ОГЭ Литература. Сочинение 5. 4

Лариса Батаева
         
        5.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ;;— начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).


         «Люблю тебя сейчас…» - история любви поэта и француженки, Владимира Высоцкого и Марины Влади. Встретились две песчинки в огромной пустыне. Их чувства напоены жарким солнцем любви,  которая  не знает границ времени - Не «после» и не «до»: нет будущего, нет прошлого у страсти – есть мгновение – СЕЙЧАС. Для поэта важна рифма «»сейчас-напоказ», это вызов всем силам,  которые могут вторгнуться в мир любви,  лишить героя будущего, потому что прошлое без любви - «печальнее могил». Его настроение обозначено словами «навзрыд» или «смеясь», навзрыд – значит сердце на разрыв.  Лирический герой живет одним мгновением: любовью «без обещаний» – лишь такая истинная,  где главенствует Я поэта, и никто не заставит сомневаться, Что мгновенье любви бессмертно.
           Реминисценция «Я вас любил, любовь еще, быть может…» - обращение к «прошлому», к поэту, посмевшему сказать: «Я вас  любил…» Вызов, брошенный  Пушкину, возмущение, укор  - только «я люблю» дает  право на жизнь чувству без времени. Происходит слияние самого Высоцкого и лирического героя стихотворения. «…настоящему пощечина, Сомненье в том, что я люблю                сейчас».
          Лексический повтор «люблю»   десять раз звучит, словно мантра,  личная клятва поэта, который,  задыхаясь от чувств,  переживая  их, - в который раз! – утверждает,  что оно вечно  «И в будущем, и в прошлом настоящем!»  Оксюморон Настоящее – свершившееся прошлое? - делает связь времен осязаемой, а земные чувства любящих бессмертными.  Антонимы «в будущем» — не так, и в «прошлом настоящем» – усиливают восприятие жизни поэта, которая само по себе – контраст,  антитеза,  мир, где все не так!  Библейский    фразеологизм (половина из  фразы «ищите и обрящете»)   - надежда на бессмертие чувств, утверждение их  на небесах. В Евангелии от Матфея - Иисус наставляет своих учеников. Наряду с "ищите и обрящете" стоят советы "просите, и дано будет вам"; "стучите, и отворят вам". Что отворят? Дверь к счастью?  И счастье – бракосочетание – состоялось. После этого и написано это признание в любви.                561 слово

Владимир Высоцкий

Люблю тебя
Люблю тебя сейчас Не тайно — напоказ.
Не «после» и не «до» в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю.
В прошедшем «я любил» —
Печальнее могил, —
Все нежное во мне бескрылит и стреножит,
Хотя поэт поэтов говорил:
«Я вас любил, любовь еще, быть может…»

Так говорят о брошенном, отцветшем —
И в этом жалость есть и снисходительность,
Как к свергнутому с трона королю.
Есть в этом сожаленье об ушедшем
Стремленьи, где утеряна стремительность,
И как бы недоверье к «я люблю».
Люблю тебя теперь Без мер и без потерь,
Мой век стоит сейчас —Я вен не перережу!
Во время, в продолжение, теперь
Я прошлым не дышу и будущим не брежу.
Приду и вброд, и вплавь
К тебе — хоть обезглавь! —
С цепями на ногах и с гирями по пуду.

Ты только по ошибке не заставь,
Чтоб после «я люблю» добавил я, что «буду».
Есть горечь в этом «буду», как ни странно,
Подделанная подпись, червоточина
И лаз для отступленья, про запас,
Бесцветный яд на самом дне стакана.
И словно настоящему пощечина —
Сомненье в том, что «я люблю» — сейчас.

Смотрю французский сон С обилием времен,
Где в будущем — не так, и в прошлом — по-другому.
К позорному столбу я пригвожден,
К барьеру вызван я языковому.
Ах, разность в языках! Не положенье — крах.
Но выход мы вдвоем поищем и обрящем.
Люблю тебя и в сложных временах —
И в будущем, и в прошлом настоящем!..  1973 г.

     Наделенные  даром любить, поэты могут описать чувства, которые испытывают,  и поделиться этим огромным счастьем, которое переживет столетия. Тема любви стара, как человечество, нова и свежа, как глоток радости, мудра,  как мысль, бездонна, как космос. И вечна. Многие мастера слова пытались описать это волшебное чувство, окрыляющее человека.  «Эхо любви» – одно из известных и знаковых стихотворений Роберта Рождественского. А песня, музыку которой написал композитор Птичкин, стала культовой. Любовная лирика подарила нам умение разглядеть «за тысячу верст», где рождается это высокое чувство, сопровождающее человека всю жизнь. Что такое любовь? Это пылинка звезды, отзвук сердца,  перекликающееся эхо,  соприкосновение сердец, вечная нежность и звездная,  вечная память даже «за гранью смертельного круга». Такова тема стихотворения – диалога влюбленных героев.
       Герой и героиня произведения – одно целое, объединенное стилистической фигурой — инверсией, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке: «покроется небо»,  «выгнутся ветки», подчеркивая динамичность движения души мужчины и женщины. Эхо в космическом пространстве «долгое»,  вечное,  непрекращающееся, как союз двух сердец, откликающихся на зов родного сердца.   Лексические повторы «Мы эхо»,  «мы нежность» «мы память»  усиливают ритмы биения сердец. Это клятва в любви, привязанности, ощущение единства героев. Метафора «дотронуться сердцем нетрудно» обозначает страстное единение влюбленных. Неизвестность   - наползающая тьма, не страшна даже за гранью смертельного круга, потому что «звездная память друг друга» не позволит любящим забыть  необыкновенное чувство, сделавшее их родными и близкими, - любовь, рожденную звездными пылинками. Вот почему человека обращен в небо: звездная память не отпускает людей. Трехсложный размер амфибрахий – медленный вальс,   в  котором кружатся небесные пылинки, красоту которых помогают увидеть эпитеты: «вечная нежность», «звездная память»; рифмы открытые и закрытые,  перекрестные необычную звукопись.
          Р.Рождественский   - автор необыкновенного стихотворения – раскрыл тему вечной любви через лексику,  близкую каждому: нежность, зов любви. Стихотворение-песня утверждают бессмертие любви.   276 слов.
        Эхо любви
Покроется небо пылинками звезд,      
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.               
Мы — эхо,
Мы — эхо,
Мы — долгое эхо друг друга.

И мне до тебя, где бы ты ни была,
дотронуться сердцем нетрудно.               
Опять нас любовь за собой позвала.
Мы — нежность,
Мы — нежность.
Мы — вечная нежность друг друга.               
И даже в краю наползающей тьмы,               
за гранью смертельного круга,               
я знаю с тобой не расстанемся мы.               
Мы — память,               
Мы — память.
Мы — звездная память друг друга.               
Р. Рождественский, 1977г.