Наташа и её самолёт - от винта!

Страница Памяти Великой Войны
Иоанна Максимова - http://proza.ru/avtor/ganmaks

О летчице и прозаике Наталье Федоровне Кравцовой (Меклин)

Рассказ для детей школьного возраста

 
"Ночные ведьмы" ангелами смерти
Являлись под покровом облаков
Их боевые "швейные машинки"
строчили скорбный саван для врагов

Ночное небо меняло цвет
Когда зенитки палили в след
Но цель на карту нанесена
"Ночные ведьмы"... война...война
               
Виктор Кириллов





В полк Наташу взяли техником.
Она не была кадровой военной, не была военнообязанной, она была добровольцем. Попросилась на фронт, как только узнала, что Марина Раскова набирает женское летное формирование.Ведь она  закончила курсы планеристов!

Он был девчачьим, этот  полк- от оружейников,  техников  и штурманов до летчиц и командира, но его почему-то называли женским.
Многие девочки уже на войне переучивались на летчиков.
И она тоже, штурманом вылетая  в ночные полеты, как-то решила -буду летчицей!Как будто этого было мало! Ей самой очень хотелось приносить еще бОльшую пользу, и она страстно хотела сама летать на боевые задания.

Днем девушки  не летали на фанерных  планерах По-2(У-2),  в мирное время  учебных планерах,  как их окрестили за простецкий вид- на «кукурузниках». На этом биплане  можно было вылетать  только ночью, так как днем этот самолет был очень уязвим для врага. А вот ночью! Ночью небесный тихоход становился по сути самолетом- невидимкой,  способным бесшумно перенести и  сбросить бомбы на врага.
Им так сказали, их любимая и обожаемая майор Раскова- и они в это поверили.
Да и действительно -их скорость такова, что  максимум 120 км, а так -80 -100,   так что истребитель скорее завалится и уйдет в штопор, чем сможет провести атаку!
Да и вообще, "ночных охотников" мало.
Вот только ночь на 01 августа 1943 года доказала обратное...Четыре экипажа сгорели над целью от огня ночного вражеского истребителя.Четыре лучших экипажа, восемь девушек! какие они были...

Учиться летать девушкам приходилось в полной темноте- такой летной подготовки, наверное, никто и никогда не проходил - как эти девушки, пожелавшие переучиться на летчиц из штурманов, оружейников  и техников  уже в боевой обстановке- из 588 авиационного легкого бомбардировочного полка.

Сначала Наташа летала штурманом с Ирой Себровой, но вот и ее саму выпустили на боевое задание.

В годы войны  Наташа иногда  говорила  шутливо: "Вот кончится война - напишу сказку для детей про нас про всех. И начну её так: "Далеко-далеко на юге, у самого Чёрного моря, жил-был гвардейский женский полк...".

Вот кончилась война - и ей часто снились сны, сны были цветные: лучи прожекторов шарили по лицу, а внизу костры от сбитых горящих самолетов ее подруг.
"Мне часто снятся те девчата" -говорила она.

Вспоминала -взлетишь, сбросишь, вернешься, возьмешь бомбы, зальешь бензин, взлетишь.И так 8-10 раз за ночь зимой. Летом 6-8, потому что рано светало, и мой грозный самолет превращался в легкую мишень для врага, его легко было сбить.Внизу прожекторы, зенитки ведут огонь, и пожары от наших сброшенных бомб! И так всю ночь.
Самолет мог взять до 300 кг.Девочки -оружейницы подлазят под самолет, подвешивают по две стокилограммовые  бомбы или  4 по 50 - и как только они поднимали эту тяжесть?  Фугасные по 20 килограмм.  Еще можно было дополнительно взять на 20 кг больше бомб (на колени).Вместо парашюта.
Техник спросит - "Все в порядке, товарищ командир?"- "Контакт!" -"Есть контакт" - "От винта!" и вновь короткий разбег, и вновь луна слева. Лечу  на Новороссийск. Выпускают по одному самолету, во избежание столкновения.  Темнота.

Идем  по курсу вспепую.Сложно здесь было в Тамани.Ночи темные, ни огонька. Сама командир полка Евдокия Бершанская и «мамочка» парторг Евдокия Рачкевич встречают и провожают каждый самолет, а ориентиром для посадки служит иногда не выложенное посадочная «Т», а зажженная папироса комполка майора Бершанской.

Ночное зрение у девушек поразительно обострилось.Так бывает. Солнца они не видели- спали днем.

Не потерять ориентировку! Не сбиться! Иначе не вернешься на аэродром! Наташа любила лететь по звездам и луне, но для порядка  спрашивала своего штурмана - курс? Сколько минут до цели осталось?

И вот зашарили по небу прожекторы, залаяли зенитки. Выключить мотор!
Планирую к земле. Всполохи разрывов от снарядов слева, справа, самолет тряхнуло- но летит!!!

«Сбрасывай!» - кричу - «давай  быстрей!».
Нет, ее штурман Нина Реуцкая просит чуть левее. Теперь зависнуть.
Жду с ужасом, что вот сейчас-то и  попадут в нас.
Наконец слышу ее крик - «сбросила»!!! Внизу костром отзывается  земля- прямое попадание.

Ну, а теперь  резко маневрирую вниз, к земле, ухожу от прожектора, от зениток-домой, быстрей домой. Луна предательски светит нереальным фарфоровым светом.

Наташа иногда что-то писала в сторонке, это были стихи. Девочки горели, не возвращались- а им нужно было жить дальше и воевать.И уже сегодня ночью вновь вылететь на боевое задание.

"Фашистским гадам от расплаты не уйти.
Никто из нас усталости не знает,
Мы бьем врага с заката до зари…
Гвардейцы-девушки в бою не подкачают."

Наташа была очень красивой девушкой с озорными, немного грустными  глазами и доброй улыбкой.

Уже после войны через много десятилетий  фотография Натальи Меклин (Кравцовой) с многочисленными орденами и медалями на груди  будет одним из символов победы над фашисткой Германией, а вот в феврале  1945 года она с волнением прочла  в газете, что ей присвоили звание Героя Советского Союза.

И еще 23 девушкам.

Они были отважными, эти летчицы, и очень любили свою Родину.
Немцы боялись появления ночных бомбардировщиков, и за свой ночной кошмар, за неожиданные ночные бомбардировки на Тамани девушек из ночного легкого бомбардировочного авиационного полка именно тогда  прозвали «ночными ведьмами» - они как фурии, бесшумно возникали из ниоткуда, сбрасывали свой смертоносный груз и исчезали также быстро,  как и появлялись -был слышен лишь легкий шорох ветра под крыльями биплана, напоминающий звук от метлы- оставляя после  себя  уничтоженную боевой техники, принося на крыльях смерть оккупантам.

Они и вообразить себе не могли, что "ведьмам" было по восемнадцать -двадцать два года, мало кому было чуть больше, кому и меньше, а  командиру  полка - целых  двадцать восемь!

При этом  подчиненные считали кадрового майора Бершанскую взрослой и опытной, которой бесконечно верили.

По ее имени «Евдокия» летуны из соседнего мужского полка их по началу полк прозвали шутливо - сначала «Дунькин полк»,а затем, когда зауважали за неуступающее им, мужчинам, летное мастерство  и отвагу- и "сестрички",и "ласточки", и "небесные создания", "королевы" и  "наши Маруси".

Такой был праздник, когда летчики, пролетая над аэродромом, кидали букет цветов с запиской "экипажу такому-то". Хотя девушки поклялись, что никаких романов, пока не кончится война.

Факт- однажды девчачий полк смог вылететь на задание только один - соседние «братки» из мужских полков остались на земле - не смогли из-за раскисшей земли.

А девчонки  не стали вынужденно отдыхать, майор Бершанская отдала команду- устроить  деревянный настил, по которому их самолеты делали разбег. Бомбовоз завяз? Подносить бомбы на руках!

Как можно больше боевых вылетов! Бить врага! Девушки спали в самолетах ночью, пока давали взлет. "При этом пока «братки» натягивали штаны, и пока их везли из "сараев" на аэродром,  девушки успевали сделать по боевому вылету!"- смеялась начальник штаба Ирина Ракобольская.

Хотя вначале встретили их на фронте невесело.
Командир и комиссар авиадивизии с нетерпением ждали пополнения — часть понесла немалые потери. Приуныли, когда узнали, что прибудет полк на У-2. Но встречать  поехали.

Один за другим уверенно садились новенькие самолеты. Из кабин выпрыгивали пилоты и штурманы и с радостными криками бросались… собирать полевые цветы. Командир и комиссар переглянулись и молча направились к своей машине…

Чтобы быть на равных с мужскими полками, девушкам приходилась все делать лучше и больше.

Через несколько месяцев службы полк Бершанской считался лучшим в дивизии.
Горели переправы, склады, эшелоны- невыполненных заданий не было.
Очень скоро авиаполку было присвоено звание гвардейского, как знак доблести  и героизма, а  орденоносец Наташа Меклин с   ее бесконечным, казалось, оптимизмом и задором, стала знаменосцем полка.

"Там, где пехота не пройдет
И бронепоезд не промчится,
Угрюмый танк не проползет,
Там пролетит стальная птица" -не унывала Наташа даже в самые тяжелые времена.

Посмотришь фотографии военных лет-совсем школьница, вся светится, как будто не идет каждый день в пекло и на смерть на учебном планере, а на праздник.
Грудь -вся  в орденах.Еще бы, более 1200 часов боевого налета.

Вот такая она была, летчица Наташа Меклин.

А французы- пилоты, из соседнего братского полка «Нормандия-Неман», узнав о том, что с соседнего аэродрома в бой идут одни девчонки, выразили свои чувства в этих строчках, которые облетели весь мир-«Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение!».

Юная Наташа писала на фронте вот такие горячие строки:

Врага мы будем бить с заката до рассвета,
Не зная жалости, без отдыха и сна.
Бомбим его зимой, бомбим его и летом.
И будем добивать, когда придет весна.

Когда враг был повержен, и началась мирная жизнь, Наталья Меклин написала много проникновенных без прикрас рассказов и повестей о фронтовых буднях, о своих подругах, писала для детей.

Одну из своих  книг  так и назовет : "От заката до рассвета".


* Наталья Меклин (Кравцова), Герой Советского Союза, командир звена, гвардии лейтенант 46 гвардейского Таманского легкого бомбардировочного полка, летчик-ночной бомбардировщик на По-2, 982  ночных боевых самолето- вылетов.
 Ее экипаж сбросил по уничтожению мотомехчастей и живой силы противника 147 тонны бомбового груза.

Герой Советского Союза Н. Ф. Кравцова награждена орденом Ленина, кавалер ордена Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета", 15 медалями.
В отставку вышла в звании гвардии майора.
Член Союза писателей, удостоена серебряной медали имени Фадеева.
Похоронена на Троекуровском кладбище.