Жизнь после смерти

Федорович Дмитрий
Есть ли жизнь после смерти?
Основные религии однозначно утверждают, что есть. И качество этой жизни напрямую зависит от предварительного поведения личности: хорошие будут поощрены, плохие – наказаны. Так ли это на самом деле?
И да, и нет. То есть, загробная жизнь в каком-то виде существует – по крайней мере, для некоторых. Праведники и святые иногда прямо влияют на состояние дел в нашем мире – настолько редко, правда, что такие проявления принято называть чудесами, а весьма вероятная волна несогласия с данным тезисом может быть обусловлена как раз редкостью этих проявлений. Не будем зацикливаться на впечатлениях людей, переживших клиническую смерть – их опыт может быть объяснён неизученными ещё свойствами психики, проявляющимися в стрессовой ситуации. Но как быть, например, с выбором нового далай-ламы после смерти предыдущего? Напомню, что в этом случае по всему Тибету начинается поиск кандидата, длящийся иногда несколько лет. Мальчик должен подтвердить своё перерождение описанием таких сторон быта прежнего далай-ламы, которые он никак не может знать заранее. Например, дать детальное описание предметов, находившихся в личном пользовании. При этом подлинность информации и невозможность её получения извне подвергается тщательной проверке.
То есть, здесь мы имеем пример перерождения душ. Подобные примеры время от времени всплывают и в иных местах и обстоятельствах, не связанных с буддистским мировоззрением. Да и сам Христос признавал реинкарнацию: Иоанн Креститель, по Его словам, есть никто иной, как пророк Илия: «Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф, 17, 12-13).
Итак, предположим, что загробная жизнь существует. Тем более, что и явление Христа по воскресении это вроде бы подтверждает (говорю с нотками предположения специально для агностиков). Что же в таком случае ждёт всех нас?
Ну, с грешниками всё понятно: они обречены на вечную муку в кипящем огненном озере. Хотя, как по мне, нет такого греха, который следовало бы карать нескончаемо. Ведь если ставится цель перевоспитания и раскаяния, то должна быть возможность искупления? Через какое-то время? А если цель только в наказании, то о каком милосердии и любви может идти речь? Так что тезис о вечности физических мучений выглядит не вполне достоверно с точки зрения логики.
Если имеются в виду муки совести (а вот они действительно бесконечны по времени, поскольку от себя мы никуда не денемся), то для этого незачем учреждать такое заведение, как ад – совесть вполне справляется со своей задачей и в нашем мире.
Но есть лазейка. Чтобы «деться от себя», необходимо стереть всю предварительную память личности. Возможно, именно это в Библии и называется «второй смертью». И действует с практически стопроцентной надёжностью: кто может похвалиться, что помнит свою предыдущую жизнь? Считанные единицы. Так, статистическая погрешность, не влияющая на общий результат.
Однако в этом случае возникает вопрос: куда девается весь накопленный за предыдущую жизнь опыт? Неужто просто выбрасывается за ненадобностью? И в чём тогда смысл его накопления? Если предположить, что всё это делается с некоей разумной целью, то должно существовать хранилище, где этот опыт аккумулируется. То есть мы приходим к идее двоякого существования: каждая разумная монада умирает как личность (в этом смысле для неё никакой загробной жизни нет), но сохраняется безлично в общей копилке вселенского разума. И в принципе может быть воссоздана впоследствии. Независимо от того, праведной она была или грешной.
Кстати, а чем предлагается заняться в царствии небесном праведникам? Если грешников, образно говоря, выжаривают до тех пор, пока их них не вытопится весь жир греха, то праведникам уготовано совсем иное. То есть наслаждение. Разные религии предлагают присущие им виды наслаждений в специфических ассортиментах. Например, гурии Ислама – для мужчин, соблюдающих заповеди Аллаха. Для женщин предлагается рай с семьюдесятью тысяч ангелов для услужения. И сидеть она будет на горе жемчуга. Христианское понимание рая предполагает постоянное поклонение Богу и получение от этого процесса нескончаемого кайфа…
Всё это, конечно, хорошо, но рассмотрим ситуацию несколько с иной точки зрения. Не означает ли бесконечное повторение однообразного «кайфа» скуку смертную? Ведь в этом смысле поощрение является сущим наказанием! И вот тут мы приходим к пониманию, что именно смерть, исчезновение личности навсегда, является подлинной наградой!