Память свою листаю - 1

Анна Боднарук
                ПАМЯТЬ СВОЮ  ЛИСТАЮ
               
                Зарисовки

     Ночью выпал первый снег. Снег влажный тонким слоем лежит на выложенной кирпичиками дворовой дорожке, готовый растаять как только солнце вырвется из-за туч.
     Суббота. Как повелось, в этот день в квартирах хозяйки моют, убирают. Детишек, чтоб не мешались, отправили во двор погулять. Им снег ещё не привычен. Ходят медленно, осторожно по дорожкам, не смея ступить на прикрытый лёгким одеяльцем газон. Я иду в продуктовый магазин, заодно наслаждаюсь влажным воздухом и необычным видом двора. Иду следом за детьми. В какой-то момент дети остановились, что-то там рассматривают на тропинке. Подхожу к ним поближе.
     - Не надо туда идти! Там самолётики!..
     - Ребята, можно? Я тоже хочу посмотреть на самолётики.
     Малыши закивали головами.
     - Действительно! Маленькие самолётики нарисованы на снегу. А кто их нарисовал, вы знаете?
     Дети переглядываются и пожимают плечами.
     - Тихонечко, подойдите, вон к тем голубям и вы увидите, как птички лапками самолётики рисуют…
     Дети, наискосок, через двор поспешили к первому подъезду дома напротив. Там стая голубей похаживала. Детишки дошли до припаркованных легковушек и потихоньку украдкой стали выглядывать из-за них. Перешёптываются, пальчиками показывают.
     Я прошла краем дорожки и пошла в магазин. На обратном пути взглядом поискала детишек. Их уже не было во дворе. Оно и понятно. Сколько ещё открытий дожидаются их внимания… Снег на дорожках почти растаял. Осень с Весною встретились. В это время года и такое бывает…

                ***
     В осеннем лесу, как в справочнике, всего много. Для сравнений широкий простор. Каждое дерево, каждый куст своё отличие имеет. Всё живое свою историю рода несёт и, хоть напоследок, хочет показать исключительную особенность.
     В осеннем лесу столько красок, что и радуга могла бы позавидовать. И всё это яркие краски, заставляющие притягивать к себе внимание. Но бывает и наоборот.
     Наш край природа одарила красотами. Мы привыкли к ним и принимаем – как должное. А меж тем следовало бы помнить, что на планете Земля есть две пустыни: холодная и жаркая, есть моря и океаны, есть неприступные горы и есть вулканы. Если вдуматься, то не так уж и много пригодной земли, где можно сеять хлеб и где растут деревья. Вот такие, какие мы видим за окном. Воздух, которым мы дышим, не виден для глаз наших, но без него нет жизни. А воздух – это наши деревья, мимо которых мы проходим, даже не глядя. Мол, сами выросли, что на них смотреть… Какая удручающая неблагодарность!..
     Теперь, спроси любого человека: какие кусты и деревья мы желаем видеть каждый день и час? А вот они: берёза, рябина, калина, да ещё кусты роз и сирени. На берёзу мы любуемся в отдалении. Сирень цветёт в конце мая. Недельки полторы-две в нашем дворе праздник. Розы круглый год купить можно. Что остаётся: рябина и калина. Рябина красива в любое время года, что листвой, что цветами, что ягод красные гроздья. Любят её люди и птицы. Нет, рябина не строительное дерево, она для души, а это порою бывает важнее хозяйственных нужд. Смотришь в окно  на снегом засыпанную рябину, на снегирей, клюющих ягоды, и… жить хочется. Ведь зима не навек пришла, а только на время. Малые птахи терпят, и ты потерпи. Скоро всё к лучшему повернётся…
     «Калина красная, калина горькая», - поётся в известной песне, а песен на Руси Великой - великое множество. Опять же, это даже не дерево, а куст с тоненькими веточками, в городских дворах редко встречаемый. Зато в деревнях и сёлах у каждой калитки хозяев и гостей приветливо встречает. Листвой богатая, по особым праздникам из её белых гроздьев венки плетут и на воду бросают, на суженого гадают.
     А что осенью? Осенью у калины особенная стать. Не из кичливых она, скромница и лист у неё совсем не яркий, а словно Осень в салоне красоты обесцветила его. Бледно-жёлтый, до прозрачности. Иногда, от холодных ночей по самому краю листиков чуть розоватый оттенок. Осыпаясь, тихо ложится на землю, даже не надеясь на то, что их какая-то прилежная ученица для гербария поднимет. Зато гроздья калины, красным соком налитые, напоминают людям о том, что не каждая красавица счастливая, скорее наоборот. Женская доля на вид красна, да только горечи полна. После венчального морозца – покорная. Э-э-эх!..

                ***
     Эта луговина, с сочными широколистыми травами, не водой затапливается, а тяжёлым сизым туманом. Если ранним утром присмотреться к ней, то получится бабушкина праздничная простынь, по низу с вышитым краем. И этой вышивкой служит цветущий высокий иван-чай. По межам, вдоль тропинок и дорог, только цветы выглядывают с бледно-серой купели. Даже по тропинке пройдёшь в это время и то, чуть ли ни по пояс подол мокрый. Взойдёт солнышко, какая-то часть влаги конечно же испарится. Что-то впитают в себя листья, а большая часть крупными каплями по стеблю скатится к корням.    Есть люди, которые называют тяжёлые туманы – плакунами. Только это не осенние туманы, а живительные. Коров выгоняют на росные травы, чтоб молока прибыло больше. Об этом любой мальчишка на селе знает. А знают ли их сверстники, живущие в городских квартирах, которые просыпаются, когда солнышко уже высоко поднялось над горизонтом. А потом они же, через губу скажут: «Деревня!» Да куда вам, изнеженным, до деревенских пацанов…

                ***
     Нет, ещё не ночь, а только сгущающиеся сумерки. Но уже включились уличные фонари, горят тусклым светом, с каждой минутой набирая силу. Уже издали видны фары машин, зато прохожих поубавилось.
     Ещё на голубом небе нависшие над городом облака грустнеют, темнеют. Может быть завидуют людям, дескать вечерами вы собираетесь семьями в тёплой комнате, а у нас: ни семьи, ни пристанища. Только озябшие лужицы всё ещё отражают небо. Но они земные и бродить по свету им просто лень.
     Когда идёшь по улице города во время сумерек, чувствуешь какое-то зябкое одиночество. Скорей-скорей домой, там тепло, горит яркий свет, слышны родные голоса, вздымается лёгкий пар над кружкой чая. А на одинокие покинутые дворы и улицы можно смотреть из окна, а того чаще люди стараются отгородиться шторой от вида теней под вечерними деревьями, от вида пробегающих бездомных собак и от ссутулившихся прохожих. Вроде – это горе - не горе, но всё же…

                ***
     Осенние снегопады – это своего рода пробные забеги. Ночью выпадет снежок, а уже после обеда даже в тени растает. Только нынешний снежок, уже не припомню какой по счёту, уже не растаял. Нет, на пригреве он постепенно исчез, а в старой траве остался не тронутым.
     Я шла по тропинке вдоль обочины дороги и поглядывала на крутой спуск, усеянный разными по цвету и величине камушками. Могу любоваться камушками не жалея времени, даже в плохую погоду. А тут они ещё не обсохли и казались яркими. Не сразу, в самом верху пригорка росли молодые пышные сосенки и на их фоне безлистые берёзки казались худенькими белотелыми родственниками. Тем более они росли на самом краю, что порой вызывало тревогу: устоят ли они, когда подуют сильные ветра? И только потом, присмотревшись, поняла, что у этих берёз корни, как щупальца осьминога, выступают поверх каменного взгорка, который ранее не был таковым, а только когда прокладывали дорогу, сделали выемку грунта. Корни у берёз оголились, но и им жить хотелось. Вот эти белые щупальца между камушков, зарывшись в глубь, проросли в очень скудный по питательности грунт. Теперь уже эти корни сдерживали камушки, чтобы те не покатились вниз. Всё это так, но если на них посмотреть восторженным взглядом, то они напоминают лапы различных сказочных лесных жителей. И я так думаю – добрых сущностей, раз живут в ладу с землёй, со старыми молчунами-камнями. А камни будь кого терпеть не будут…

                ***
     До чего же Божий мир красив! Даже мною ненавистные, дурно пахнущие садовые клопы, которые так и норовят на самую красивую ягодку залезть, и те красивые узоры на крыльях носят…
     Смотрю на них и думаю: «За что их Природа-матушка так разрисовала?» А мне когда-то мама говорила: «Подругу выбирай поскромней и лицом чтоб не выделялась. Она умнее красавицы, трудолюбивее и совестливее». Я уже жизнь доживаю, а всё мамины слова вспоминаю. Но, вот, зачем клопам красота – не пойму…

                ***