О главных специалистах в медицине

Александр Щербаков 5
В медицину я попал совершенно случайно.  Я мало знал до поступления в медицинский институт о профессии врача. Если в раннем детстве я еще часто болел, но когда стал заниматься спортом, все мои болячки куда-то ушли.  За годы учебы в институте в течение 6 лет узнал о болезнях, как они проявляются и как их лечат, но сведения о работе врача у меня были весьма приблизительные. Так, взгляд со стороны, когда проходил врачебную практику после четвертого курса.

Считаю, что мне повезло, что по окончанию Хабаровского медицинского института, где была военно-морская кафедра, меня по распределению отправили служить на  флот, а там я попросился на подводную лодку. Помню, прежде чем выписать мне направление, кадровик штаба КТОФ спросил меня, какой самый любимый мой предмет в институте. Я ответил, что физкультура (я ведь был и чемпионом РСФСР среди медвузов, чемпионом Хабаровского края среди студентов по легкой атлетике и волейболу). На что он улыбнулся, сказал, что со здоровьем у меня все в порядке, так что он удовлетворит мое желание служить на подводной лодке. Там я не только превратился из вчерашнего студента в мужика, но и узнал больше об организации медицинской службы на флоте.  Именно тогда у меня появилось желание стать врачом-рентгенологом.

После увольнения в запас с военной службы мне во второй раз повезло.  Я получил возможность работать в рентгенологии, и не в поликлинике, а в крупной городской клинической больнице, где было две кафедры родного медицинского института по хирургии и терапии.  И в этом стационаре было очень много интересных и сложных для диагностики больных разного профиля. А так как в те годы именно врачи-рентгенологи ставили около 80% всех диагнозов, то моя квалификация неуклонно повышалась.  И когда моя заведующая отделением по возрасту ушла на пенсию, у главного врача кроме меня не было кандидата на должность заведующего.  Так через 8 лет после окончания института я стал маленьким организатором рентгеновской службы.

И тут мне повезло в  третий раз. Меня направили на курсы повышения квалификации в Москву, в центральный институт повышения квалификации. Раньше в его названии упоминалось еще «ордена Ленина»,  но сейчас об этом не принято говорить.  На ведущей в стране кафедре рентгенологии, которую ранее возглавляли главные рентгенологи СССР профессора Р.С.Рейнберг, а потом Ю.Н.Соколов, который после ухода на пенсию остался профессором кафедры, заведующим был профессор Л.С.Розенштраух, один из корифеев рентгенодиагностики заболеваний легких в стране, автор монографии на эту тему.  Так что мог получать знания из первых уст.

А так как кафедра считалась ведущей в стране,  она могла приглашать читать лекции и специалистов из Минздрава СССР.  Поэтому перед нами выступил главный специалист по рентгенологии к.м.н. Васильев (Не путайте, главным рентгенологом СССР оставался профессор Ю.Н.Соколов, а Васильев был сотрудником Минздрава и назывался главным специалистом по рентгенологии) Именно он довел до нас все действующие на конец 1979 года, когда я проходил учебу, организационные приказы по рентгеновской службе. До этого я об их существовании не знал. Не говорили мне о них и на курсах по рентгенологии, после которых я получил удостоверение врача-рентгенолога и право работать самостоятельно.  Васильев пробежал по всем приказам в общих чертах, но под запись дал точные названия этих приказов и рекомендовал по возвращению в свои регионы найти их в своих  крайоблздравотделах.

Что я и сделал по возвращению в Хабаровск. В общую тетрадь переписал все нужные мне приказы и стал организовывать работу своего отделения строго по ним.  Это помогло мне значительно улучшить работу своего отделения, которое со временем не только стало самым большим в крае (42 штатных сотрудника рентгеновского отделения), но и победителем социалистического соревнования 1981 года в крае среди рентгеновских отделений.  В начале 1983 года меня назначили главным внештатным рентгенологом города Хабаровска.

Я по своему опыту знал, что практические врачи и заведующие рентгеновскими кабинетами и отделениями медицинских учреждений города совершенно не знают организационные приказы, и поэтому, согласовав с заведующей отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома Л.С.Шетенко, издал за её подписью организационный приказ и в дальнейшей своей работе в ЛПУ города старался добиваться выполнения этого приказа.  Не раз выступал с организационными вопросами на заседаниях краевого научного общества рентгенологов.  По мнению заведующего кафедрой рентгенологии Хабаровского медицинского института доцента А.И.Чайки, такая работа в других городах и районах края не проводилась. Он связывал эту ситуацию с невыполнением приказа Миздрава СССР  № 448 еще  1959 года о создании на базе краевых (областных) больниц рентгено-радиологического отделения и назначением его заведующего главным штатным рентгенологом края (области).

Нет, в Хабаровском крае был главный рентгенолог, но внештатный, на 0,5 ставки, который занимался лишь сведением в один всех годовых отчетов по статистической форме с данными деятельности рентгеновских служб городов и районов края.  Но основная работа такого  главного специалиста проходила по основному месту его работы.  Когда я начал свою работу врачом-рентгенологом, главным специалистом был профессор А.В.Розмарин, заведующий кафедрой рентгенологии медицинского института.  Он практически не выезжал в города и районы края.  После выезда Розмарина за пределы края главным рентгенологом края стал заведующий рентгеновского отделения краевой больницы В.Б.Макеев, а затем, после выхода Макеева на пенсию, главным рентгенологом края стала новый заведующей отделением М.И.Митютнева.  Но оба этих заведующих занимались руководством своими подразделениями и в крае тоже были редкими гостями.

Все это в своей докладной на имя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома М.Д.Гребенькову изложил А.И.Чайка и внес предложение выполнить приказ Минздрава СССФ № 448 от 13.10. 1959 года в полном объеме.  Гребеньков согласился с предложением Чайки и предложил назвать кандидатуру на должность главного рентгенолога края.  Чайка назвал мою фамилию, и в начале весны 1986 года я стал главным рентгенологом Хабаровского края.  В этой должности я проработал свыше полутора лет и моя работа получила высокую оценку в справке, написанной главным рентгенологом РСФСР П.В.Власовым по итогам проверки рентгеновской службы края в конце 1988 года на имя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома А.И.Вялкова.  После этого я был приглашен на должность заместителя Вялкова, а через год стал его первым заместителем и проработал в этой должности более 10 лет. 

Я до сих пор считаю должность главного специалиста региона (края, области) очень важной для развития той или иной специальности. Но для этого требуется три основных условия. Главный специалист должен быть грамотным в своей специальности и пользоваться авторитетом среди коллег. Он должен иметь желание и тягу к организаторской работе по своей специальности, знакомиться и внедрять то новое, что появляется. И должен быть пробивным в решении проблем своей специальности. Приведу пример. До меня главным рентгенологом края была М.И.Митютнева, очень грамотный и уважаемый всеми специалист. Но её мало интересовало, что творится в крае, деньги-то она получала в краевой больнице. Она не имела склонности к аналитической работе, плохо знала отдельные приказы по службе, в частности по организации флюорографического обследования. Была очень милой, но не пробивной женщиной. Потом она спрашивала, как мне работается с  заместителем заведующего краевым отделом здравоохранения В.А.Шокуром, которому главный специалист края непосредственно подчинялся. Я сказал, что нормально. А она пожаловалась, что несколько раз пытаясь решить какую-нибудь проблему службы и обращаясь к Шокуру, получала отказ,  и потом вообще перестала обращаться. У меня на первых порах тоже был случай, когда я, после предварительной договоренности,  пришел к Шокуру, а он мне отказал в приеме.  Я возмутился,  высказался в том плане, что пришел решать не свои личные проблемы,  и он не может мне отказать, тем более что сам назначил время. Мне тогда удалось решить какой-то вопрос, уже не помню что, но в дальнейшем с Шокуром в меня не возникало никаких трений.
Он как председатель аттестационной комиссии ставил меня в пример как специалиста, который четко отработал критерии в присвоении той или иной категории врачу-рентгенологу.  А это не так просто, ведь в союзных министерских приказах все это было очень расплывчато.

Вот эти обязательные условия, чтобы быть хорошим главным специалистом, бывают не у всех. Я считаю, что этим критериям в те годы в Хабаровском крае соответствовали главный терапевт Ганенко, главный педиатр Цукерман и главный гинеколог Корниенко.  Главный специалист должен организовать врачей своей специальности правильно выполнять приказы, методические указания и другие руководящие документы по службе. Для этого он должен знать, какие есть условия для их выполнения, кто чем дышит из его врачей. Анализировать показатели работы врачей, кабинетов, отделений, давать объяснения  этим показателям с помощью тех же врачей. Это очень интересно, и иногда, увидев проблему и найдя какую-то причину для её возникновения, можно потянуть за ниточку и выйти на системную причину проблем не только в своей специальности, но и в другой, третьей. Но это дается не каждому, должно быть желание более системно подходить к здравоохранению и отдельным его направлениям.

Я сейчас я хочу рассказать еще о двух главных специалистах Хабаровского края, которые работали еще тогда, когда я был еще студентом и начинающим врачом.  Первым хочу назвать главного хирурга края Сергея Ивановича Сергеева, чье имя носит Хабаровская краевая клиническая больница.

Сергей Иванович Сергеев (1917 – 1976), доктор медицинских наук (1960), профессор, главный хирург Хабаровского крайздравотдела, ведущий специалист основных направлений дальневосточной медицины, заслуженный врач РСФСР. Первым в крае выполнил операцию на сердце (1961). 21 год руководил кафедрой общей хирургии, был ректором ХГМИ (ДВГМУ).

Сергея Ивановича отличала большая личная работоспособность. Он оперировал почти ежедневно, нередко делая исключительные по своей технической сложности операции, внося в них свои замыслы и решения. У него была особая манера оперировать. Быстрые и уверенные движения рук и пальцев со стороны казались немного резкими. Протоколы операций он вел сам и часто сопровождал их оригинальными рисунками. Необычайно требовательный к себе, он строго требовал и от своих подчиненных внимательного, чуткого и грамотного отношения к больным, безусловной честности и товарищеского отношения друг к другу. Он сумел выработать у своих помощников сознание высокой ответственности перед собственной совестью, особенно во имя спасения человека. Поражала его эрудиция, способность подмечать новое. Он успевал прочитывать почти все отечественные и многие зарубежные медицинские журналы, все новые монографии по специальности. Его память удерживала массу сведений из хирургии и смежных дисциплин, отбирая все самое необходимое и важное. Многим врачам памятны заседания хирургического общества, которыми руководил С.И. Сергеев. На них присутствовали все свободные от дежурств хирурги и студенты. Эти форумы двигали врачей к новым рубежам.

С 1968 по 1972 гг. С.И. Сергеев был ректором ХГМИ. Несмотря на большую загруженность организационной работой, он продолжал активную хирургическую деятельность, руководил разработкой и внедрением современных методов диагностики и лечения болезней почек, легких, сердца,  сосудов у взрослых и детей. Сергей Иванович - автор около 100 работ, в том числе нескольких монографий. Под его руководством выполнены 6 докторских и 32 кандидатские диссертации. Сотрудниками кафедры написаны более 300 научных статей.

В 1972 г. С.И. Сергеев был приглашен в Москву на должность директора Научно-исследовательского института онкологии им. П.А. Герцена. За короткий период он сумел сплотить коллектив, выдвинуть на руководящие должности много талантливой молодежи, стал инициатором ряда важных организационных начинаний, которые касались не только деятельности института, но и онкологической службы всей республики. Работая в столице, Сергей Иванович никогда не терял связи со своей малой родиной: медики хабаровчане бывали на операциях у своего учителя в Москве, а больные – на обследовании в столичной клинике. «Его жизнь была отдана работе, а сердце до конца дней оставалось на Дальнем Востоке», - так написала о нем его дочь.

А прежде чем поведать еще об одном главном специалисте Хабаровского края, я хочу познакомить своих читателей с полученным мной письмом от моего читателя, бывшего заместителя главного врача городской больницы № 2 в городе Комсомольске-на-Амуре Сергея Фролова, с которым я лично знаком долгие годы. Вот что он написал мне.

Уважаемый Александр Константинович, с удовольствием читаю ваши очерки о знаменитых людях: артистах, спортсменах, политических деятелей. Очень хорошо получается. Предлагаю Вам очень хорошую тему - Зелиля Айтаков - бывший главный хирург Хабаровского края. Возможно Вы с ним встречались по работе или учебе. Очень интересный человек. Думаю о нем должны знать, как много больше людей.

Да, я знал этого человека, когда был еще студентом Хабаровского медицинского института. Но к тому времени, когда я получил диплом врача-лечебника и вернулся в Хабаровск после трех лет службы на Тихоокеанском флоте, Айтаков уже уехал из Хабаровского края.  Мне пришлось немало поискать материалов об этом незаурядном враче и организаторе онкологической службы в крае, и вот что я нашел в книге, выпущенной к 150-летию Хабаровска в Дальневосточном государственной медицинском университете (бывшем Хабаровским медицинским институтом).

Зелили Надырбаевич Айтаков — один из лучших учеников школы профессора С.И. Сергеева, известный торакальный хирург-онколог, первый руководитель курса онкологии в нашем университете. Он родился 7 апреля 1931 г. в г. Ашхабаде Туркменской ССР в семье служащего. В 1937 г. переехал в Ташкент. Получив среднее образование, в 1950 г. поступил на лечебный факультет Ташкентского медицинского института. На старших курсах совмещал учебу с работой анестезиста в хирургическом отделении клинической больницы неотложной помощи Ташкента. В 1956 г. с отличием окончил институт и был принят в клиническую ординатуру на кафедру общей хирургии, с которой, однако, через полгода пришлось расстаться, т.к. по семейным обстоятельствам он переехал в Хабаровск. Здесь около двух лет работал ординатором хирургического отделения краевой больницы, а в конце 1958 г. был избран по конкурсу ассистентом кафедры общей хирургии и анестезиологии ХГМИ.

Под руководством заведующего кафедрой профессора С.И. Сергеева он овладел методами специальных исследований и хирургических пособий при различных заболеваниях органов грудной и брюшной полостей и травматических повреждениях. Но особенно серьезную подготовку Зелили Надырбаевич получил по хирургической онкологии. С.И. Сергеев считал раковые заболевания важнейшей проблемой современной медицины и неоднократно направлял З.Н. Айтакова на курсы усовершенствования по циклу «Онкология» в центральные вузы страны. Способный ученик и талантливый хирург, Зелили Надырбаевич в совершенстве овладел всеми видами оперативных вмешательств при онкологических заболеваниях органов грудной и брюшной полостей, наружной локализации. Жить в строгом ритме, максимально следить за всем новым и прогрессивным, что внедряется в хирургическую практику страны и за рубежом, быть ответственным перед собственной совестью — эти непреложные правила работы в клинике сформировали из молодого врача достойного представителя школы профессора Сергеева.

Работая в хирургическом отделении краевого онкологического диспансера, который был клинической базой ХГМИ, З.Н. Айтаков внедрил в лечение раковых больных целый ряд ранее не выполнявшихся в крае операций на пищеводе, легком, желудке, прямой кишке и проявил себя как вдумчивый и внимательный врач, чутко реагирующий на жалобы больных. Вот как написала о нем одна из его пациенток: «Зелили Надырбаевич — Врач с самой большой буквы, редкая золотинка. Из его кабинета я не вышла — вылетела как на крыльях. Шла по улице, и на меня оглядывались люди. Если бы все врачи были такие! Половина больных вылечилась бы без лекарств». С самого начала З.Н. Айтаков активно включился в научную деятельность, и в конце 1965 г. на заседании ученого совета ХГМИ защитил кандидатскую диссертацию на тему «Комбинированные радикальные операции при раке кардиального отдела желудка». Актуальность проблемы была связана с трудностью диагностики на ранних стадиях рака этой локализации и топографо-анатомическими условиями для широкого распространения процесса на соседние органы. На большом клиническом материале (85 наблюдений) З.Н. Айтаковым было убедительно показано, что комбинированные операции при раке кардии, с удалением не только желудка, но и вовлеченных в процесс смежных органов, в рамках разумного радикализма являются целесообразными и в ряде случаев заметно удлиняют жизнь больных. В 1969 г. Зелили Надырбаевич был избран и через два года утвержден доцентом кафедры общей хирургии.

Следующим этапом его научной деятельности стала работа над докторской диссертацией, которая была посвящена изучению эпидемиологии и региональным особенностям рака легкого на Дальнем Востоке, а также вопросам хирургического лечения этого заболевания. В те годы приоритеты отдавались лучевой терапии, химиотерапия только зарождалась. Благодаря хорошей профессиональной подготовке и энтузиазму доцента З.Н. Айтакова и его соратников, в краевом онкодиспансере стали широко выполняться операции при онкологических заболеваниях легких. Докторскую диссертацию «Материалы изучения рака легкого на Дальнем Востоке» Зелили Надырбаевич закончил в сравнительно короткие сроки, и ее успешная защита состоялась в декабре 1973 г. в ученом совете Московского института экспериментальной и клинической онкологии. Однако тогда она не была утверждена: сделали свое дело «недоброжелатели». Ситуацию переломила только настойчивость З.Н. Айтакова. Спустя 16 лет, в 1989 г., ВАК присудил ему ученую степень доктора медицинских наук. Как опытный и эрудированный хирург-онколог З.Н. Айтаков был делегатом и докладчиком 2-го Всесоюзного и 1-го Всероссийского съездов онкологов, 24-го Всесоюзного съезда хирургов, участником многих республиканских и всесоюзных онкологических конференций и пленумов.

В 1972 г. по инициативе С.И. Сергеева в ХГМИ был организован новый курс онкологии, и З.Н. Айтаков стал первым его заведующим. Дружеская, демократичная, доброжелательная атмосфера в коллективе, поддерживаемая Зелили Надырбаевичем, способствовала быстрому профессиональному росту молодых врачей, расширению диапазона оперативных вмешательств, уменьшению неблагоприятных исходов операций. Много внимания он уделял работе с клиническими ординаторами, чтению лекций на курсах специализации и усовершенствования врачей. Для Хабаровского края им была подготовлена целая плеяда квалифицированных специалистов-онкологов. В студенческой среде З.Н. Айтаков имел очень высокий авторитет. Его лекции и практические занятия были адаптированы к восприятию студентами и в то же время содержали в себе большой теоретический материал. Они сопровождались демонстрациями больных, тщательным анализом ошибок и опасностей, возникающих в хирургической практике. Требовательный и принципиальный педагог, он добивался от своих питомцев глубоких и прочных знаний в хирургии, безусловного соблюдения врачебной этики. Зелили Надырбаевич прививал студентам уважение и любовь к своей профессии, навыки творческого отношения к работе. С 1966 г. он был руководителем научного студенческого кружка по онкологии, члены которого не раз успешно выступали с докладами на научных студенческих конференциях института. Будучи большим любителем спорта, он много времени проводил с молодежью и в спортивных секциях.

З.Н. Айтаков был председателем Хабаровского краевого научного общества онкологов и членом краевого хирургического общества, членом правления Всесоюзного и Всероссийского онкологических обществ, с 1970 г. — заведующим ординатурой института на общественных началах, а после отъезда С.И. Сергеева в 1972 г. он сменил его на посту главного хирурга отдела здравоохранения Хабаровского крайисполкома. По линии общества «Знание» выступал с противораковой пропагандой на предприятиях, в кинотеатрах, по телевидению, участвовал в составлении методических писем по вопросам практической онкологии. Зелили Надырбаевич был пропагандистом и политинформатором в краевом онкологическом диспансере, руководителем кружка преподавателей по изучению философских проблем в медицине и биологии, членом комиссии народного контроля. За хорошую работу по подготовке кадров и оказанию медицинской помощи населению З.Н. Айтаков награжден медалью «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», знаком «Отличнику здравоохранения».

В декабре 1976 г. по объективным причинам он уволился из ХГМИ и выехал в Москву, собрав документы для участия в конкурсе на должность старшего научного сотрудника Московского НИИ онкологии, руководителем которого стал профессор С.И. Сергеев. Приезд в Москву Зелили Надырбаевича совпал с безвременной кончиной его учителя, и вместе с этим отпала перспектива работы в институте. З.Н. Айтаков стал основателем и первым заведующим торакального отделения Московского городского онкологического диспансера, где трудился до 1999 г. За 20 лет работы в отделении на 35 коек им с двумя помощниками было проведено 7000 операций, из них 4600 — по поводу рака легкого. Это самая большая цифра не только в России, но и в мире. В настоящее время Зелили Надырбаевич — консультант одной из московских клиник. Им опубликовано более 100 научных работ, из которых 42 работы — за годы пребывания на Дальнем Востоке.

Думаю, уважаемый коллега из Комсомольска, я выполнил вашу просьбу и рассказал своим читателям о судьбе Айтакова.  К сожалению, рассказ о нем заканчивается 2008 годом, когда Хабаровску исполнилось 150 лет, и что с тех пор произошло , мне найти не удалось.  Но и то, что сделал за годы своей работы Зелили Надырбаевич Айтаков, другим на несколько жизней хватит.