На дне кувшина

Кассандра Тарасова
 Прижимая свёрток к груди, Аглая быстро шла по вечерней улице. Мелькая между солнцами фонарей, она то и дело облизывала губы и кусала себя за щёку изнутри. Глупая, какая же она глупая! Это же надо было так повестись! Нет, нет, она уже совсем отчаялась – тут поможет только чудо.
- Возьми кувшин, - вспомнила она уговоры Мадины – старухи с рынка. Приезжая, лет за шестьдесят, она торговала всякими восточными сладостями на рынке. Пару остановок на трамвае – и дверь в мир Востока открыта для тебя.
- Возьми этот кувшин, - чуть шамкая, сказала бабка Мадина, протягивая ей предмет. На вид – дешёвка, хоть и сделана вручную. Коричневая, словно вымазанная гуашью, глина пестрела на боках широкими бело-жёлто-зелёными ягодами, а сбоку – ручка толщиной в палец. Простой кувшин – цветы на подоконнике поливать. Впрочем, цветы у неё в доме жили недолго – растения умирали, сколько она ни билась над ними.
- Этот кувшин тебе очень пригодится, - Мадина перегнулась через прилавок и вложила кувшин ей в руки.
- Там джинн живёт, - добавила она и, со вздохом, села обратно на стул.
- Джинн?
- Это как так?
- Ну, который желания исполняет. Только он с очень непростым характером. Ты ему желание, а он тебе ответ. Ты ему просьбу – а он тебе совет. Кстати, фиников не возьмёшь? Свежие, сладкие как мёд – только вчера привезли, а дочка?
 Отдала за кувшин пару сотен – больше Мадина не взяла. И финики она тоже купила.
- Вот, вот бери! И завтра тоже приходи! Поешь вкусного – и сразу на душе сладко станет, и в голове бардак уберётся.
 На остановке лежал пьяный – сесть на лавочку не было ни возможности, ни желания. Презрительно сморщив нос, Аглая достала мелочь из кармана и запрыгнула в подъехавший трамвай.
***
 Бросив пакет с финиками на кухонную стойку, Аглая вернулась в комнату.
 Простой глиняный кувшин, каких много можно увидеть на рынках. Рядом с тарелками, расписанных под гроздья гранатов, лотками, заполненными пряными специями, орехами и сухофруктами. 
- Джинн, значит, - Аглая взяла кувшин в руки и потёрла его шершавый бок.
- Ну да, джинн, - раздалось у неё над ухом.
 Девушка чуть не уронила кувшин.
- Эй, полегче! Ты же не хочешь, чтобы я исчезла раньше времени!
 Аглая повернулась на голос. За столом сидела босая девушка в широких шароварах и пёстрой кофте, увешанная позолоченными украшениями. Она без интереса смотрела на Аглаю, подперев себе голову рукой.
- Ну, на этот раз тебе бабка Мадина меня отдала, да?
- Да, но, откуда ты знаешь её?
- Да, у меня с её семьёй давнее родство. Или договор? Уже не помню, давно это было. Ну давай, я – джинн. Чего изволите? – скучающе спросила она.
- Лучшей жизни. Чтобы всё наладилось. И денег побольше!
- Нет, нет, нет. Чего конкретно тебе нужно?
- Мне написать тебе количество денег?
- Ну, напишешь, и дальше чего? По-твоему, это тебе поможет? 
- Конечно! Деньги открывают все двери!
- Ну, дам я тебе деньги – и уйдут они в никуда. Ты умеешь с ними обращаться? Нет. Как придут, так и уйдут. Признайся честно – ты не самая умная женщина на свете. Значит, эти деньги у тебя быстро уведут. Или растратишь всё на ерунду какую-нибудь. Или что ты там делаешь со своей зарплатой? А ведь откладывать бы могла, если бы за деньгами следила, но зачем это, да?
- Что?
- Считай, что одно из твоих желаний я выполнила. Следуй совету – и деньги появятся. Ведь по сравнению с другими, ты ещё счастливая – а ведь некоторые перебиваются непонятно как от зарплаты до зарплаты.
- Да ты что, издеваешься надо мной? – закричала Аглая.
- Нет.
- А как это называется? Что ты за джинн? Ты отказываешься выполнить моё желание!
- Как ты можешь понять, что тебе пожелать, когда ты в себе самой не можешь разобраться? Ладно, давай-ка следующий запрос – чтобы всё наладилось. Вот с какого бока мне подойти к этой проблеме, а?
-…
- Сама не знаешь, да? Или знаешь, но не можешь принять этот ответ. Не получается быть честной с самой собой, да? Всё наладилось, значит. Чтобы любое дело, за которое ты берёшься у тебя спорилось? Ну, тут уж только ты сама можешь себе помочь. «Ученье и труд», а дальше ты сама знаешь. Чему научиться-то хотела? Вышивать? Так у тебя вон, в шкафу нераспакованная вышивка лежит с пяльцами. Научиться – на раз-два можно. Да всё никак не начнёшь. Играть на гитаре? Бери инструмент и самоучитель, что купила два месяца назад. Вон они, на антресолях закинуты. Или ещё вот – картину дорисовать, что на балконе лежит.
- Хватит!
- Ты не умеешь доводить дело до конца. Начнёшь – и никак не доделаешь. Или вообще не начнёшь.
- Да знаю я это! Знаю!
- Не знаешь. А если и знаешь, то не понимаешь. Если бы понимала, то начала бы переучиваться, менять себя.
- У меня и так ни на что не хватает времени!
- Да, да, конечно. Проще же придумывать отговорки, чем начинать делать дело. А ведь у кого-то действительно вообще нет ни одной свободной минуты. Но даже они находят силы что-то делать.
- Заткнись! – Аглая ударила кулаком по столу. Кувшин закачался, но не упал.
 Она схватилась за голову и стала массировать себе виски. Джинн засмеялась её собственным голосом. А не этот ли голос она каждый раз слышала у себя в голове, когда собиралась заняться чем-то новым, но не могла себя просто заставить начать?
- Так это была ты! Ты, та кто мне постоянно мешала!
- Ой ли! Мешала, да? – улыбнулась джинн. – А может твоя лень тебе мешала?
- А вообще-то работаю! У меня и так сил не остаётся!
- Ну, на убивание времени после работы на тусовках и в барах, у тебя точно время есть, да.
- Хватит!
- Ну, вот мы и подошли к последнему желанию. Хочешь лучшей жизни? Начни работать над собой. И следовать моим советам – тогда твои желания и исполнятся. Ты ведь хочешь этого?
- Да!
- Хочешь, да?
- Да, хочу!
- А что ты для этого сделаешь?
- Это ты джинн! Ты должна сделать это за меня и исполнять мои желания!
- Жизнь – не сказка. Это даже дети понимают. Чтобы исполнить желания - одного хотения мало. Или ты хочешь, чтобы за тебя кто-то исполнил твои «хотелки»?
- Да, хочу!
- Ну, тогда, хоти, - джинн пожала плечами и исчезла в облаке. Тонкой струйкой дыма она влетела в кувшин. – Мне ещё сегодня к нескольким людям отправляться, так что я не могу больше терять с тобой время. И напоследок – если кто-то другой исполнит твои желания, ты решишь, что хотела вовсе не этого, и всю жизнь будешь считать, что тебя обманули.
- А ну стой! – закричала девушка и схватила кувшин. - Быстро выполняй желания, кому сказала!
 Ответа не было.
- Хочу, хочу, хочу! – верещала Аглая.
 Ответа не было.
 Крашеные ногти мерзко скрипнули по глиняному боку – один из них, кажется, сломался. Чёрт, чёрт! Она так долго делала этот маникюр!
- Да чтоб тебя! Пропади ты пропадом! – она размахнулась и разжала пальцы.
 Кувшин разлетелся вдребезги.
- Пропади ты, - она посмотрела на левую ладонь и положила в рот указательный палец. Сломался, но не до мяса – хоть тут повезло.
 Эх, ну что она снова натворила.
Керамические осколки лежали на пыльном ковре. Аглая присела, протянула руку к одному из них. На круглом донышке чернели царапины, явно оставленные гончаром.
- «Эхо», - она перевела короткую надпись и вздохнула. Потом повернула осколок на другую сторону. – Девяносто пять копеек.
Аглая ещё немного повертела донышко в пальцах, потом бросила его обратно и пошла на кухню.
- Права была Мадина, - сказала она сама себе. – И джинн тоже – сначала надо разобраться в себе.
Финики ещё ждали своего часа – как раз можно поесть и всё обдумать.