Памяти Сергея Рахманинова

Николай Тюрин
Фото С. В. Рахманинова
 
В 2023 году весь мир отмечает сто пятидесятилетие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова – великого русского композитора, пианиста и дирижёра.
Сергей Рахманинов родился 1 апреля (на кресте 2 апреля - так его отмечал сам маэстро) 1873 года в дворянской семье в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Ранние детские годы Серёжи  счастливо прошли в усадьбе Онег, которая  принадлежала его  дедушке и бабушке со стороны матери, Петру Ивановичу и Софье Александровне Бутаковым. Позднее они передали имение родителям Рахманинова. Отец музыканта, Василий Аркадьевич Рахманинов (1842;1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ; дочь генерал-майора П. И. Бутакова, преподавателя истории Аракчеевского кадетского корпуса. В имении Онег Сергей Рахманинов впервые встретился с музыкой и влюбился в неё на всю жизнь. Это бабушка приучала его к искусству.
К сожалению, имение Онег было полностью уничтожено фашистами во время Великой Отечественной войны.
В 1882 году Рахманинов поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где проучился три года. По настоянию родителей в 1885 году переехал в Москву и поступил в Московскую консерваторию. Через четыре года Сергей закончил консерваторию с большой золотой медалью как композитор и пианист. Дипломной работой его стала опера «Алеко» по поэме Александра Пушкина «Цыгане».
Писать музыку Рахманинов начал, учась в консерватории. В период учёбы им написано несколько романсов, Первый фортепианный концерт и ряд пьес.
После окончания консерватории Рахманинов преподавал музыку в женских институтах, затем работал дирижёром в Московской опере. Наконец, осознав свой талант, он с головой ушёл в сочинительство и параллельно гастролировал с концертами. Выступая в качестве пианиста и дирижёра, Сергей Васильевич дал концерты в Италии, Германии, Америке и Канаде.
С 1890 по 1917 годы Сергей Рахманинов почти ежегодно проводил тёплое время года в имении Ивановка Тамбовской губернии. Ивановку, утопающую в цветах и зелени, Рахманинов очень любил. Он отзывался о ней так: «Стремился  туда или на отдых и полный покой,  или, наоборот, на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствовал».
Это было имение его близких родственников Сатиных. Именно Ивановка стала ему настоящей родиной, где он был счастлив. Здесь была создана удивительная атмосфера, в которой гений мог создавать свои шедевры. Всего в Ивановке он написал 24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты и 49 романсов.
Здесь же, в этом райском уголке, Сергей обрёл и свою главную любовь – Наталью Александровну Сатину. Она приходилась композитору двоюродной сестрой. В 1902 году в Москве они обвенчались. В 1903 году у счастливых супругов родилась дочь Ирина, а в 1907 году – дочь Татьяна.
Последний раз С. В. Рахманинов посетил Ивановку в апреле 1917 года.
В годы Гражданской войны имение Ивановка было сожжено до тла. Не осталось ничего.
В восьмидесятые годы прошлого столетия Музей-усадьба С. В. Рахманинова была воссоздана, благодаря усилиям её первого директора Александра Ивановича Ермакова и других неравнодушных людей.
Жизненный путь Сергея Рахманинова условно делится на два периода. И оба они успешны в творческом плане. Первый – российский. Рахманинов – известный пианист и дирижёр, к тому же великолепный композитор. О нём прекрасно отзывался П. И. Чайковский, помогавший Рахманинову ставить его произведения в театрах. В оперных спектаклях под его управлением поют Нежданова и Шаляпин.В российский период Рахманиновым созданы 3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мертвых», кантата «Весна», прелюдии, «Вокализ», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и другие.
Революция, которую Рахманинов не принял, разделила его жизнь на «до» и «после». 21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление С. В. Рахманинова в Петрограде. Почти без средств существования он выехал из России в середине января 1918 года, оставив всё своё имущество. Гастроли в Копенгагене, Осло и Стокгольме принесли ему необходимые деньги на переезд в США. В ноябре 1918 года Рахманинов с семьёй прибыл в Нью-Йорк, где сразу же началась его бурная концертная деятельность. Это второй период жизни Сергея Рахманинова.
До 1926 года он не писал музыку, объясняя это так: «Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных традиций и родной почвы, не остается желания творить….». К тому же у него для сочинительства долго не было подходящего места. Он своим талантом пианиста, своими  ловкими пальцами, умевшими извлечь из фортепиано душу, зарабатывал на безбедную жизнь многочисленными концертами, каждый раз с восторгом встречаемый публикой. В американский период он создал всего шесть произведений, каждое из которых является подлинным шедевром.
В Нью-Йорке Сергей Рахманинов долгое время проживал по адресу: 505WestEndAvenue. На этом доме благодарные поклонники и его друзья прикрепили памятные таблички.

 
Надпись. Прожил в этом здании последние семнадцать лет своей жизни. Композитор, пианист и дирижер русского происхождения поселился в Нью-Йорке в 1918 году; он дал более тысячи концертов по всей Америке и стал гражданином Соединенных Штатов. Здесь он сочинил, среди прочих произведений, свой четвертый фортепианный концерт, вариации Корелли, рапсодию на тему Паганини, свою Третью симфонию и Симфонические танцы.
Представлены ВойтекомМатушевским, Лючией Дебрилли, Рафаэлем Касториано, Коммерческим банком Нью-Йорка, Steinway&Sons и городом Нью-Йорк.
1 декабря 1993 года
В ознаменование 50-летия со дня смерти Рахманинова, 100-летия его профессионального дебюта и 120-летия со дня рождения.

Рахманинов много гастролировал по Америке, давая в год до ста пятидесяти  концертов, в которые включал и свои произведения. Популярность в США у Сергея Рахманинова была огромной. Публика встречала и провожала гения овациями, репортёры следовали за ним по пятам. Это был настоящий успех. Успех и в финансовом плане. В 1931 году Рахманиновы купили в Швейцарии участок и построили там виллу, назвав её «Сенар». В названии они соединили первые слоги своих имен (Сергей и Наталья) и добавив начальную букву фамилии. Часто уезжая на гастроли, Семья прожила в Сенаре 10 прекрасных лет.
Именно здесь Рахманинов пишет «Рапсодию на тему Паганини» и Третью симфонию.
Спасаясь от Второй Мировой войны,  композитор в августе 1939 года вернулся в Нью-Йорк. Здесь в 1940 году он закончил вторую редакцию Четвертого концерта и свое последнее крупное сочинение – «Симфонические танцы». Сам композитор высоко ценил эту работу. Закончив партитуру, Рахманинов написал в конце: «29 октября 1940 года. Благодарю Тебя, Господи!»
Композитор был дружен с Игорем Сикорским – великим конструктором летательных аппаратов. Одно время Рахманинов работал вице-президентом в фирме Сикорского.
Сергей Васильевич любил бывать в Калифорнии, там у него и Натальи было много друзей. Особенно дружили они с семьями Горовица, Рубинштейна, Стравинских, Ф. Ф. Шаляпина. Современники вспоминают незабываемую игру на двух роялях Рахманинова и Горовица, двух великих пианистов.
Проживая вдали от исторической родины, России, Рахманинов её никогда не забывал. Всю жизнь он тесно общался с соотечественниками, однако в СССР так и не приехал. Он этого не хотел. Его родина сгорела в сокрушительном огне революции, а другой он не знал. Однако, когда началась Великая Отечественная война, он глубоко переживал за страну своей молодости. Известен факт, что Рахманинов собрал гонорары за несколько своих концертов и передал их в Советское Посольство в Вашингтоне со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Говорят, что на эти деньги в СССР построили самолёт.
В 1942 году Рахманиновы купили дом в Беверли-Хиллз и весной 1943 года собирались окончательно обосноваться здесь. Чувствовал Сергей Васильевич себя плохо, намеревался закончить выступления и заняться сочинительством и садоводством. 1 февраля 1943 года Рахманинов получил американское гражданство, а
17 февраля 1943 года в Ноксвилле Сергей Васильевич отыграл свой последний концерт. Его мучили боли и страшная слабость. По дороге домой композитора сняли в Лос-Анджелесе с поезда и поместили в госпиталь: скоротечная форма рака (меланома) поразила жизненно важные органы. Сергей Васильевич Рахманинов скончался 28 марта 1943 года, не дожив трёх дней до своего семидесятилетия. Пока вдова подыскивала место для захоронения, гроб с телом маэстро был помещён в городской мавзолей. Через несколько месяцев его вдова купила место на кладбище Кенсико в городке Вальгалла штата Нью-Йорк, где Сергей Рахманинов был торжественно захоронен 1 июня 1943 года. На похоронах пел большой русский хор. Приехало много народа — музыканты, друзья, русские и американские поклонники Рахманинова, были и представители Советской России, приехавшие из Вашингтона.
В 1951 году в ту же могилу был опущен прах его жены Наталии, а в 1969 году там была погребена и дочь Рахманиновых Ирина.

Потомки Сергея Рахманинова в настоящее время живут в США, Коста-Рике и Франции.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно. Он объединил различные музыкальные направления, создав неповторимый уникальный русский стиль. Он вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, а его произведения входят в репертуар всех выдающихся пианистов. Как исполнитель он стал примером для многих школ пианистов. На записях его игры учатся во многих странах. Рахманинову-пианисту и дирижеру принадлежит неоценимая заслуга в пропаганде русского искусства в России и за рубежом и в приобщении русской публики к зарубежной музыке.
«Я никогда не мог разобраться, в чем же состоит мое истинное призвание, кто я — композитор, пианист или дирижер. Эти сомнения преследуют меня и по сеи; день. Временами мне кажется, что я – прежде всего композитор; иногда думаю, что способен только к игре на фортепиано. Теперь, когда большая часть моей; жизни уже позади, я постоянно терзаюсь подозрениями, что, выступая на многих поприщах, может быть, прожил жизнь не лучшим образом. Согласно русской; пословице, я „погнался за тремя заи;цами“. Могу ли я быть уверен, что убил хоть одного из них?» - говорил о себе Сергей Рахманинов.
В 2015 году министр культуры России Мединский поднимал вопрос о перезахоронении Сергея Васильевича Рахманинова на территории нашей страны, но потомки композитора выступили категорически против этого. Внук композитора, Александр Рахманинов,называл своего деда «гражданином мира» и считал, что его останки должны оставаться там, где лежат.
В этот юбилейный год торжественные мероприятия в честь Сергея Рахманинова проходят по всему миру. В Росси есть два главных центра Рахманиновских памятных мест: Новгород и Тамбов. В сияющей Ивановке проходит целый ряд мероприятий с участием мировых звёзд музыки. Ивановка, облагороженная заботливыми руками работников музейного комплекса, великолепна! Она встречает гостей обилием нежных цветов и изысканной музыкой.
Нью-Йорк тоже не забыл своего американо-русского композитора-виртуоза. В Свято-Николаевском соборе на Манхэттене 8 апреля состоялся большой концерт в честь ста пятидесятилетия Сергея Рахманинова, на котором исполнялись проникновенные произведения композитора.
Тропа к могиле великого маэстро не зарастает, наглядно показывая значение его таланта. И спустя восемьдесят лет после его смерти, сюда приезжает много поклонников Сергея Рахманинова из США, России и других стран, чтобы отдать ему дань памяти. Вот и я приехал сюда и передал низкий поклон композитору от благодарных земляков с далёкой Тамбовщины. Родина его не забыла и не забудет никогда. Это можно сказать совершенно твёрдо.
Музыка Сергея Рахманинова бессмертна, а это значит, что память об этом великом человеке вечна!
«Музыки хватает на всю жизнь, но целой жизни не хватает для музыки» (С. Рахманинов).













С. В. Рахманинову
Николай Тюрин
1 апреля 150 лет со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова.
Сергею Рахманинову

***
Симфонические танцы
Над Нью-Йорком вдоль реки.
Кто с тобой мы: иностранцы
Или, всё же, земляки?

Твой талант повсюду признан,
Но есть рана на судьбе:
Беспокойная Отчизна
Не скучала по тебе.

Многогранностью алмаза
Ты в Америке сверкал,
Но и Родину ни разу
Даже в мыслях не предал.

Потому-то и поныне
Дань отдать из года в год
К твоему кресту – святыне –
Собирается народ.

Эта истина не нова,
Тот же в жизни камертон.
Из далёкого Тамбова
Я привёз тебе поклон.