Леди из Шанхая, обзор

Бадди Фазуллин
О Рите и Веллсе замолвите слово

Наконец добрались руки до классического нуара "под солнцем" Орсона Веллса - Леди из Шанхая. С одной из величайших голливудских кинодив Ритой Хейворт. Хотя про "классический", "один из величайших" и "пожалуй, лучший фильм Веллса" стало понятно лишь спустя два десятка лет после провального выхода ленты на экраны в 1947 году.

Подумать только: Веллс посмел покуситься на одно из главных достояний киностудии - на умопомрачительно шикарные огненно-рыжие локоны своей главной актрисы и, кстати, жены. Рита предстала в фильме в образе коварно обворожительной коротко стриженной платиновой блондинки. Задолго до того, как Норма Джин Бейкер проделала ровно то же со своими рыжими волосами, превратившись в Мерлин Монро, и задолго до того, как это стало повальным трендом, модой вне времени и настоящим "платиновым стандартом" на все последующие десятилетия, вплоть до наших дней. Но тогда в 1946 году Веллс за "самоуправство" и провал картины в прокате попал в "чёрные списки" американских киностудий. Еще и с Ритой развелся.

Кстати, Хейворт и рыжей-то не была, поскольку в наследство от своего испанского деда имела жесткие прямые угольные волосы, растущие чуть не от самых бровей. На смене масти, коррекции линии волос и пластике носа настоял ее первый муж (Веллс был вторым), взявший на себя роль ее первого киноагента. Кстати, у Риты было целых пять мужей, не считая любовных увлечений разной степени достоверности.
Но фильм же не про это. И, понятно, что теперь и почему именно он стал классикой мирового кинематографа. А некоторые новаторские приемы растащили на киноцитаты многие последователи. Одна финальная сцена с перестрелкой в комнате зеркал чего стоит.
Но я даже и не об этом. И даже не о все чаще всплывающей в памяти картавой, вкрадчивой манере повествования Виталия Вульфа в его кинолектории "Мой серебряный шар" про ушедших звезд кинематографа: В'ыту Хейвов'т, Аву Гав'днев', Мав'лен Дитв'их, Гв'ету Гав'бо (словно нарочно имевших в своих именах по 2-3 буквы "р").

А я вдруг в связи с Хейворт вспомнил даже не ее роли, а самую знаменитую историю побега из тюрьмы, историю Энди Дюфрейна. Ведь именно плакат Риты Хейворт послужил в "Побеге из Шоушенка" оберткой-макгаффином, ставшим по факту настоящим большим окном в мир для главного героя, в прямом смысле слова шагнувшего в большой кинематограф. Чтобы стать по итогам многочисленных кинорейтингов и в оценках критиков "фильмом #1".

И вот то самое «окно», тот самый снимок Риты Хейворт с плаката в камере Энди и стал, пожалуй, едва ли не самой запоминающейся ее "ролью". Да, потом ее заменила уже помянутая Монро, а вслед за ней и сексапильная полуобнаженная Рэкел Уэлч. Но Рита была первой и главной. Как первая на всю жизнь любовь. Ведь фильм снят по новелле Стивена Кинга, имеющей уже в самом названии имя актрисы - "Рита Хейворт и спасение из Шоушенка"

08.11.2022