Если есть такие люди, жить не страшно

Страница Памяти Великой Войны
Иоанна Максимова - http://proza.ru/avtor/ganmaks

Очерк
 О летчице и режиссере Евгении Андреевне Жигуленко.

«Герои соответствуют нашей системе ценностей»
Джулия Кэмерон


Женя Жигуленко - какая она была?
Я попробую - о невозможном.

Родом из  Краснодара.  Училась в Московском Дерижаблестроительном интституте, была зачислена в женское авиаформирование Марины Расковой в 1941 году.

Летчица легкого бомбардировочного полка, на войне добровольцем с октября 1941 года  в звании младшего лейтенанта,  вышла в отставку в звании гвардии майора в 1955 году.
Боевые подруги за задор и широту натуры звали ее просто «Жигули».

Прошла всю Великую Отечественную войну.

Да, из тех самых военных летчиц- ночников, летавших на  У-2(По-2) .
Этот фанерный учебный самолет - использовать в войне с фашистской Германией? Когда истребители достигали уже скорость 570 километров  в час? Но и ему нашлось применение. Особенно хорошо показал себя  У-2 и стал незаменимым при ночных бомбардировках и доставке грузов  в Крыму в гористой Таврии под Новороссийском. С такими вот отчаянными летчиками, как наша героиня из женского полка.

Бомбили, бомбили, бомбили  еженощно технику и «живую силу врага».

Сбрасывали десантникам  боеприпасы и продовольствие. Бесшумно на малой высоте и с малой скоростью этот самолет буквально просачивался среди отвесных скал.

Вылетали на задание по одному. Это не Пе-2 и не истребители, где вылетают парами, звеньями, эскадрильями. Здесь надо обеспечить взлет и  посадку в полной темноте, поэтому - по одному.В открытой кабине летчик, сзади штурман.Экипаж -боевая единица.Базировались всегда у линии фронта километров за 20-25.

Настолько фашистам досаждали эти непрекращающие жалящие ночные бомбежки, что вскоре девушек- ночников немцы иначе не называли как "ночными ведьмами", а на борьбу с ними была переброшена немецкая эскадрилья асов ночников, и за каждый сбитый "рус-фанер" полагалась высшая награда рейха - железный крест.

После освобождения Крыма 588 ночной бомбардировочной авиационный полк первым ( и последним?) в авиадивизии станет гвардейским и получит  свое имя  "Таманский", а  23 -летняя гвардии лейтенант  Жигуленко - командиром звена.

Женьку представляли  к наградам. Памятный  Орден Красного Знамени получен в октябре 1942 году, а  в 1942 году награды просто так не получали, скупо было командование на награды, Красная Армия отступала. Что на боевом духе летчицы не отражалось- командование отмечало ее как лучшего стрелка-бомбардира полка.

Героя Советского Союза Жигуленко Евгения Андреевна получила уже в феврале 1945 года. Всего 23 девушки из полка стали Героями Советского Союза, из них каждая имела  более 800 боевых вылетов. Каждая-легенда.

Задорная, в карман за словом не лезла, в полку за веселый и смелый нрав ее звали "Жигули"." Я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза»-шутила Женька.

И  сапоги ее, пожалуй, были самыми блестящими и надраенными на построении. Щеголиха, да и только !! Но поворот головы, но один жест- и забыто, что это девушка. Это -воин.

Подтянутая, стройная,  синеокая, с кудрявой непокорной гривой волос, с особым   иголочным пронзительным взглядом  снайпера  она производила неизгладимое впечатление.

Она вспоминала: «в самые тяжелые минуты войны мы, женщины, не переставали ни на минуту мечтать о счастье. В это понятие вкладывали огромное, глубокое содержание. Мы были счастливы, уничтожая врага, потому что защищали право на жизнь для своих будущих детей…».

Однажды она сказала сказала своим боевым подругам:  «неужели мы умрем, и исчезнет все, как будто нас не было, как будто ничего и не было, и исчезнут наши  звонкие молодые голоса».

Один из способов не забыть, кто ты есть- это помнить своих героев.
И вот эти две мысли  ей не давали ей спокойно жить.

Она делала, что могла, чтобы увековечить память о боевых подругах.
Так, она задумала снять фильм, и для этого  отучилась на кинорежиссера, поступив в зрелом возрасте на режиссерское отделение в институт кинематографии на курс Сергея Герасимова и успешно окончив его.

Ее помощница по фильму сценарист, писатель и журналист Александра Свиридова,  вспоминает, и  лучше рассказ привести полностью : «а  что доверили мне (летчицы )  – не повторю. И не потому, что страшно или что-то стыдное там, а потому что нельзя: нельзя праздным соглядатаем даже смотреть в ту сторону, где люди остались без кожи, коль не можешь помочь. Ходят, говорят, живут, а ты знаешь, что они сгорели...Ей было за пятьдесят, и нужно было спешить с дебютом. Она хотела увековечить своих девчонок, оживить, чтоб они снова заговорили, загалдели вокруг нее и ушли в полет по ее воле, а не так, как было. Заколдовать – дать им вторую жизнь на экране. Она никогда не видела их мертвыми: они уходили в небо и оставались там. А в памяти стояли всегда живыми: она видела их и могла описать, стоило только чуть опустить веки. Я сразу согласилась работать. Попросила только дать мне попить чаю с ней, с ее подругами, чтобы послушать, как они говорят. И послушала… Это было страшно.

Великие женщины.

У нее была идея сюжета – не помню, какого. Что-то незначительное, неинтересное, сумеречное и дождливое. Какой-то сарай, самолет, поле, дождь. Но она не могла это вытащить из себя, как занозу, и повторяла, что у нее стоит перед глазами эта грязь, когда развезло дороги.
– Аэродром? Ну какой аэродром? Какое-то поле, сели, где попало. Колеса лысые, буксуют в этой грязи – ни разогнаться, ни взлететь, темень, и только зенитки так – тух-тух – пунктиром в темноте, пехота по рации просит, чтоб мы сверху эти зенитки накрыли, а мы самолеты таскаем по грязи туда-сюда, и скоро рассвет, и тогда всё…
Она придумала что-то подстелить – какие-то доски от сарая. Все удалось, и самолетик взлетел. И зенитки эти проклятые закидали бомбами, пока не рассвело.
-Почему они не прыгали, Женя?!
Ответом была тишина. Аж слышно, как стрелки спотыкались о цифры на ее наградных часах на запястье.
– Куда прыгать?
– На парашюте.
– Не было парашютов.
– Как не было?! – кричала я.
– Так, не было! – перекрикивала меня она, и ей становилось двадцать. – В начале войны вообще никаких парашютов не было, а когда дали, мы их сами выбрасывали.
– Почему, Женя?!
– В конце войны уже хотелось победить скорей. Самолет маленький, парашюты тяжелые, и, если взять парашют – значит, на бомбу меньше. А нам важнее было бомбить врага.
– Важнее чего? Собственной жизни? Но если ты погибаешь – врага бомбить вообще некому, – скулила я.
– А вот представь себе, что было такое время и такие люди, – в голосе звякала литавра военного оркестра. – Для которых собственная жизнь – ничто, а Родина – всё! – кричала Женя. Остался фильм. Наивный, беспомощный и открытый. Таким он и будет жить как единственное свидетельство того, что они были – (отчаянные) девчонки, которых нет на свете."

Её дипломной работой стала короткометражная лента о её боевых подругах «Одни сутки из тысячи ста». Она имела право снимать такие фильмы: на ее счету было  988 ночных боевых вылетов.

В фильме «Без права на провал» 1984 года через 40 лет после войны  Евгения Жигуленко, режиссер фильма, пробует себя и как актриса. Она хочет еще сказать о героях- о тех  людях, истории жизни которых ее потрясли, которых  она узнала еще там, на войне. О партизанах в занятом  Крыму. О детях-партизанах.О безымянных героях, отдавших жизни за победу в борьбе с фашистами.
Она видела и знала таких людей.

И опять тема : мать -сын:  «беги, сынок!» . Женьке не суждено было стать матерью- такой, как она хотела. Она стала матерью на сцене, произнеся на камеру «сынок».
Она показывает ужасы войны на экране - голод, разлуку и смерть близких людей: и слышно - не допустите!
 
И совсем не как актриса, а со знанием дела,  такое она делала не раз-проверяя личное оружие перед полетом - в кадре она передергивает затвор пистолета, и в очередной раз идет в бой с ненавистным ей врагом. Уже на экране. И вот этот жест притягивает внимание.Этот жест воина.

Если есть такие люди, жить не страшно.

И здесь для меня заканчивается  художественный фильм, и я вижу документальные кадры, изображение  уже немолодой по тому времени женщины, но которая по прежнему красива.И эти натруженные руки женщины, которые сделали так много, руки, которые принесли мир.С тех самых пор  долгое время  люди, познавшие все ужасы войны, повторяли в ответ на любые изменения в  стране - "только бы не было войны".

Можно сказать, что Женя Жигуленко боролась с фашизмом до последнего вздоха.Потому что, когда она неизлечимо заболела, а за лечение в США потребовали ее личные архивы, она отказалась и передала архивы в Музей авиации и космонавтики.

Фильм в первую очередь для детей и юношества.

Это не блокбастер.  Скорее, это попытка режиссера вновь передать потомкам правду о войне.

В кадре известный уже по ленте «А зори здесь тихие» Андрей Мартынов и  молодой Станислав Садальский. Если бы я была журналистом, я бы попросила интервью у  больших актеров  Мартынова и Садальского, но  расспросила бы их  только о режиссере Жене Жигуленко.

«Вспоминая о том времени,  мы склоняем головы перед памятью таких же тысяч героев»- этими словами заканчивается фильм «Без права на провал». Ни слова о своих подвигах, только один раз мы видим одинокий биплан  По-2, сбрасывающий мешки с продовольствием, медикаментами, боеприпасами.

Евгении Андреевны  не стало в 1994  году. Но она сняла свои  фильмы, она оставила тем самым свои воспоминания и рассуждения.

Она оставила свой звонкий голос в память нам, потомкам.

Она ушла раньше многих своих боевых подруг. Видимо, посчитав, что ее долг на этой земле исполнен.

Благодаря фильмам Евгении Жигуленко  мы знаем то главное, о  чем мечтают  военные женщины на войне - о любви, о материнстве, о детях, о жизни после войны.

О невозможном -как же так? Вы, женщины, источник жизни, вы стали убивать? - всего не расскажешь...

__________________________________________________
Похоронена на Троекуровском кладбище г.Москва.
Награждена орденом Ленина (1945), двумя орденами Красного Знамени (1942, 1945), двумя орденами Отечественной войны I степени (1943, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1944, 1954), медалями.
Бюст Евгении Жигуленко установлен в г. Сочи. В честь летчицы названы улицы в Тихорецке, Краснодаре и Геленджике, а также средняя общеобразовательная школа №83 в Краснодаре.
Используемая литература:

https://soldat.pro/2018/07/06/y-2-po-2/
А.Свиридова "Неподсудные" https://screenstage.ru/?p=14002
http://tamanskipolk46.narod.ru/p72aa1.html

https://cmvvs.ru/zhigulenko-evgeniya-andreevna/