Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 8

Андрей Грачев 2
Глава шестая: Курская Дуга.

Первые два дня Курского сражения прошли для эскадры очень успешно. Потеряв всего одного пилота за эти дни, эскадра добилась огромного количества побед. Сказалось то, о чем мы говорили выше: лётчики эскадры отлично показывали себя в боях с участием большого количества самолётов с обеих сторон, но часто терпели неудачу в локальных схватках. 7 июля эскадра потеряла двух пилотов, но они не были значимыми асами.

8 июля эскадра понесла первую шокирующую потерю. Сбит был оберфельдфебель Хуберт Штрассль из 8 отряда и погиб. Этот пилот добился в небе Орла удивительных достижений. В первый же день он одержал 15 побед. В последующие два дня он добавил ещё 10 побед, причём подтверждаемость этих побед высока. 8 июля ас продолжал идти на рекорд: днем за бой сбил два самолета, а вечером сбил ещё три. А дальше... Дальше случилось с асом то, что он слишком переоценил свои силы. К тому времени ас был уже полностью выжат, как лимон, и бой в дальнейшем складывался непредсказуемо: аса плотно зажала четверка "Яков" 347-го иап. Ведущим был Силуков Анатолий Иванович. Как ни старался Штрассль вырваться, это ему не удавалось: на вертикаль пути не было, сверху ходили "Яки". Оставалось попробовать применить прием "имитация падения", уйдя в глубокое пике. Однако Силуков просчитал маневр аса, он догнал его на пике и на выходе сбил. Ас не смог спастись с парашютом - высота была мала. Этот бой прекрасно описал Горбач. Любопытно, что Силуков не был каким-то элитным советским асом - это была только третья его победа в карьере, а всего за Войну он одержал 6 побед. Штрассль на момент гибели имел на счету 67 побед.

10 июля в районе Малоархангельска было сбито два фв-190 из состава 12 отряда. Унтерофицер Рудольф Дреесманн смог посадить самолёт на вынужденную, не имея возможности прыгать с парашютом по причине малой высоты. Менее повезло его напарнику Йозефу Шуреку, он погиб. В районе Поныри сбит был оберфельдфебель Ханс Пфалер из того же отряда. Пилот этот имел 30 побед на счету. Причём в его карьере был случай, когда он за один бой заявил шесть побед. Этот ас погиб в том бою.

Это был бой против 248-го иап. На задание по расчистке воздуха ушла группа полка, ведущий был опытный пилот Холодный Георгий Степанович. Бой завязался в районе восточнее Поныри. Командир второго звена, Кузнецов Александр Семёнович, атаковал один из фв-190 и сбил его с одной стремительной атаки. Вскоре подошла новая группа фв-190, и полк потерял три своих самолёта. В свою очередь, победами отметились сам Холодный, а также пилоты Мирошниченко Дмитрий Григорьевич, Николенко Леонид Александрович и Воронков Владимир Иванович. Однако Пфалер был сбит в первой фазе боя, затем в нем участвовали уже другие отряды JG51. И сбил его Кузнецов, одержав первую победу в карьере. Раньше этот пилот воевал на По-2, но затем переучился на истребителя.

11 июля эскадра снова понесла тяжелейшую потерю: погиб майор Рудольф Реш, командир четвёртой группы, ветеран ещё Испанской, имевший на счету 94 победы. Он атаковал в районе Юдинки "Илы", но был сам атакован и сбит.

И снова отличился не самый известный пилот - младший лейтенант Аверкин Виктор Николаевич из 721-го иап. Будучи ведущим четвёрки, он заметил, как фв-190 атакуют "Илы". Тут же он атаковал их, завязался короткий бой. Аверкин вскоре зашёл в хвост ведущему группы и сбил его, остальные немцы из боя вышли. Аверкин в том бою одержал вторую победу в карьере. К сожалению, больше ему не довелось одержать побед, через несколько дней он погиб в бою. Отметим, что воевал он на новеньком Ла-5, которые по ряду характеристик превосходили "Яки".

Непростым был день 13 июля для эскадры. Было потеряно пять пилотов - рекордное количество за всё время битвы. Причём трое из них были асами. Ещё один ас, унтер-офицер Франц Майндль из 7 отряда, сбил четыре ДБ-3, одержав 17-ю победу в карьере, но затем и сам был сбит огнём стрелков и ранен.

Самой тяжелой потерей стала гибель оберлейтенанта Альберта Вальтера из штабного штаффеля в воздушном бою в районе Ульяново. Этот ас имел 37 побед на счету. Это был бой против четверки Ла-5 из состава 49-го иап. В ходе боя ведущий советского звена, Эмир-Усеин Чалбаш, подловил на маневре ведущего вражеской группы и сбил его с одной очереди. Фв-190, не загоревшись, перешёл в крутое пике и разбился. Очевидно, Вальтер был убит очередью Чалбаша. В свою очередь, было сбито и два советских самолёта, оба пилота погибли. Один был сбит напарником Вальтера Робертом Заубером во время боя, а второй на обратном пути стал жертвой внезапной атаки испанского пилота Висенте Аделькоа.

18 июля погиб лейтенант Альфонс Миттермайер из 9 отряда, у которого было 12 побед на счету. Он был сбит в ходе боя с пилотами 146-го иап. Они оформили несколько заявок, в частности сразу две заявки оформил Форофонтов Михаил Петрович. Однако более всего вероятно, что сбили его в паре Мосин Евгений Спиридонович и Шаров Анатолий Фёдорович, которые при вылете на прикрытие своих войск в указанном районе обнаружили пару фв-190, атаковали её и сбили ведущего.

После нескольких дней относительного спокойствия эскадра к концу месяца начала терять асов чуть ли не каждый день.

27 июля сбит был оберфельдфебель Йозеф Йенневайн из 2 отряда, имевший 86 побед на счету. Он был до войны известным горнолыжником, причём выступал одинаково успешно и в скоростном спуске, и в слаломе. Был чемпионом мира. Правда, в чемпионате участвовали только дружественные Германии страны. Став пилотом, он и здесь добился успехов. Но в тот день счастье ему изменило. Он отравился на охоту, встретил "Илы" и сбил один из них, а затем сам был подбит, совершил вынужденную посадку, но в часть уже не вернулся. Судьба его неизвестна. А вот кто его сбил, мы знаем. В указанном районе совершала вылет на патрулирование пара 146-го иап. Её ведущий, Королев Виталий Иванович, заметил одиночный фв-190 и с большой дистанции дал по нему очередь, оказавшуюся удивительно меткой: фв-190 задымил и совершил вынужденную посадку. В отличии от многих рассмотренных нами случаев, Королев был пилот опытный, успешный ас. Впоследствии ас этот чудом избежал расстрела, так как, находясь в пьяном виде, застрелил однополчанина. Но сначала ему приговор заменили тюремным заключением, которое он отбывать должен был после Войны, потом и совсем отменили, и на карьере лётчика это никак негативно не сказалось. Уже после этого инцидента он получил Звание Героя Советского Союза.

28 июля был сбит оберлейтенант Йоахим Брендель, командир 1 отряда, один из лучших асов эскадры на Дуге. Он был сбит во время атак на "Илы", причём успел уже одержать три победы в бою. Ас имел уже 72 победы на счету. Он был ранен, дотянул до своих позиций и спасся с парашютом. Немцы посчитали, что он был сбит огнём ЗА.

29 июля погиб оберфельдфебель Вильгельм Тайманн из 1 отряда. Он был постоянным напарником Бренделя и, скорее всего, его гибель стала косвенным итогом того, что асу пришлось идти на задание без привычного напарника. На счету аса было 55 побед. В тот  день ас атаковал штурмовики, однако его связали боем истребители сопровождения из 18-го гиап. Это была шестёрка полка, ведущим был Семёнов Николай Васильевич. Группа была атакована в районе цели звеном фв-190, второе звено пыталось прорваться к штурмовикам. Пришлось разделиться: пара Архипова сошлась с парой, которая атаковала штуромовики, а пара Семёнова выше крутила виражи с другой группой. Немцы пошли на Архипова в лобовую, однако он оказался точнее немца и сбил его. Семёнов тоже заявил одну победу, сумев зайти в тыл одному из бф-109. Однако общий итог был печальный - было потеряно два самолёта. Но, в свою очередь, удалось сбить Тайманна. Скорее всего, его сбил именно Архипов на лобовой атаке. Архипов Василий Иванович был лётчик опытный и успешный, уже имел несколько побед на счету. Он погиб нелепо 8 июня 1944 года, был сбит пилотами "Нормандии".

30 июля сбит и погиб лейтенант Отто Танге, один из лучших асов штабного штаффеля. Он имел 68 побед на счету и сбит был не в бою, а огнём ЗА. Поскольку в указанном районе не было зафиксировано побед советских пилотов (Юго-западнее Болхова), то мы можем принять немецкую версию произошедшего как верную.

1 августа эскадра временно лишилась ещё одного из своих лучших асов - оберлейтенанта Херманна Люкке, 9 отряд. Он имел 62 победы на счету. При попытке прорваться к штурмовикам он был атакован группой советских истребителей, сбил одного из них, но позже и сам был сбит и ранен, выбыл на месяц. Отличились пилоты 176-го иап, которые оформили две заявки. Звали их Юрин Александр Сергеевич и Листофоров Василий Петрович.

2 августа эскадра лишилась очередного аса - погиб фельдфебель Герхард Форстер из 3 отряда, имевший 26 побед на счету. Его сбили, по мнению немцев, стрелки штурмовиков. Советские документы подтверждают, что в бою с 2-й гшад был сбит один фв-190.

5 августа в очередной раз в карьере в районе Карачева был подбит лейтенант Гюнтер Шак, к тому времени - уже один из сильнейших асов эскадры. Ас этот постоянно ходил по лезвию ножа, рискуя в боях. Он совершил посадку на брюхо, но самолёт был списан. Сам ас не пострадал. Это был бой против 151 иап. Четверка полка совершала вылет на прикрытие, была атакована группой бф-109 из состава 12 отряда. Немцы, не добившись успеха сразу, завязали ожесточённый бой на виражах. В этом бою ведущий четверки, Голяев Николай Николаевич, смог подловить на вираже один из бф-109 и сбить его. Пилот Хорст Кирхнер, имевший 6 побед на счету, был сбит и ранен, спасся с парашютом. Однако затем группу крепко прижало звено 8-го отряда на фв-190, которое атаковало советскую группу сходу. По итогам боя звено потеряло два своих самолёта, зато удалось подбить ведущего - это и был Шак. Отличился всё тот же Голяев, оформив в одном бою дубль, да ещё и сбив двух асов. К сожалению, этот талантливый пилот погиб через несколько дней в бою.

Очередную тяжелейшую потерю в районе Хотынца понесла эскадра 8 августа - сбит был и погиб лейтенант Хайнрих Хёфемайер, лётчик 3 отряда. Этот ас имел 96 побед на счету. Погиб и ещё один пилот того же отряда - Хайнрих Криспель. Немцы посчитали, что Хёфемайер был сбит огнём мза в ходе боя с "Яками", а Криспель сбит уже "Яками". И вот тут как раз мы видим явный пример списания на огонь ЗА потери аса.

Ас погиб в бою против 774-го иап. Этот полк сопровождал в район Хотынца "Илы", причём сопровождение осуществлялось двумя группами: группой непосредственного прикрытия, которую вёл сам командир полка, многоопытный ас Найденко Михаил Макарович, и группой страхующей, которую вёл Ерошик Николай Елисеевич.

Немцы попытались атаковать группу Найденко, а группу Ерошика, которая шла выше, видимо просто не заметили. Во всяком случае, Ерошик сработал оперативно: он мгновенно перешёл в атаку и сбил ведущего немецкой группы, то есть Хёфемайера. Возможно, напарники немецкого аса не заметили этой атаки и решили, что аса сбили огнём с земли. Криспель, пилот не очень опытный, растерялся и отстал от остальных, когда те выходили из боя после потери командира. Этим воспользовался Найденко и пополнил свой боевой счёт ещё на один самолет.

К тому времени эскадру начали "раздергивать" на так называемые пожарные группы. Сил катастрофически не хватало, и лётчиками JG51 затыкали все дыры на фронте. В небе Харькова, Смоленска, Брянска, Севска, Спас-Деменска, а потом и Запорожья и Днепропетровска вели бои пилоты эскадры.

10 августа в районе Ахтырки в бою был подбит унтерофицер Макс Бернхард из 1 отряда, 15 побед на счету, при вынужденной посадке погиб в районе Котельвы. Однозначно сказать, кто его сбил, мы не можем. Есть вероятность, что это был пилот Михайлов Алексей Григорьевич из 40-го гиап, который при атаке полка на ю-87 севернее Ахтырки сбил фв-190 сопровождения. Но версия эта не окончательная.

22 августа в бою южнее Ахтырки погиб последний ас в ходе Курской битвы - оберфельдфебель Рихард Бранд из 10 отряда, имевший 32 победы на счету. Документы проясняют подробности его гибели. Утром звено 3-го гиап, ведущий Мурашев Алексей Андрианович, осуществляло прикрытие своих войск в районе чуть восточнее Ахтырки. Были встречены истребители, опознанные как бф-109 (на самом деле это были фв-190) и атакованы. Лётчики Мурашев и Бывалов атаковали одного из фв-190, используя "вертикальные ножницы" - Мурашев атаковал сзади снизу, а Бывалов - сверху. В итоге фв-190 был сбит, но засчитали его как личную победу Мурашеву. Очевидно, это и был как раз Бранд, которого застали врасплох. В это время другие фв-190 атаковали и подбили Ла-5ф лётчика Редькина, тот совершил вынужденную посадку. Мурашев был одним из лучших асов 3-го гиап.

Так, время подводить итоги. Сравнивая Курскую битву с другим серьёзным сражением для JG51 - Ржевской, мы видим много различий.

В ходе Ржевской битвы эскадра сразу же начала нести крупные потери, в том числе и в асах. На Курской Дуге она поначалу потерь почти не несла, но затем лишилась многих своих ведущих асов. Это связано с тем, что в небе Ржева ей противостояли элитные советские авиаполки, один только 5-й гиап чего стоит! На Курской Дуге было слишком много свежеиспеченных частей, укомплектованных пилотами не очень опытными, поэтому советские лётчики учились в ходе боев, становясь всё более опасными противниками немцев.

С этим связана ещё одна особенность. В небе Ржева немецкие асы гибли и терпели поражения в боях большей частью с опытными советскими асами. В небе Дуги многие асы были сбиты малоизвестными пилотами.

Большая часть потерь понесена при попытках атаковать "Илы". Если сопровождение работало грамотно, то немцы в таких случаях могли стать жертвой, даже известные асы. С другой стороны, если сопровождение было не на высоте, немцы нередко полностью истребляли группы советских штурмовиков.

Из всех четырёх эскадр, которые воевали в небе Дуги, именно JG51 понесла наибольшие потери по асам. В то же время, эти бои стали стартом карьеры многих новых сильных асов. Эскадра сохранила свою боеспособность и оставалась опасным противником. Её лучшие группы "пожарных" перебрасывали с одного участка фронта на другой.

Остаётся добавить, что из всех эскадр того времени именно JG51 наиболее адекватно оценивала свои успехи. Все остальные эскадры временами преувеличивали их, порой значительно. Поэтому и победы советских лётчиков над асами JG51 наиболее ценны. Ведь из строя выводили реально опасных противников, а не лётчиков, большая часть побед которых представляла собой фантазию.