100 книг. Большие ожидания. Чарльз Диккенс

Ольга Вячеславовна
Этот роман из списка  Норвежского книжного клуба**, написан в 1861 году.

До сих пор выбирала книги, которые не читала раньше, а Диккенса, кажется, перечитала всего еще до 8 класса. Но не помнила сюжет совсем, по ходу стало казаться знакомым содержание. Видимо, все же читала. Книга точно напоминает повесть для детей, такой незамысловатый сюжет, с налетом романтизма. И странно, что это единственная его книга, попавшая в Норвежский список. Кажется, для англичан Диккенс как Достоевский для русских, так много писал о страданиях, о людях из низов общества, о темной стороне жизни.

Эти большие ожидания - ожидания человека-золушки, бедного сироты, которому надеяться было совершенно не на кого, но за доброе сердце судьба наградила его. Правда, волшебная сказка с неожиданными подарками довольно быстро закончилась, и чуть не обернулась бедой для героя. Выручила помощь нормальных друзей, не волшебных, помогла вырулить. О сюжете все.

Оценивать, или хвалить, или ругать классика как-то странно. Книга - это кирпичик культуры, явно сыгравший свою роль. Меня каждый раз удивляет лишь ясность языка, казалось бы, в такой древности изьяснялись совершенно иначе, гораздо более туманно и запутанно. Но нет. Шекспир жил еще раньше лет на 200-300, а говорил ничуть не хуже. И герои Диккенса очень легко воспринимаются, не напоминают археологических ископаемых.

О чем еще можно сказать - меня задело это внимание к страданиям, как бы сравнить и с русской литературой, и с нашей современной жизнью. Почему же люди так устроены, что понимание вещей приходит через боль? В русской литературе кажется почти нет произведений чисто радостных, веселых, жизнелюбивых. Сатира, драма, трагедия, в лучшем случае сказка, тоже как обычно страшная.

Мне хотелось в эту тему погрузиться еще пару дней назад, но вспомнились снесенные памятники Пушкину (я ничуть не осуждаю людей, их очень легко понять, пусть сносят все что угодно, раз так решили). И слова застревают. Ну его к черту, Пушкина, он потерпит, самый веселый из русских писателей.

Тарас Шевченко тоже о страдании писал, и стихи, и картины. В передаче Юрия Мамина (16 выпуск) очень много картин показано, я как-то нашла канал режиссера на Ютубе, и не оторваться от него, смотрю и смотрю. Шевченко был гораздо больше художник, чем поэт, и писал о том, что его окружало - а та жизнь и была сплошное страдание. Я совсем забыла, что он был художником. То есть об этом нам в школе почти не говорили. И расписывал питерские театры.

Когда закончится война в Украине, когда российская армия убертся оттуда к себе домой,  дай бог чтобы этот дом не рухнул под тяжестью всех грехов, всех безумных глупостей сотворенных.





**
Всемирная библиотека (100 лучших книг всех времён) (норв. Verdensbiblioteket) — серия книг Норвежского книжного клуба[no], включающая 100 книг из списка, составленного в 2002 году Норвежским книжным клубом совместно с Норвежским институтом имени Нобеля.

В составлении списка приняли участие 100 писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Целью составления списка был отбор наиболее значимых произведений мировой литературы из разных стран, культур и времён. 11 произведений, включённых в список, написаны женщинами, 85 написаны мужчинами, авторы 4 произведений неизвестны. В отличие от других более аффилированных в национальном плане списков («по мнению» газет, журналов, радиовещательных корпораций), в данном списке проведена попытка сбалансировать национальный аспект и объективно оценить значимость произведений для человечества. Так, в списке 28 произведений на английском языке, 12 — на французском, 10 — на немецком, 9 — на русском, 41 на всех других языках.

Каждый писатель, участвовавший в составлении списка, предоставил свой собственный список из десяти книг. Из русскоязычных писателей в составлении списка участвовали Чингиз Айтматов, Александр Ткаченко и Валентин Распутин.

Книги, отобранные в результате этого процесса и перечисленные здесь, никаким образом не разделены по значимости; организаторы заявили, что «они все равны», за исключением книги Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, которая набрала на 50 % больше голосов, чем любая другая книга, попавшая в список, и была названа «лучшей книгой всех времён и народов».