалась, соответствие наделов и тягла восстанавливалось.

         В XIX в. стал периодично проводиться полный передел земли между общинниками. Он заключался в перемеривании и перераспределении («равенстве») всех угодий: пахотных, сенокосных, выгонных, а нередко и усадебных между всеми членами общины, либо по душам мужского пола, либо по тяглам (т. е. семейным парам). В ходе передела земельное хозяйство общины приводилось в соответствие с трудовыми возможностями и потребностями её членов. Переделы были радикальным способом регулирования земельных отношений, а поравнения избавляли от недовольства и конфликтов.

        Для решения каждодневных (особенно спорных) дел общинные власти привлекали третьих лиц, обладавших большим опытом в сельском хозяйстве и умевших определить размер пашни, по растущим колосьям — будущий урожай и др.По мере усиления власти феодала над крестьянами община делалась менее действенной, становилась лишь частью управления вотчины.

        На протяжении всего своего существования община была организацией мелких крестьян-производителей, поддерживавшей традиционный хозяйственный и бытовой уклад жизни, защищавшей их перед властью даже в пору крепостничества. Контролируя землепользование и обложение, раскладку и сбор налогов, хозяйственные и семейно-бытовые устои, община препятствовала пауперизации крестьян, сдерживала инициативу зажиточных, которые тяготились общинными порядками.

         Жизнь крестьянской общины «на миру».  В 17 веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек. Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина. Церковные порядки запрещали девушкам вступать в брак моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, а также кровным родственникам.

         Брак мог, был заключён не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывались церковные наказания. С17 века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлять, как правило, осенью и зимой - когда не было сельскохозяйственных работ.

        Реформа 1861 г. не расшатала общинных порядков, хотя после нее крестьянские хозяйства стали сильнее втягиваться в рыночные отношения, резче расслаиваться на полярные группы. В 1881—1893 гг. правительство провело ряд законов по консервации общины, направленных против «язвы пролетариатства». В 1893 г. был установлен срок проведения переделов через 12 лет. Столыпинская аграрная реформа сильно подорвала общинное землевладение, но полностью не смогла его ликвидировать. Лишь проведенная большевиками насильственная коллективизация окончательно покончила с общинными традициями в русской деревне.