Русские мозги продолжают утекать на Запад...

Валентин Поляков
Озабоченность положением отечественной науки выражают как слева, так и справа, не говоря уже о центристах. И вот известный своими многочисленными видео на сайте youtube.com Сергей Тарасович Брезкун высказался по теме в привычном для себя духе, что понятно из заголовка: «Жалкое зрелище российской якобы науки». Наверное, и у этого мнения есть право на существование. Как оно есть и у его критической оценки. Но прежде чем давать оценки и навешивать ярлыки, давайте договоримся, что мы называем наукой? Предложения принимаются без ограничений. К тому же есть разная наука: созерцательная или чисто теоретическая и практическая или внедренческо-технологическая. Но та и другая наука как процесс познания бесконечна во времени и пространстве... 

В любом случае для развития науки требуются материальные и финансовые затраты, причём немалые. Они могут не окупиться в обозримое время. И даже могут не окупиться никогда! Невольно вспоминается анекдот о том, что занятие наукой это удовлетворение частного любопытства за казённый счёт. Например, американцы запустили два космических зонда, два «Вояджера», которые давно вышли за пределы Солнечной системы, но продолжают посылать на Землю сигналы. Конечно, всем интересно, то, что они сообщают, и мы преисполнены гордостью за такое научно-техническое достижение Человечества, даже с учётом того, что оно не советское и не российское, но практической пользы от него никакой. Увы! – это так, хотя очень не хочется уподобляться персонажу басни великого россиянина Ивана Андреевича Крылова «Свинья под дубом»...

На этом бы и закончить наши пустые рассуждения, но на  сайте sputnik.mirtesen.ru обсуждается статья «Пронько: Нам пора бить в колокола – русские учёные уезжают, не найдя себя на Родине». Да, такая острая проблема есть, и российские учёные продолжают эмигрировать в основном на Запад. О том, насколько ценны эти люди для России, можно рассуждать сколь угодно долго. Может быть, единицы из них станут нобелевскими лауреатами, а кто-то, образно говоря, обречён на то, чтобы всю жизнь мыть пробирки. Одно бесспорно: Русские мозги продолжают утекать на Запад и не только, а ведь на их обучение затрачены и продолжают тратиться очень немалые бюджетные средства, не говоря уже об упущенной выгоде от их будущей работы...   

Конечно, в условиях непрекращающейся гибридной войны Запада против России все эти российские учёные – предатели, хуже власовцев! Те хотя бы жизни свои спасали, а эти покинули Родину в поисках благополучия, лучшей жизни. Этим можно бы и ограничиться, однако первым делом хочется спросить, зачем их в России-РФ так много, с избытком, учат, да ещё за бюджетный счёт обучают? Может быть, пора прекратить эту благотворительную деятельность смелым законодательным решением?! А то ведь российские университеты готовили и продолжают готовить научные кадры если не для врагов, то для прямых конкурентов России! При этом преподаватели целенаправленно настраивают своих учеников к эмиграции, а ректоры российских университетов гордятся своими лучшими и успешными выпускниками, работающими в Америке в Кремниевой долине, Европе, Израиле и т.д.! Печально это...

Конечно, каждое мнение имеет право на существование, при этом никто не обязан поддерживать чьё-то мнение. В том числе представление о том, что расходы на высшее образование это не разновидность социальной поддержки бедного и нищего населения (государственной благотворительности), что эти затраты – инвестиции,  а инвестиции должны окупаться. Поэтому не должно быть бесплатного (бюджетного) профессионального образования, за исключением тех случаев, когда специалистов готовят для работы на само государство. Но в этих случаях следует проводить обучение в вузах на основе прямых контрактов, предусматривающих полное погашение бюджетных затрат в случае невыполнения условий! Другие студенты могут заключать аналогичные контракты с юридически частными предприятиями...

Механизм финансирования учёбы можно обсудить отдельно. Между прочим, этим должна решиться и проблема студенческих стипендий, на которые жить нельзя. Кто заказал специалиста, то и должен ему платить достаточно для жизни во время обучения. Сам процесс обучения следует максимально приблизить к той работе, которая предстоит будущим выпускникам: например, будущие врачи могут работать младшим и средним медперсоналом, будущие преподаватели – помощниками учителей. А вы чего хотели, господа-товарищи? Ведь недопустимо то, что только 40% выпускников педагогических вузов идут работать педагогами в школах. Не лучше дело обстоит и с выпускниками медицинских вузов. Не говоря уже об эмиграции выпускников, но этот вопрос мы уже затронули выше...

11 февраля, 24 марта, 02, 03 апреля 2023 г.

© Валентин Поляков 2023