Вестсайдская история, версия 2. 0

Бадди Фазуллин
Да, мне не нравится жанр мюзикла как таковой. Сколько бы его лучших и самых знаковых образцов я ни смотрел и ни пытался себя "приручить" к нему, все без толку. Даже с оперой я продвинулся чуть дальше, и даже могу сказать, что попсовая Травиата мне даже... обоже, нравится.

Но мюзикл...
Вижу в нем исключительную третичность и непомерный пафос в отсутствии глубокой культурной базы там, где на деле лишь пшик. Ну в самом деле: ведь та же классическая оперетта бьет с головой и по легкости, и по изяществу, и по ярким краскам, по сюжетам... И это я не беру в разумение главное - МУЗЫКУ!

А мюзиклы... Ведь красивых и на слуху мелодий по пальцам пересчитать. Только какое-то вокализирование текстов и перегроможденная оркестровка, чтобы скрыть главное - отсутствие простой и внятной, запоминающейся гармонии. А ну-ка, напойте-ка мне что-нибудь "забойное" из Лалаленда, Звуков музыки или Чикаго.
(Отечественный Норд-Ост оставлю за скобками, потому что он для России и всей современной истории давно и навсегда теперь совсем про другое.)

Конечно, кто-то вспомнит Шмыгу с ее искрометной версией "Я танцевать хочу", но с Прекрасной леди немного другая история, мне кажется. По мне так она является неким переходным мостиком между старой европейской опереточной школой и классическим речитативным американским мюзиклом без единой мелодии, сколь-нибудь ложащейся на слух.
В который раз можно констатировать позицию "гордимся тем, что есть". Возможно поэтому экспансия мюзиклов на европейский культурный рынок даже спустя 70-100 лет не возымела такого же оглушительного разгромного эффекта, как те же голливудские блокбастеры и уже стопицотые экранизации комиксов про лосиновых супергероев, вприкуску с непременными колой и попкорном под ногами.

Но об этом я подробно прошелся несколько лет назад после просмотра Вестсайдской истории (сиречь Ромео и Джульетта в декорациях рабочей слободки Нью-Йорка 50-х) образца 1961 года. При всем моем уважении к Бернстайну и его шикарной оркестровке, к актерам, которые не только сами поют и танцуют, но еще и лицедействуют, к грандиозности постановки, включая либретто, декорации, костюмы, хореографию, свет, операторскую работу и много чего еще... просто настоящая классическая фабрика грез... но так и не проникся я всё-таки к Истории. Да, все понял, да, сопереживал, да много чего еще отметил умом и расставил плюсики действу по частности и в целом. Но вот душой так и не принял.

Понятно, что когда зашла речь о новой реинкарнации нашумевшей бродвейской постановки, я поставил рдеющий в нетерпении флажок "буду смотреть обязательно". Очередной мой пунктик: сравнить. Да не просто ремейк от кого-нибудь, а от самого великого и ужасного Спилберга! Даже с культурологической точки зрения пропустить мимо такой повод было бы преступлением по отношению к самому себе, так любящим все сравнивать, взвешивать, устраивать слепые тесты, дегустации и затем раскладывать все это по своим дурацким перфекционистским полочкам.

И наконец сегодня я его посмотрел. Хоть и в два захода, потому что Тим (сын), на удивление, тоже заинтересовался и не ушел, как это обычно бывает, залипать в гаджеты. Но осилить одним махом такое эпическое полотно на 2.5 часа, когда там нет фантастических тварей или хотя бы колец всевластия, все же не вышло.

Мои же чувства по Вестсайдской истории 2.0 немного странные, разные, противоречивые и... одинаковые. Даже удивился сам, насколько общее впечатление похоже на эмоции от экранизации 1961 года: те же полочки разума, то же сопереживание до слез в конце, то же безграничное уважение титаническому труду, крови, слезам и поту огромного числа людей от осветителей и гримеров, статистов и хантеров (на роль Марии выбирали из 30 тысяч претенденток!) до самого режиссера.

И ровно то же понимание, что мюзикл - это не мое. Совершенно. Категорически.

Еще и с переводом, напрочь забивающим исходник, ужасно не повезло. Но это уже другая история...

05.05.2022, Baddy Riggo