Один день Александра Ароновича. Часть 20-я

Кузьмена-Яновская
Печерский Александр Аронович (1909-1990) - руководитель единственного успешного восстания в лагере смерти в годы Второй мировой войны.
14 октября 1943 года узники подняли восстание в концентрационном лагере Собибор.


"Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны
предупредительно давать потребное друг другу, причём первенство принадлежит отцу".    (Диоген)


"Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы".  (Н.Карамзин)


"Учись у тех отцовству, кто отцом умеет быть".       (Теренций)


"Мудр тот отец, который знает собственного ребёнка".      (У.Шекспир)


"Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле."

"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую
Господь Бог Твой даёт тебе."

(Пятая заповедь Закона Божьего)


Если проследить весь путь испытаний, выпавший на долю Александра Ароновича с
началом войны, то невольно возникает ощущение, что смерть неотступно следовала
за ним по пятам, но какая-то сила свыше всякий раз чудесным образом спасала его.
Череда смертельных опасностей, которые казались непреодолимыми, то и дело
уступали перед силой его упорного преодоления. Словно Святой Дух вытаскивал его
живым из всех передряг.
А скорее всего, именно так оно и было. Святой Дух любви хранил Александра
Ароновича, помогая ему преодолевать тернистый путь бесконечного противостояния
смерти, когда жизнь его буквально висела на волоске - из таких мгновений был
соткан весь воинский путь Печерского.

Отец наш, Творец и Создатель, Всевышний, Всесильный, Всемогущий Господь наш -
в небе. А на земле российской испокон веков обычно главенствовал царь-батюшка,
отец государственный, земной. Да, царей было много и никто из них не был
идеальным: ошибались, заблуждались, грешили каждый на свой манер в зависимости
от воспитания, образования, природных личных качеств... Но все они соответствовали
духу  с в о е г о  времени, уровню всеобщего людского сознания, которое позволяло управлять и держать в узде закона огромную страну, заселённую разными народами; а держать их надо было в строгости, как положено отцу, но и одновременно по-отцовски заботясь, болея душой и не забывая об Отце Небесном, не отходя от веры в Него сообразно с человеческим пониманием своего времени.

Да, самодержавие. Да, надо было с детства образовываться, получая воспитание управителя огромной страны, впитывая в себя любовь к ней, заботу о ней и о людях
её. И когда надо было объединиться народам российским в одну семью, чтобы противостоять внешнему врагу, защищая свою землю, государство своё, звучал клич:
"За царя и Отечество!"  Да, за царя - управителя российского, отца земного -
государя такого огромного разноликого государства, страны, сотканной из самых
разных земель и проживающих в ней самых разных народов. И эта страна всегда
САМА ДЕРЖАЛАСЬ, спасая и защищая себя от многочисленных врагов Российской
империи.

Но в смутные времена, бывало, единство народное в государстве рушилось, вражда возникала внутри страны, и Отечество оказывалось в опасности, потому как дети переставали чтить отцов, идя против порядков их, а отцы губили себя и детей своих, забывая чтить Закон Божий, Закон Отца Всевышнего.
Восставая против государей, как небесных так и земных, против самодержавия царей, которые конечно же не были никогда бесгрешными и святыми, ибо являлись всё-таки обычными смертными, которых, оказывается, можно и смести с трона, заставить
отречься от власти, а то и вовсе уничтожить физически весь царский род, включая
даже малых детей. И объявить, что так правильно. А всё, что было прежде - неправильно.

И когда человек - любой человек - оказывается расходной монетой, ничего не стоящей
и незначащей...да, и царь-батюшка, отец земной и государственный, как и любой из    нас всё-таки простой смертный... То тогда можно замахнуться и на Самого Бога, на Самого Отца нашего Всевышнего, Творца и Создателя, объявив Его несуществующим.
И что же после этого мешает лукавому самому захватить власть над этими
безмозглыми людишками, чтобы творить свои беззакония? Ведь когда Бога нет, то
тогда всё позволено? И наступают лукавые времена, когда человек без Бога в душе
и без царя в голове, вооружившись безбожными идеологиями вместо Закона Божьего,
идёт на уничтожение самого себя, на уничтожение человечества. Поднимает голову бесовщина, объявляющая человека греховным отродьем, недостойным жизни,
дарованной Богом, безотцовщиной бесправной, сиротой безродной, беззащитным, бездушным, забредшим в этот мир случайно, по недоразумению, по чьей-то нелепой ошибке...
И под знаменами безбожных идеологий, какими бы заманчивыми и привлекательными
они ни казались, как бы ни оправдывали они человеконенавистничество, встают
разного рода лукавые фюреры и вожди, обьявляющие себя богами, царями, отцами народными, пекущимися о всеобщем счастье людском, о счастье великом всех
последующих поколений. И якобы они, только они доподлинно знают, как обрести это вожделенное счастье: надо, мол, только уничтожить людей "неправильных", заменив
их на "правильных"...

Но какой, однако, отец истинный, настоящий, не болеет душой о всех детях своих,
не желает защитить их перед лицом смерти, спасти их от лукавства и несправедливости?!
Ибо всякий нормальный отец, любя, понимает, что неправильным бывает не его дитя,
а   в о с п и т а н и е;  и  та кривая дорога, которая выводит к погибели, на
которую направляет воспитание лукавого, подменяющего собой Отца Всевышнего, истинно любящего детей своих, на ложного - ненавидящего всё и вся, в том числе и себя, и
весь род человеческий.

Александр Аронович родился и вырос в России, в атмосфере любви, в семье с
еврейскими корнями. Отец его, Арон Вольфович, юрист (работал и адвокатом, и помощником присяжного поверенного и т.п.); мать Софья Марковна была домохозяйкой, всё своё время посвящая семье, в которой росло четверо детей: Константин (1907),
Александр (1909), Фаина (1906) и Зинаида (1921).
Обстановка дружбы и заботы друг о друге царили в этой семье. Помимо общеобразовательной, дети учились в музыкальной школе, увлекались игрой в шахматы
и вообще всесторонне развивали свои природные способности.

Сведения об отце Александра Ароновича сохранились довольно скудные: известно, что
он был обычный человек, ничем таким особо не выдающийся - работа, семья,
различные повседневные заботы о жене и детях, свойственные его современникам и соплеменникам. Умер он в 1941 году и, как человек добропорядочный, окруженный
любовью близких и сам погруженный в любовь и заботы о них, наверняка явился
к Отцу нашему, Творцу и Создателю Духом Святым, а не духом адских подземных сил, потому как Бог - это любовь, а ненависть - инструмент лукавого.

И покинув этот грешный мир, став Духом Святым, то есть частью Господа, Отца нашего Небесного, и с того света Арон Вольфович не покинул в своих заботах тех, кого любил,
тех, кто любил его.  И по мере Своих Отцовских Сил беспокоился о детях своих,
бьющихся с лукавым насмерть на этой грешной и многострадальной земле.
И потому любовь отеческая к своим потомкам, как и преданная память детей о предках своих, вели к неминуемой победе в схватке с казалось бы непобедимым врагом.

Но, выражаясь словами Вольтера: "Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовал", мы, дети другого поколения, взирающие из нынешних лет на тяжкие испытания, выпавшие в те годы тем людям, что мы можем понимать? Что мы можем понимать о той войне, о пребывании во вражеском плену и концентрационных лагерях?
Однако следуя другой истине, мы можем предположить, что у людей в одинаковых положениях и понятия должны бы быть одинаковыми...

19 апреля 1943 года из окна барака N 3 особого лагеря "А" при концлагере
Заксенхаузен выпрыгнул заключенный. Не обращая внимания на окрик часового, он
бросился к проволочному заграждению. Ток опередил пулю.

Через колючую проволоку был пропущен электрический ток высокого напряжения. Заключенный бросился на неё за секунду раньше, чем прозвучал выстрел охранника.
Согласно протоколу вскрытия, пуля попала в четырёх сантиметрах от правого уха и раздробила череп. Но узник в этот момент был уже мёртв - его убил удар током.

Погибший, возможно, был самым главным трофеем Германии на Восточном фронте:
им был старший сын Иосифа Сталина Яков Джугашвили.

"Следуйте примеру Сталина. А вы знаете, кто это? - спрашивала немецкая листовка
1941 года. - Это Яков Джугашвили, старший сын Сталина, командир батареи 14-го гаубичного артиллерийского полка 14-й бронетанковой дивизии, который 16 июля
сдался в плен под Витебском вместе с тысячами других командиров и бойцов.
Следуйте примеру Сталина, он жив, здоров и чувствует себя прекрасно", - уверяли немецкие пропагандисты. Фотография, помещённая на листовке, демонстрировала
пленного советского военнослужащего, беседующего с немецкими военными.

Первенец Иосифа Джугашвили и его супруги Екатерины Сванидзе родился 18 марта 1907
года в грузинском селе Баджи неподалёку от Кутаиси. Мамы, можно сказать, Яков не
знал: она умерла от брюшного тифа спустя восемь месяцев после рождения сына.
До четырнадцати лет Яша находился на попечении родственников со стороны матери,
учился в школе соседнего села за семь километров от Баджи.

В 1921 году по настоянию своих попечителей Яков приехал в Москву, чтобы учиться.
Резкая смена обстановки и условий жизни подавляла его. Ещё вчера он жил в
окружении природы, дышал чистым горным воздухом, среди простых, но знакомых с пелёнок людей. И вот вдруг оказался в большом чужом городе, где, по сути, до него
не было никому дела. К тому же Яков говорил только по-грузински, был молчалив и застенчив.
Правда, мачеха Надежда Аллилуева отнеслась к нему очень сочувственно и старалась всячески опекать мальчика.

Отец встретил сына неприветливо, ему было не до него. В этом же году у будущего генералиссимуса родился сын Василий. А в 1922 году Иосифа Виссарионовича избрали Генеральным секретарём ЦК РКПП(б). Да и раньше он не был особенно озабочен
судьбой Яши; тогда, в 1921 году отец с сыном встретились впервые.

В Москве Яков учился вначале в школе на Арбате, затем в электротехнической школе
в Сокольниках, которую окончил в 1925 году. В этом же году он женился.

Гунина Зоя Ивановна (1908-1957) была первой женой Якова Джугашвили.
Одноклассница. Дочь священника. Свадьбу сыграли втайне от отца.
Сталин был категорически против этого брака, что вызвало между отцом и сыном  серьёзный конфликт.

Можно сказать, что именно тогда в сознании Якова рухнул тот образ отца, взлелеянный
им ещё в Грузии, в детстве своём. Конечно же, мальчик хотя и жил вдали от отца,
но всем сердцем любил его и верил, что тот тоже любит своего сына; любит также  сильно, как и его покойную мать Екатерину Сванидзе. Ребёнок с самого раннего
возраста много раз слышал рассказы от окружающих, как сильно Коба любил свою
Като, маму Яши. Так любил, что даже на её похоронах, обезумев от горя, бросился
вслед за её гробом в могилу...
Конечно же, мальчик мечтал о встрече с отцом, о жизни рядом с ним, о его советах,
о доверительных мужских разговорах. Однако этот вымечтанный ребёнком отцовский
образ стал терять свою позолоту после реального общения с реальным человеком.
Наблюдая, как Иосиф Виссарионович относился к своей тогдашней жене Надежде Аллилуевой, как цинично воспринимал всех "баб" вообще, вера в грузинские рассказы
о великой любви Кобы и Като, очень сильно поколебалась в Якове, а уже после
скандала по поводу его собственной женитьбы на Зое, благостная картинка, хранимая
с детства в душе юноши, разрушилась окончательно. Ведь, по сути, отец требовал от
сына совершить предательство по отношению к человеку искренне любящему и доверившемуся своему любимому. И он оказался внутренне сломлен, разочаровавшись
в отце, столкнувшись с его бездушием и откровенно грубым цинизмом. Трагедия парня
была настолько велика, что он не нашёл в себе силы пережить её и, не выдержав свалившейся на него тяжести, сломался, совершив попытку самоубийства.  К счастью,
рана не оказалась смертельна.

"Сталин не желал слышать о браке, не хотел ему помогать... Яша стрелялся у нас в кухне, рядом со своей маленькой комнаткой, ночью. Пуля прошла навылет, но он
долго болел. Отец стал относиться к нему за это ещё хуже".  (Аллилуева С.
"Двадцать писем другу". М., 1990. с.124)

9 апреля 1928 года Н.С.Аллилуева получила следующее письмо Сталина:
"Передай Яше от меня, что он поступил как хулиган и шантажист, с которым у меня
не может быть ничего общего. Пусть живёт, где хочет и с кем хочет". (" Сталин в объятиях семьи", М., 1993, с.22)

После того как Яков поправился, молодожёны уехали в Ленинград к родственникам по
линии Аллилуевых, где у них в 1929 году родилась дочь Галя, умершая от воспаления лёгких спустя восемь месяцев после рождения. Вскоре после смерти дочери брак
распался. Общее горе не сплотило, а наоборот отдалило молодых супругов.
Мировоззрение Якова поменялось кардинально. Он внушил себе, что отец, как всегда, оказался во всём прав. Какая такая любовь? Жизнь, она до грубости проста.
Женщины - это бабы, к ним нужно относиться потребительски, ибо они только для
того и нужны, чтобы обслуживать быт мужчины и для продолжения рода. А всё
остальное - лишь сентиментальная юношеская чепуха. Мужчина должен быть грубым
самцом и брать от жизни всё.

В мае 1930 года Яков вернулся в Москву, поступил в институт инженеров транспорта
им.Ф.Э.Дзержинского на теплофизический факультет, который окончил в 1935 году.
В 1936-1837 годах работал на ТЭЦ автозавода им. Сталина. В 1937 году поступил
на вечернее отделение Артиллерийской академии РККА, которую окончил перед войной.

В 1938 году женился на Юлии Мельцер, артистке балета из Одессы. От первого брака
у неё был ребёнок. В 1939 году у молодоженов родилась дочь Галина.
Необходимо упомянуть, что в то же время в Урюпинске другая женщина, Ольга
Павловнв Голышева, ждала от Якова ребёнка, который родился спустя месяц после регистрации брака Якова с Юлией. Мальчика назвали Женей.

В 1941 году Яков вступил в ВКП(б). С первых дней войны ушёл на фронт.
4 июля батарея 14-го гаубичного артполка под командованием Я.Джугашвили в составе
14-й бронетанковой дивизии группы армий "Центр" в районе Витебска была окружена,
16 июля 1941 года старший лейтенант Яков Джугашвили попал в плен.

После чего Сталин отдал приказ арестовать Юлию Мельцер. Это случилось осенью 1941  года в Москве. И пробыла она в тюрьме до весны 1943 года, когда "выяснилось, что
она не имела никакого отношения к этому несчастью, и когда поведение самого Яши в плену наконец-то убедило отца, что он тоже сам не собирался сдаваться в плен".
(Аллилуева С.И. "Двадцать писем другу"./М., 1990, с.126).
После выхода из тюрьмы Юлия долго болела и умерла. ("Дружба народов" N 6, 1993.)