Айта

Олег Сенатов
Фильм Дмитрия Давыдова «Молодость» убедил меня  в том, что в настоящий момент для любителя авторского кино в российском кинематографе не осталось ничего, кроме Якутской школы.
Поэтому «Айту» Степана Бурнашева я посмотрел в первый же день проката, и  был немало им впечатлен. И это несмотря на то, что, в отличие от экзистенциальной драмы, какой является «Молодость», по своему жанру «Айта», вроде бы, - полицейский детектив с социальной подоплекой.
Кинокритика уже отреагировала на этот фильм, справедливо отметив, что в нем отразилась проблема отношений между автохтонным населением  - якутами – и приезжими русскими. Но это – не единственная, да и не главная тема, каковой является примат писанного Закона по отношению ко всем неписанным «человеческим» законам, какими бы справедливыми они ни казались.
Фильм построен вокруг намерения группы местных жителей устроить самосуд над рядовым полицейским (он русский), который, как они считают, соблазнил школьницу, школьница же, забеременев, покончила жизнь суицидом. На следователя (он является главным героем фильма) оказывается огромное давление, но он остается верен долгу. Даже когда вооруженные местные жители идут на штурм полицейского участка, он организует его оборону. В конечном итоге полицейский оказался невиновен, и фильм заканчивается вполне по-советски – общим примирением. Но для меня важно не столько то, Что в нем утверждается, а то, Как он сделан.
Атмосфера фильма экспрессивна: действие происходит преимущественно ночью; в кромешной тьме ярко светятся окна осажденного полицейского участка; все экранное время, ни на минуту не переставая, льет проливной дождь; в кадре доминируют крупные планы с гротескно выразительными  лицами героев, искаженными бурными страстями. В фильме много говорят, но речь персонажей невнятна до неразборчивости, и лишь отдельные – главные - фразы четко отмечают движение сюжета, который жестко следует линии: завязка - нарастание напряжения – кульминация  – случайное в своей невероятности благополучное разрешение конфликта. Кажется:  всего-то лишь  триллер, но сюжет забывается, а картинка врезалась в память.
                Апрель 2023 г.